Радость танца |
28 Сентября 2016 г. |
100 лет назад, 28 сентября 1916 года родилась великая балерина Ольга Васильевна Лепешинская. Тридцать лет она танцевала ведущие партии в Большом театре, все её роли отличал яркий фантастический темперамент, лёгкость и жизнелюбие. Будущая балерина Ольга родилась в Киеве, в семье потомственных дворян Лепешинских. Девочка отличалась бойцовским характером и мальчишескими повадками, поэтому родители называли дочь Лёшей. В детстве она часами могла двигаться – под любую музыку и даже без неё. В семье шутили, будто Лёля научилась танцевать раньше, чем ходить. И не принимали всерьёз дочкины устремления. Особенно отец, крупный инженер-мостостроитель. Многие десятилетия из семьи Лепешинских выходили инженеры, учёные, профессиональные революционеры, государственные деятели. С надеждами главы семьи понятие «балетный техникум» никак не «монтировалось». Но тут знакомые уговорили мать Лёли показать девочку знающим педагогам. Приёмная комиссия обменялась мнениями, и Лелю Лепешинскую... не приняли: ноги девочки не отличались изяществом, да и рост маленький. Но Лёля не отказалась от своей мечты и продолжала заниматься хореографией сама. Настойчивость была вознаграждена: когда в училище освободилось место, на него взяли Ольгу Лепешинскую. Девочка быстро стала первой ученицей. В десять она впервые вышла на сцену Большого театра. В прологе оперы «Снегурочка» из кустов выскакивали озябшие птички, приветствующие весну. Одной из этих «птичек» и была Оля Лепешинская. А в 12 лет она уже танцевала партию Феи Драже в балете «Щелкунчик». Позже знаменитая балерина вспоминала: «Получила первую в своей жизни корзинку цветов – от папы. Папа знал, что я очень люблю сладкое, и в записочке было написано: «В здоровом теле здоровый дух, не ешь пирожных больше двух...». 64 фуэте В 1933 году на выпускном экзамене юная танцовщица выступила в партии Лизы в балете «Тщетная предосторожность». Дебют прошёл блестяще, и Ольга Лепешинская – вчерашняя студентка, минуя кордебалет, сразу стала солисткой Большого театра. На следующий день одноклассники, дождавшиеся Лёлю в пришкольном садике, посадили её на носилки, на которых рабочие таскали кирпичи, и торжественно двинулись по улице. Лёля важно восседала на своем высоком троне, пока милиция не водворила всех участников шествия в училище. «Чтобы охарактеризовать талант Лепешинской, нужно прежде всего сказать, что это была сама жизнерадостность, искромётность, обаяние, артистизм, виртуозность, – писала преподаватель училища Серафима Холфина. – Её техника в то время – это были 30-е годы – казалась фантастичной. Она легко крутила тридцать два фуэте и по три-четыре пируэта на пуантах без партнёра. Она летала по сцене Большого театра, словно пушинка... Казалось, что выполняет она все трудности шутя, что нет предела её технике». На репетициях, на уроках, проверяя себя, Лепешинская постепенно увеличивала число оборотов. «Так я дошла до двойной нормы – почти до 64-х поворотов, – признавалась она критику. – Только писать об этом не надо – всё равно никто не поверит!» Военное время В годы Великой Отечественной войны балерина решила бросить танцевать и идти на фронт медсестрой. Но потом она поняла, что может приносить пользу тем, что умеет лучше всего. И всю войну Лепешинская неустанно выступала на концертах в госпиталях перед ранеными бойцами и на фронте, в Куйбышеве, куда был эвакуирован Большой театр, и Москве, куда она прилетала на спектакли. Именно с военным временем связан любопытный случай необычного «полёта» Ольги Лепешинской. Дело было в Черновцах, когда артисты прямо с аэродрома поспешили в театр – первое выступление давалось для воинов Советской Армии. Сцена в полумраке: исполнялось адажио из «Лебединого озера». Лилась волшебная мелодия Чайковского, в зале всё замерло. Высокая поддержка... Одетта-Лепешинская парила в воздухе. А у её партнёра Преображенского вдруг закружилась голова – видимо, после самолёта. Мгновение – и Лебедь вместе с Принцем полетели в тёмную пропасть оркестровой ямы. К счастью, она оказалась пуста. Преображенский отделался лёгким испугом, а Ольге Васильевне повезло меньше. Во время падения она отделилась от партнёра, чтобы не упасть на него и не сломать ему позвоночник. Приземлилась на пятки и почувствовала в правой ноге резкую боль... На крики «Врача! Врача!» пришёл огромный рыжий мужчина, оказавшийся ветеринаром. Осмотрев ногу балерины, он ухватился за неё сильными руками и резко дёрнул. От боли и неожиданности Лепешинская закричала и попыталась вскочить. И тут раздалось громкое, раскатистое «Тпру-у, не балуй!.». «Во всяком случае, пяточную кость он поставил на место мастерски, – вспоминала Ольга Васильевна. – Может быть, именно поэтому я сравнительно быстро поправилась».
