НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Прославляющие мя, прославляю...» (1. Цар. 2,30)

12 Января 2019 г.

pravosl 22

Интерес к личности и творениям святителя Феофана не угасает уже более века. Сам Господь по своему обетованию, многообразными и неисповедимыми путями прославляет имя своего угодника.

feofan zatvornik 90

Феофан – Богом явленный

Осенью уходящего года из Вышенского монастыря в Иркутск привезли мощи Феофана Затворника. Две монахини сопровождали эту святыню. Объехали они с ракой вокруг Байкала, просили у святого помощи нашему славному морю, просили благоденствия, чистоты и жизни живой берегам и всем обитателям вод байкальских.

Год 2010-й был посвящён святителю Феофану Затворнику. Небольшая моя публикация в том году вышла в газете «Мои года». Попытаюсь я донести и сейчас до читателей малую толику о жизни святого, этого подвижника веры, который все свои силы отдал на духовное воспитание юношества.

Годы детства и учебы

В селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии 10 января 1815 года в семье Василия Тимофеевича Говорова родился сын. Мальчик назван был Георгием. Отец его, после окончания Орловской семинарии, служил священником Владимирской церкви этого села, и как самый почитаемый среди духовенства пастырь был назначен на должность блаженного, которую исполнял в течение тридцати лет. Мать будущего святителя, Татьяна Ивановна, также происходила из семьи священников. Тихая, скромная женщина имела любвеобильное сердце. Сын Георгий унаследовал от родителей лучшие их качества: от отца – живость и чистоту ума, а от матери – кротость, скромность и впечатлительность.

В 1823 году Георгий поступил в Ливенское духовное училище, а в 1829 году его в числе лучших учеников перевели в Орловскую семинарию. И в Киевскую духовную академию он был переведён как один из лучших учеников. Здесь, в академии, и определилось общее направление жизненного пути Георгия.

В 1841 году он был пострижен в монашество с именем Феофан, что значит «Богом явленный». В этом же году рукоположили инока Феофана в иеродиаконы, а затем – в иеромонахи.

После получения степени магистра богословия Феофан был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища. Шёл 1841-й год. И уже в 1842 году Феофан был определён инспектором Новгородской семинарии, а в 1844 году был переведён в Петербургскую духовную академию. Тогда же вышел из печати его известный труд «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения».

К этому времени в Иерусалиме была учреждена Русская духовная миссия, и в августе 1847 года иеромонаха Феофана назначают членом этой миссии. Шесть лет прожил он в Иерусалиме. На востоке основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. Выучился иконописи.

В связи с началом Крымской войны Русская духовная миссия была отозвана в Россию. За свои труды и заслуги в миссии Феофана в 1855 году возвели в сан архимандрита и назначили в Петербургскую духовную академию.

Затем снова была заграница – Греция, Константинополь, и опять возвращение в Петербургскую духовную академию. Два года возглавлял он главный очаг духовного просвещения в Петербурге, успешно занимался редакторской и богословской деятельностью. Свои сочинения публиковал в академическом журнале «Христианское учение». В дни празднования 50-летия открытия Петербургской академии Святейший Синод наградил отца Феофана орденом святого Князя Владимира III степени.

Епископ Тамбовский

В 1859 году состоялось наречение архимандрита Феофана в епископа Тамбовского-Шацкого. Преосвященный Феофан прослужил в Тамбовской губернии четыре года. Каждое его служение сопровождалось проповедью... Плодом этих трудов явился выпуск двух томов «Слово к тамбовской пастве». Благодаря необыкновенной ясности, живости и простоте изложения слова проповедей производили весьма сильное впечатление на слушателей.

За эти годы преосвященный Феофан открыл много церковно-приходских училищ, воскресных и частных школ, а также женское епархиальное училище. Стали выходить «Тамбовские епархиальные ведомости». Он написал известный богословский труд «Письма о христианской жизни» – а это целая система христианского нравственного учения.

В трудные для Тамбовской губернии дни, когда во время засухи начались пожары, преосвященный стал ангелом-утешителем. Он посещал пострадавших, поддерживал свою паству не только словом, но и делом. Оказывал из личных средств помощь вдовам и сиротам. Всё архиерейское подворье предоставил в полное распоряжение погорельцам.

На Владимирской кафедре

В 1863 году преосвященного перевели на «древнюю», более обширную Владимирскую кафедру. Именно здесь окончательно укрепилась за Феофаном слава проповедника. Он строил церковно-приходские школы, открыл училище для девиц духовного звания. Из печати стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости». За усёрдную архипастырскую деятельность Феофан был награждён орденами Святой Анны II степени и Святой Анны I степени.

Успешно он трудился, но всё чаще думал об уединении. Теперь он видел идеал монашества в совершенном уединении и отрешении от житейских забот. И после двадцатилетнего служения церкви подал прошение Синоду об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской губернии.

Вышенская пустынь

И начал он истинно подвижническую жизнь. Что же это за Вышенская пустынь, куда так стремился преподобный Феофан? Лежит она вдали от больших и шумных городов, расположена среди прекрасной лесной природы при слиянии двух рек – Уны и Выши. В летнее время воздух здесь пропитан благоуханием лесной смолы и всегда полон таинственным шумом могучего векового бора.

Настоятель прибыл в Вышенскую пустынь и опять почти сразу же подал новое прошение – освободить его от должности настоятеля, от управления монастырём.

Монастырский устав отличался большой строгостью, как говорил сам Феофан, «Монахи служат преусердно. Если уж самим не удаётся на небо, небо к себе тянут. Чьи-нибудь глаза, может быть, видят небесного облака осенение над обителью...»

