Штрафник |
11 Августа 2011 г. |
В жизни бывшему заместителю начальника Восточно-Сибирской железной дороги Владимиру Павловичу Домбровскому довелось испытать много радостей и немало горестей... Летом 1943 года в составе 104-го стрелкового полка он ехал на Юго-Западный фронт. ...Поезд иногда останавливался в степи на полустанках. Во время одной из таких остановок солдаты высыпали из товарных выгонов. Многие кинулись к пшеничному полю. Домбровский нарвал полную пилотку колосков и стал торопливо уплетать зёрнышки. Голод он утолил, но желудок расстроил.... А за сорванные колоски солдат вызвал к себе капитан, уполномоченный Особого отдела полка. Окинув их колючим взглядом, злобно произнёс: «У вас на плечах не голова, а вот что...». И постучал кулаком по столу... Всем провинившимся определили наказание – год тюремного заключения. Но уже через полмесяца они в составе штрафной роты пылили по просёлочным дорогам к Днепру искупать кровью свою вину. Обмундирование на штрафниках, понятно, было не с иголочки: как-никак они по-прежнему считались заключёнными. У Владимира Домбровского пальцы торчали из ветхого ботинка. Будущий рационализатор обмотал носок тряпкой и искусно закрепил проволокой. Штрафникам предстояло на лодках и плотах быстро пересечь Днепр, зацепиться за западном берегу и удерживать его во что бы то ни стало до прибытия основных воинских частей. В лодке Домбровского было десять человек. Несколько фашистских танков с западного берега вели огонь по штрафникам. Разрывы снарядов поднимали столбы воды. Слышались крики о помощи: «Братцы! Сёстры! Помогите!» Разрывы снарядов штрафники старались не замечать, гребли изо всех сил, чтобы как можно скорее почувствовать под ногами землю. Владимир не услышал взрыва, смутно ощутил, как неведомая сила выбросила его из лодки. Вынырнув, он не увидел ни своих товарищей, ни лодки. Плавали только её обломки. До берега Домбровский добрался с большим трудом: вниз тянула намокшая одежда, ботинки, патронташ с тремя сотнями патронов. Винтовка, скатка и каска утонули. Спасло его то, что с детства был отменным пловцом. Штрафники с других лодок достигли берега и закрепились на нём. Домбровскому, еще не успевшему выжать одежду, дали первую подвернувшуюся под руку винтовку и приказали тащить катушку с телефонным проводом к траншее, только что захваченной штрафниками. Пули визжали над головой. Владимир полз, не отрывая тела от земли. Перед траншеей он заметил на земле марлю из разорванного индивидуального пакета, протянул руку, чтобы её взять, и в этот момент пуля, пролетевшая вплотную к левому глазу, обожгла его. Глаз остался целым, но вздулся и почти не стал видеть. Война для Владимира закончилась. Этим ранением Домбровский искупил свою вину. Судимость с него была снята. Это произошло 30 сентября 1943 года. В Новосибирске со слезами на глазах его встречали родные и близкие. Не довелось повидаться только с отцом: в первые же дни войны партийный работник Павел Павлович Домбровский добровольцем ушёл на фронт и сложил голову под Москвой. Пять лет учился Владимир в Днепропетровском институте инженеров железнодорожного транспорта и одновременно вечерами работал электриком на разных предприятиях. Учёба Владимиру давалась легко, в свободное время, которое появлялось не слишком часто, любил бывать на танцплощадках и считался одним из лучших танцоров. На танцах и познакомился с милой и привлекательной девушкой Надей Бойченко. В 1950 году они соединили свои судьбы, и прожили душа в душу 39 лет. Вырастили троих детей. После успешного окончания института Владимир Павлович трудился только на железнодорожном транспорте. Сначала в Алтайском крае – мастером, прорабом, главным инженером на строительстве железных дорог, десять лет в Новокузнецке был начальником технического отдела треста, электрифицировал Транссиб на участке Тайга – Мариинск. А с 1969 года он связал свою жизнь с Восточно-Сибирской железной дорогой, до ухода на пенсию был заместителем начальника ВСЖД по строительству. И какие бы должности ни занимал Владимир Павлович, он творчески подходил к своей работе. Разработанные в институтах проекты строительства объектов Домбровский всегда досконально изучал, вносил свои рационализаторские предложения и отстаивал их. А это было совсем не просто! К примеру, на одно из первых рационализаторских предложений, пришлось собрать 52 подписи согласователей. В газете «Гудок» от 25 января 1989 года в статье В. Сесейкина «Два миллиона инженера Домбровского» сказано, что от тридцати внедрённых Владимиром Павловичем рационализаторских предложений было сэкономлено два миллиона государственных средств. Цифра впечатляющая! За рационализаторство, которое и удешевляло строительство объектов, и ускоряло их ввод, В.П. Домбровский, разумеется, вознаграждался, порой получал немалые деньги. Распоряжался ими по своему: к примеру, за изменения в проект Мальтинской железнодорожной станции, благодаря которым удалось сэкономить триста тысяч рублей и обеспечить своевременный ввод объекта, ему начислили более одиннадцати тысяч рублей. В те годы - весомая сумма. А он две тысячи перечислил в Фонд мира, тысячу – в фонд Чернобыля и еще тысячу – на счёт подшефного детского дома № 5 города Иркутска. ...29 марта 2006 года Владимир Павлович Домбровский ушёл из жизни, но память о нём ещё долго будет жить среди людей, знавших его.
Тэги: |
|