Реактивный Туполев |
10 Ноября 2013 г. |
10 ноября 2013 года исполняется 125 лет со дня рождения одного из самых выдающихся конструкторов самолётов в истории авиации Туполева Андрея Николаевича. Под руководством Туполева создано свыше 100 типов военных и гражданских самолётов, в том числе АНТ-25, Ту-104 (первый реактивный пассажирский), Ту-114, Ту-134, Ту-154. На самолётах Андрея Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе Валерия Павловича Чкалова и Михаила Михайловича Громова на АНТ-25 через Северный полюс в США.
Родился Андрей Николаевич в 1888 году в селе Пустомазово Тверской губернии в многодетной семье. Отец работал нотариусом, мать была домохозяйкой, говорила на двух языках, играла на рояле, сама обучала детей. Ещё в детские и юные годы у будущего конструктора проявился талант к точным наукам, поэтому после окончания гимназии в 1908 году он поступил на механическое отделение Императорского Высшего московского технического училища. Именно там Туполев познакомился с авиацией того времени и серьёзно увлекся аэродинамикой. В декабре 1909 года Андрей Туполев начал посещать Воздухоплавательный кружок, которым руководил Н. Е. Жуковский и там разработал аэродинамическую трубу и построил планер-биплан из дерева и полотна, на котором с товарищами из кружка летал через Яузу. Журнал «Библиотека воздухоплавания» сообщал: «В особенности интересна модель аэроплана «Антуанетт» последней конструкции (работы студ.-техн. Туполева), очень хорошо выполненная со всеми мельчайшими деталями». Но в 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы Андрей Туполев был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Фактически он отстранялся от учебы дважды: сначала был выслан на год, затем на три года – за то, что появился в Москве до окончания ссылки. В результате он окончил училище с отличием только в 1918 году. Металл вместо дерева Туполев вместе с Н. Е. Жуковским стал организатором и одним из руководителей ЦАГИ – Центрального аэрогидродинамического института, где окончательно определилось призвание молодого инженера. С начала 20-х годов Андрей Николаевич вёл борьбу за внедрение в отечественное самолётостроение лёгкого металла- дюраля , чтобы в ближайшие годы перейти к строительству цельнометаллических самолётов. Для этого было необходимо начать выпускать отечественный алюминиевый сплав, пригодный для авиастроения. К доводам Туполева прислушались и в 1922 году началось производство кольчугалюминия — советского сплава, названного так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором стали делать дюраль. Туполев опытным путем доказал, что кольчугалюминий является достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжёлому железу – с другой. Он построил аэросани, глиссер – быстроходное судно, способное вести разведку на мелководных реках, выполненные целиком из дюралюминия, и на этих машинах проверил эксплуатационные преимущества нового материала. И наконец был построен ТБ-1 (АНТ-4) – первый в мире цельнометаллический тяжёлый двухмоторный бомбардировщик-моноплан, котрый стал прототипом решительно всех последующих многомоторных бомбардировщиков. Это – приоритет нашей страны и заслуга А. Н. Туполева. В 1932 г. отмечалось 40-летие литературной деятельности Горького. Редактор журнала «Огонёк» предложил в честь Горького построить огромный, невиданный агитационный самолёт, самолёт-гигант. Такая сложнейшая техническая задача, не имеющая аналогов в мировом самолётостроении, была по плечу только команде Туполева. Сроки были назначены невиданно короткие — меньше двух лет. 17 июня 1934 г. самолёт «Максим Горький» совершил первый полёт. Андрей Николаевич был уверен в надёжности своего самолёта, и уже на третий день после начала испытаний, 19 июня 1934 г., «Максим Горький» участвовал в параде в честь возвращения героев-челюскинцев. Полезная площадь гиганта была 100кв. м, и он поднимал 60 пассажиров. Арест 21 октября 1937 авиаконструктор был арестован по обвинению в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолётов французской разведке. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора авиационных заводов. Туполев был приговорён к 15 годам лагерей. Находясь в заключении, продолжал работать в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29, которое называли «Туполевской шарагой». Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2). В июле 1941 года судимость сняли и конструктор вышел на свободу, но реабилитировали его только в 1955 году. Пассажирская авиация Грандиозна эпоха рождения тяжелой реактивной авиации, освоения сверхзвуковых скоростей полета. Андрей Николаевич Туполев был её лидером, единственным авиационным конструктором нашей страны, решившим задачи создания тяжёлых сверхзвуковых самолётов всех назначений. Туполев первым уловил потребность в создании тяжелого реактивного пассажирского самолёта, удовлетворяющего требованиям развития гражданской авиации как транспортной системы. В 1954 г. был утверждён проект реактивного пассажирского лайнера – самолёта Ту-104, ставшего первым в мире реактивным самолётом, выполнявшим регулярные пассажирские перевозки. В 1956 г. Ту-114 успешно прошел испытания и пошел в серию, а на Парижском авиасалоне 1957 г. стал сенсацией. В 1960 году Туполев начал разработку реактивного самолёта Ту-124 для небольших дальностей полёта. Когда же потребовалось увеличить число пассажиров до 56 человек, ОКБ Туполева выпустило Ту-134. Этот самолёт использовался не только в СССР, но и за границей. Следующим самолётом стал первый советский аэробус Ту-154. В 1967 году машина начала испытания, а летом 1971 года поступила в эксплуатацию. Осенью 1968 года отмечали 80-летие Андрея Николаевича. А 31 декабря в газетах появилось сообщение о первом полёте первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144, который великий конструктор создавал уже вместе со своим сыном. Скончался Андрей Николаевич 23 декабря 1972 года. Пост главного конструктора занял его сын. В честь авиаконструктора АН СССР учредила медаль имени А. Н. Туполева. Туполевские анекдоты Туполева, как легендарную личность, окружали всякие истории. Сложно сейчас сказать какие из них правдивы. *** В КБ поступает звонок из ЦК с требованием сдать самолёт к очередному съезду партии. «Пожалуйста, – отвечает Туполев, – перенесите съезд». На следующий день поступает окрик от гораздо более высокопоставленного партийца с требованием, «чтобы самолёт был в воздухе», и Туполеву приходится согласиться и обещать, что всё будет так, как просят. Наступает день визита высокой комиссии. Пирожковые шапки выходят на аэродром и видят, как два тяжёлых вертолета держат в воздухе полый изнутри корпус самолёта. *** Ту-16 летит в Америку, где ему готовят триумфальную встречу. В воздушном пространстве США к самолёту пристраиваются американские истребители, вылетевшие для измерения скорости самолёта по личному указанию Министерства обороны США, которому не верилось, что такой тяжелый самолёт может развить такую крейсерскую скорость. Туполев просит радиста поймать частоту, на которой переговариваются американцы. Потом обращается к переводчику: – Задайте им такой вопрос: «Ну как, померили?» Опешивший переводчик задаёт американцам туполевский вопрос. «Э-э-э, – слышится в динамиках удивленный голос американского пилота. – Да, сэр. Померили, сэр. Спасибо. Всё ол райт».
Тэги: |
|