Он чувствовал себя счастливым. Первые шесть лет не уединялся. Но с первой недели Великого поста 1873 года затворился в своём флигеле. И ушёл в «затвор». Именно тогда во всей силе проявились его великие труды и подвиги. Уединение было для него «слаще мёда». Порядок жизни его в это время был очень прост. Вставал рано. Шёл в свою домовую церковь, совершал литургию. Много занимался богословскими трудами, писал письма к разным лицам, обращавшимся к нему за помощью.

В библиотеке у него было собрано огромное количество книг духовного содержания. Были и светские книги, и исторические: «История России» С. Соловьёва, сочинения Канта, Гегеля, Кудрявцева и других. Труды Писарева, Дарвина. Книги по медицине, анатомии. И художественная литература – Шекспир, Пушкин, Грибоедов. Много книг было на иностранных языках.

Короткие промежутки времени между молитвой и умственными занятиями заполнялись рукоделием. Он занимался живописью, резьбой по дереву, переплётным делом. Особенно любил святитель искусство иконописи. Много он написал икон: «Распятие», «Богоявление», «Снятие со креста».

В 2015 году в Москве, в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, Свято-Успенским Вышенским монастырём была организована выставка «Выша – преутешительная и преблаженная обитель». Выставка привлекла внимание не только простых посетителей, но и многих корреспондентов интернет-изданий и журналов. Обозреватель журнала «Международная жизнь» Елена Студнева в статье «Подарки потомкам» обращает внимание на «один удивительный экспонат – автопортрет епископа Феофана. Седовласый старец с панагией на груди смотрит, словно в себя, строго и спокойно. Кажется, ни один другой святой не делал такого подарка потомкам...»

Так вот, юбилей!

Именно в затворе преосвященный стал глубочайшим христианским психологом. Его основные богословские труды логично подразделять на три вида: нравоучительные, истолковательные и переводные. Особую ценность представляют для православных христиан труды по нравственности. Важнейшей из переводных работ является «Добротолюбие». За эти труды преосвященному присвоили степень доктора богословия, но своё мировое признание он принимал с глубоким смирением. Это ярко выражено в одном из его писем от 18 сентября 1891 года: «Поздравляете меня с пятидесятилетием... (очевидно, имеется в виду 50-летие его монашества). Так вот, юбилей! Юбилей... Служба в Киеве, Новгороде, Санкт-Петербурге, Иерусалиме, опять в Санкт-Петербурге, в Петрозаводске, Константинополе, Тамбове, Владимире. Сколько мест! И нигде исправной службы. Только одна милость Божия покрывала, что нигде не дали подзатыльника».

Духовная связь с адресатами

В Вышенскую пустынь со всей России поступали к архипастырю письма. Множество народа стремилось иметь с ним духовное общение, обращались за советом, за разрешением каких-то недоразумений. У него искали утешения в скорби, облегчения в бедах все, начиная с сановников и кончая крестьянами. Нередко почта приносила по 20–40 писем в день. Святитель чётко улавливал духовные потребности писавшего, обстоятельно разъяснял все вопросы и недоумения. Он как-то особенно умел войти в положение автора письма, и между ними устанавливалась близкая духовная связь. Вот эти письма, вернее, ответы на письма представляют особую ценность.

Почитание имени Феофана

Он готовился принять схиму... Но не успел. Около 4 часов дня в январе 1894 года, в день престольного праздника келейного храма Крещения Господня святитель умер один, наедине с Богом.

Как только стало известно о кончине святителя, в Вышенскую область хлынули потоки людей разных сословий и общественных положений. Число прибывших для отдания последнего долга почившему увеличивалось день ото дня и в день погребения достигло нескольких десятков тысяч.

Особенно полна преданиями о епископе Феофане земля, прилегающая к Вышенской области. Имя преосвященного Феофана было записано в поминальных книжках крестьян Шацкого, Спасского, Моршанского и других уездов, причём всегда оно стояло рядом с именем великого Саровского подвижника Серафима.

Прославлению имени способствовали и посмертно явленные чудеса, вести о которых приходили отовсюду. Там он врачует душевный недуг после свершения на его могиле панихиды, там избавляет от глазной боли крестьянку. Множество случаев благодатной помощи святителя известны только самим нуждающимся. И в последующие годы почитание святителя Феофана возрастает во всём мире.

Общецерковные прославления

На Поместном соборе Русской православной церкви, посвящённом тысячелетию Крещения Руси, в 1988 году епископ Феофан был причислен к лику святых наряду с такими великими подвижниками, как Игнатий Брянчанинов, Амвросий Оптинский, Андрей Рублёв, Ксения Петербургская.

Его многочисленные творения считаются практическими пособиями в деле христианского спасения. Особо важны его труды: «Письма о христианской жизни», «Толкование Апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения». Из переводных работ – «Добротолюбие».

29 июня 2002 года мощи святителя были торжественно перенесены из храма села Эммануиловка в Свято-Успенский Вышенский монастырь. Монастырский двор был не в состоянии вместить всех прибывших на прославление святителя. За стенами обители внимали люди службе в тишине и благоговении. И слова святителя вспоминали: «Выша стоит и ворота отворены... Всегда найдёте её готовою принять вас, утешить и освежить».

Особыми торжествами отмечено было 110-летие со дня кончины святителя, отмечавшееся в 2004 году. А в 2015 году Православная церковь отмечала 200-летие со дня его рождения, и, по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла этот год был объявлен годом святителя Феофана Затворника. Сейчас готовится к изданию полное собрание его сочинений. Но не перечислить и не собрать в рамках одного издания всё, совершаемое в мире, в память о нём. И невольно хочется произнести: «Слава Прославляющему святые Своя!»

  • Расскажите об этом своим друзьям!