НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Родом из детства

11 Мая 2017 г.

 1105 24 1

Анатолий Алексин – автор детских книг, любимых несколькими поколениями читателей, ушёл из жизни 1 мая 2017 года в Люксембурге. Писателю было 92 года. Анатолий Георгиевич написал такие известные произведения, как «Мой брат играет на кларнете», «В Стране вечных каникул», «Позавчера и послезавтра», «Действующие лица и исполнители», «Безумная Евдокия», «Сердечная недостаточность», «Поздний ребёнок» и многие другие. По сценариям Алексина ставились пьесы и снимались кинокартины.

3 августа 1924 года в Москве родился Анатолий Гоберман. Алексиным писатель стал много позже, взяв в качестве фамилии сценический псевдоним своей матери.

Отец Анатолия, убеждённый коммунист, участник Гражданской войны, выпускник и преподаватель Экономического института красной профессуры при ЦИК СССР Георгий Платонович Гоберман, был репрессирован в 1937 году и приговорён к расстрелу, но освобождён после пересмотра дела в 1939 году.

Арест главы семьи полностью изменил жизнь его близких. Его супругу, актрису Марию Михайловну Гоберман, сразу уволили с работы как жену врага народа, сын-подросток получил то же самое клеймо.

Как вспоминал много лет спустя Анатолий Алексин, они с матерью остались без средств к существованию и буквально голодали. Тринадцатилетний Толя уже тогда писал стихи для «Пионерской правды» и там, зная о ситуации в семье, ему стали платить гонорар. Хотя, как признавался сам Алексин, это было совершенно незаконно: во-первых, несовершеннолетнему поэту гонорары не полагались, во-вторых, ещё и «сын врага народа». Но главный редактор сделал это на свой страх и риск.

Труженик тыла

Когда началась Великая Отечественная война, семнадцатилетний Анатолий вместе со своей матерью, работавшей в Москве на строительстве здания Дворца Советов, эвакуировался в Каменск-Уральский.

Там, по приказу Сталина, срочно начали строить новый гигант алюминиевой промышленности, нужны были рабочие руки. Население маленького городка сразу увеличилось на несколько тысяч человек, и местными властями было принято решение начать издавать свою ежедневную газету «Крепость обороны». Но выяснилось, что Анатолий – единственный, кто хоть что-то знает о литературном труде. Так вчерашний школьник, который до этого печатал свои стихи в «Пионерской правде» и «Мурзилке», срочно был назначен сначала литературным сотрудником, а потом и ответственным секретарём газеты. Анатолий проработал в газете всю войну.

Много лет спустя Алексин создал произведения, в основу которых легли факты его автобиографии, где он описывал жизнь тружеников тыла: трилогию «В тылу как в тылу», «Ивашов», «Запомни его лицо».

От стихов к прозе

Все знают Анатолия Алексина как прозаика, но начинал он свой путь в литературу со стихов. Их печатали в разных детских изданиях, а позже и в «Комсомольской правде». Но однажды молодой поэт попал на семинар к Самуилу Маршаку, который слушал произведения молодых авторов. Стихи Алексина Маршаку не понравились. Стоит сказать, что и сам Алексин много позже оценивал свои стихи как весьма посредственные. Самуил Яковлевич поинтересовался у начинающего поэта, не хочет ли тот заняться чем-то другим. Но у Анатолия был с собой небольшой рассказ, который он тоже прочитал Маршаку. В это время в аудиторию вошёл знаменитый Константин Паустовский. Он тоже услышал рассказ и оценил пробу пера настолько высоко, что предложил свою помощь будущему писателю и предложил заняться прозой.

Так первым учителем, редактором и наставником Алексина-прозаика стал выдающийся писатель Константин Георгиевич Паустовский.

В 1950 году с его помощью и под его же редакцией вышла первая книга Алексина — повесть «Тридцать один день (дневник пионера Саши Василькова)». В том же году Алексин окончил Московский институт востоковедения.