Любимица Сталина Лепешинская была любимой балериной Сталина – он называл её стрекозой, видимо, за лёгкие полёты по сцене. Ольга Васильевна объясняла: «Сталин считал меня как бы продуктом советской эпохи. Первой, с его точки зрения, истинно советской балериной. Я ведь всегда активно занималась общественной деятельностью, была внутри коллектива – меня даже депутатом избирали... Всегда старалась искупить своё дворянское происхождение». «Пламя Парижа» с участием артистки Сталин смотрел шесть раз и собственной рукой внёс фамилию 25-летней балерины в список лауреатов первой Сталинской премии. Завершение карьеры В 1956 году Лепешинская вышла замуж за генерала армии Алексея Иннокентьевича Антонова. Супруги были очень счастливы в браке. Алексей Иннокентьевич Антонов – крупный военачальник, лирик в душе: любил природу, тонко чувствовал музыку. К сожалению, семейное счастье оказалось недолгим: в 1962 году Алексей Иннокентьевич скоропостижно скончался. Смерть мужа Лепешинская перенесла тяжело: в результате шока она ослепла. В Италии врачи сумели вернуть балерине зрение. Там же началась её педагогическая карьера: Лепешинскую убедили дать несколько уроков в Римской академии танца. Потом Ольга Васильевна вернулась в Москву, но на сцену больше не вышла. Она ещё хорошо танцевала, несмотря на свои сорок пять лет – серьёзный возраст для балерины. Но суть была не в этом. По словам Лепешинской, из её танца ушла радость. «А ведь радость – единственное, чем я была интересна на сцене! – говорила она. – Я ведь всю жизнь летела на спектакль как на праздник. Меня, знаете, костюмерша даже обычно держала за кулисами за пачку – чтобы я ненароком не выскочила раньше времени на сцену!» И Ольга Васильевна полностью переключилась на педагогику и общественную деятельность. Её энергии на всё это хватало с лихвой. Хореографическая ассоциация, фонд Смоктуновского, жюри конкурса артистов балета... Балетные труппы Венгрии, ГДР, Италии, Австрии и других стран неоднократно приглашали Лепешинскую для повышения мастерства своих артистов. У Ольги Васильевны было множество наград, причём первый свой орден – «Знак Почёта» она получила в 21 год. Она была лауреатом четырёх Сталинских премий, кавалером орденов Ленина, Октябрьской революции, двух орденов Трудового Красного Знамени и других. Награждена медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», орденами и медалями зарубежных стран. Лепешинская была единственным в бывшем СССР кавалером высшего ордена Филиппин. Она также была отмечена Большим янтарным крестом Русской академии искусствоведения и музыкального исполнительства – «за талант, труд, честь и постоянство». Знаменитая балерина прожила долгую жизнь. Она умерла 20 декабря 2008 года на 93-м году жизни в собственной квартире в Москве. Тэги: |
|