НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Прекрасная тайна отца Иоанна

20 Марта 2013 г.

 

alt

Совсем недавно, 5 февраля 2013, российские православные почтили память современника нашего, великого старца отца Иоанна.

Батюшка отошел к Господу на девяносто шестом году жизни в праздник, который был особенно важен для него - в день Соборования новомученников и исповедников Российских. Многие из этих святых отдали жизнь за Христа в годы гонений XX века и были его учителями и близкими друзьями. Да он и сам был одним из них.

Утром 5 февраля 2006 года через полчаса после того, как отец Иоанн причастился Святых Христовых тайн, Господь призвал его к себе.

 

Перед ним открывались человеческие души

Приезжая в Печоры, многие спрашивали, как узнать батюшку Иоанна, а им часто объясняли: «Как увидите священника, похожего на Айболита – это он и есть». Одна женщина, повстречавшая святого отца, восторженно воскликнула: «Батюшка-то какой легонький – как воробушек!»

Выхода отца Иоанна со службы, с литургии всегда ожидали многие и провожали целым «роем», на ходу задавая свои вопросы и объясняя наболевшие проблемы.

Один из священнослужителей совершенно справедливо сказал, что отец Иоанн Крестьянкин шестьдесят лет «окормлял» всю Россию. Его письма, проповеди и наставления были настольными книгами для обители, для студентов семинарии и многих прихожан. Души людей преображались и воскрешали от общения с отцом Иоанном.

Архимандрит Тихон Шевкунов – автор книги «Несвятые святые» замечательно сказал: «Отец Иоанн (Крестьянкин) всегда был одной поразительной и прекрасной тайной». Из этой книги и я впервые узнала подробно об этом священнослужителе, нашем современнике (1910-2006 гг.). В сборнике своем «под одной крышей» автор собрал рассказы о своих молодых друзьях, которые впоследствии стали послушниками Псково-Печерского монастыря.

Карьера каждого из друзей обещала стать самой завидной. Один из молодых людей окончил математический факультет университета, другой стал известным в Ленинграде художником, третий прожил несколько лет со своим отцом в Нью-Иорке, где окончил три курса института и, наконец, четвертый –талантливый резчик, завершивший учебу в художественном училище. Сам автор – Тихон Шевкунов - получил диплом сценарного факультета ВГИКа.

Однажды пришли друзья в Печоры, в монастырь, на службах отца Иоанна побывали и пожелали остаться здесь навсегда. Иной мир открылся для них. Но до этого много было у друзей обсуждений и размышлений о вечных вопросах, о событиях прошлых веков, проблемах семидесятых-восьмидесятых годов. Все это происходило в аудиториях, в общежитиях, во время долгих путешествий по московским улочкам. И пришли друзья-товарищи к убеждению, что государство их обманывает, навязывая свои грубые и нелепые трактовки в области истории и политики. Поняли со всей очевидностью, что целый континент великих авторов был скрыт от них. Авторов, которые столетиям копили опыт иного познания жизни, нежели тот, что давали лучшие умы философской мысли и гении классической литературы. Это Исаак Сирин, Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Иоанн Златоуст, Игнатий (Бренчанинов), Феофан Затворник, Тихон Задонский – вся великая духовная армада – законное наследство, которое так долго было сокрыто от студенчества.

Советская власть в те годы основательно мешала жить всем. Но что оставалось делать? – Люди просто жили. И лишь некоторым было совершенно ясно, что она скоро изживет себя и настанет момент, когда торжественно рухнет. Но пока эта власть серьезно портила жизнь! Сажала в тюрьмы, в психбольницы, устраивала травлю или просто убивала. И сейчас это подтверждается. Но и тогда была надежда, люди просто верили, что без Промысла Божьего ничего такого не может случиться. Слова вспоминаются древнего монаха-подвижника Аввы Форста: «если Богу угодно, чтобы я жил, то Он знает, как это устроить. А если Ему не угодно, то для чего мне и жить».

В Псково-Печерском монастыре впервые увидел Тихон Шевкунов архимандрита Иоанна Крестьянкина. Шел 1982 год. Особого впечатления он не произвел на молодого послушника. С его слов это был «такой очень добрый старичок, вечно куда-то спешащий, даже суетливый, неизменно окруженный толпой поклонников».

«И только со временем и я и все мои друзья стали понимать, что отец Иоанн – один из немногих людей на Земле, для которых раздвигаются границы пространства и времени, и Господь дает им видеть прошлое и будущее, как настоящее».

Перед этим старичком человеческие души со всеми их сокровенными тайнами, с самыми заветными стремлениями, с тщательно скрываемыми потаенными делами и мыслями были открыты. В древности таких людей называли пророками. В Православной церкви их именуют старцами. И многие, знавшие отца Иоанна, были убеждены, что в его лице Господь послал истинного старца, знающего волю Божию. К нему съезжался народ со всей России, и хотели слышать от него не о том, как поступить мудро, а как поступить единственно правильно.

Отец Иоанн никогда не диктовал и не навязывал свою волю. Он бесконечно ценил человеческую свободу. Умел находить такие слова, что люди, приезжая к нему, с казалось бы с самыми неразрешимыми проблемами, выходили из кельи, исполненные новых сил к жизни.