Большая часть произведений Алексина была напечатана в журнале «Юность». В Союзе писателей РСФСР он возглавлял секцию детской литературы.

В 1970 году за один из своих сценариев писатель был удостоен премии Ленинского комсомола. В 1978 году – Государственной премии СССР.

Ангел-хранитель

Музой и вдохновителем Анатолия Георгиевича всегда была его жена – Татьяна Алексина (урождённая Фейнберг, автор книги воспоминаний «Неужели это было?..»). Когда они познакомились, Татьяна Евсеевна работала в издательстве и была редактором первых книг своего мужа.

Они прожили вместе 46 лет, и все эти годы Алексей Георгиевич боготворил жену. Она была для него не только единственной любимой женщиной, которой он посвятил книгу, но и ангелом-хранителем, лучшим другом и первым слушателем его произведений.

Умерла Татьяна Евсеевна Алексина в 2014 году.

В эмиграции

В 1993 году супруги Алексины эмигрировали в Израиль, а в 2011-м переехали в Люксембург, чтобы жить рядом с приёмной дочерью Алёной Зандер – телеведущей, редактором русско-люксембургского журнала «Альянс», женой голливудского продюсера Марка Зандера.

Первым мужем дочери Алексина был режиссёр Карен Шахназаров. И именно биография Алёны легла в основу сценария для известной киноленты «Американская дочь».

В эмиграции творческий путь писателя продолжился, но материал и тематика его произведений значительно изменились, «повзрослели». Им написана «Сага о Певзнерах» — обличение террора, антисемитизма, фашизма, искалечивших судьбы нескольких поколений одной семьи; антифашистский роман «Смертный грех», а также мемуарная книга «Перелистывая годы».

В Израиле он выпустил цикл рассказов «Тель-Авивские новеллы», «Террор на пороге». Во время трагических событий 11 сентября писатель находился со своей женой в Нью-Йорке и был свидетелем того, как несколько недель клубы дыма поднимались ввысь, а люди пытались среди обломков найти своих родных. Увиденное легло в основу рассказов последнего сборника, изданного в Израиле.

Семья Алексиных много помогала обществу содействия раковым больным «Любовь к жизни». Писатель выступает в онкологических больницах, на благотворительных концертах, сборы от которых идут для помощи больным. За эту деятельность Анатолий и Татьяна Алексины удостоены израильской премии «Сострадание».

Есть и ещё одна премия, которой писатель очень гордился: диплом и медаль Международного общества пушкинистов «За служение русской литературе». Центр этого общества находится в Нью-Йорке, и оно объединяет всех пушкинистов, живущих за границей.

Книги Алексина переведены на сорок восемь языков, включая языки народов бывшего СССР, – на английский, французский, итальянский, испанский, японский, персидский, бенгальский, хинди и другие.

Общий тираж превышает сто двадцать миллионов экземпляров.

Писатель включён в почётный список Ганса Христиана Андерсена и награждён медалью ассоциации «Знание» за огромный вклад в просветительскую деятельность и мировую литературу.

Алексин был членом редколлегии журнала «Юность», 14 лет вёл на телевидении популярную телепередачу «Лица друзей».

В 1982 Анатолий Георгиевич был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Добрый и мудрый

По воспоминаниям близких, Анатолий Георгиевич был мягким и добрым человеком, старался никого не обижать, но и близко к себе не подпускал. Писатель больше доверял детям, чаще писал именно о них. Он сравнивал взрослых с детьми, говорил об этом в одном из своих интервью: «Детство живёт только в хороших людях...».

Рассказы Алексина – это правдивые истории из жизни, часто в виде повествования от первого лица. И дети в этих рассказах не беспомощны. Они часто исправляют ошибки, которые совершили взрослые.

Его книги – настоящее семейное чтение, они учат и воспитывают, в них, как и в жизни, переплетено весёлое и грустное, серьёзное и смешное.

  • Расскажите об этом своим друзьям!