У Бога нет ничего случайного

На понедельник пятой седьмицы Великого поста пришелся день 29 марта 1910 года. В доме Крестьянкиных собрались родственники. Домишко орловских мещан Михаила Дмитриевича и Елисаветы Илларионовны - был деревянным, маленьким, в два окошечка, почти врос в землю. Достаток у хозяев был весьма скудным, но радушия было хоть отбавляй. Во все праздники было тесно от гостей. Уж больно хлебосольной хозяйкой была Елисавета Илларионовна – и гостей потчевала и с собой еще угощение собирала. В этот же день отмечались чьи-то именины. Все уже готово было - миски расставлены с дымящейся пареной репой, картошкой, хрусткие темно-зеленые огурцы, украшенные зонтиками укропа, возвышались над тарелками с квашеной капустой. И грибы, конечно, соленые! Грузди маслянистые посверкивали шляпками - дразнили.

Все уже готово было. Ждали только Елисавету Илларионовну, но выйти к гостям она не смогла. Роды начались. И родился мальчик.

…Самые нетерпеливые гости с досадой крякнули: «Ну вот те на, не вовремя мальчик-то родился!»

Маленький пономарь

Ваня появился на свет очень слабеньким. Родственники, частенько жалея мать, вздыхали и нашептывали: «Уж лучше бы он умер». Но Елисавета Илларионовна молилась и всем сердцем любила Ванюшку – своего последнего, восьмого ребенка, а он часто болел, иногда почти умирал.

Утомленная бессонными ночами мать однажды задремала над детской кроваткой и, как наяву, увидела перед собой неземной красоты девушку, которая обратилась к ней: «А ты мне его отдашь?» Елисавета Илларионовна поняла вдруг, что это святая великомученница Варвара. Проснулась. Сердце истошно билось. А сын после это стал выздоравливать.

…Дядя очень жалел племянника сироту ( отец Михаил Дмитриевич, рано умер) и частенько зазывал Ванятку к себе на чаепитие в мансарду, где за кипящим самоваром решал свои купеческие дела (видно, племянника хотел приобщить к своему «ремеслу»). На большие праздники вкладывал в его ручку гривенник. Иван тут же бежал к мамочке и отдавал ей дядин подарок.

А как любил мальчонка все живое! Он мог плакать над погибшим цыпленком. Устраивал похороны птички по-христиански, где-то находил слепых мышат и кормил их. Родственники возмущались и выговаривали Елисавете Илларионовне, что за такие дела надо наказывать – «чего, мол, мышей разводит!».

Но мамочка никогда не наказывала сына, оберегала его от суровостей жизни и не пресекала эти ростки жалости и любви ко всему слабому и обиженному.

Простодушия и любви к двоюродным братьям у мальчика было хоть отбавляй, хотя ревновали те своего отца к Ване, видя что он уделяет больше ему внимания. Однажды соблазнили братика полизать стальную дверную ручку на морозе. Она, мол, слаще сахара. Язычок малыша намертво прилип. Но обида его была скоротечной, вскоре и забылась.

Уже в раннем детстве глубоко укоренилось в его сознании впечатление от церкви и церковных служб. И даже в этот период «младенчества» основной игрой его было «служение». Из консервной банки соорудил он кадило, из полотенца – епитрахиль, а первой прихожанкой была, конечно, мамочка. У нее всегда хватало времени участвовать в домашних «службах» сына, в его пономарских обязанностях.

В шесть лет Ваня почувствовал себя настоящим служителем церкви. Николай Соболев сшил ему из золотой парчи первый стихарь. И он стал пономарем. Тут уж много сил потребовалось.

В пономарские обязанности входили такие заботы, как чистка (перед большими праздниками) лампад, церковной утвари. Батюшка брал маленького пономаря ходить с требами по приходу. На Рождество и Пасху священник обязательно обходил дома своих прихожан, служа праздничные молебны, и маленький пономарь всегда был вместе с ним.

Город детства

До 1917 года Орел был небесным градом мальчика. В праздники с самого раннего утра начиналась перекличка колокольных звонов. Ванечка вслушивался внимательно и точно определял, какой колокол где звонил: вот этот в архиерейском доме, в Свято-Успенском монастыре, в Крестильном храме, а вот звоны Введенского женского монастыря.

Он слушал, а душа возносилась в молитвах к каждому святому.

Большой городской крестный ход в Орле на праздник Успения Матери Божией собирал множество людей. Начинался он с самой отдаленной церкви, затем присоединялись вторая, третья. Крестный ход ширился, рос, пока не превращался в мощный поток православного торжества.

Отец Иоанн любил эти впечатления своего детства. Свой последний крестный ход он прошел на восемьдесят девятом году жизни уже в Свято-Печорском монастыре вдвоем с келейником и нес на груди маленькую икону Успения Матери Божией.

Ладонь патриарха

Еще в двенадцать лет мальчик в первый раз открыл свою сокровенную мечту – быть монахом. Однажды осмелился на службе прикоснуться к руке епископа, чтобы обратить на себя внимание. Епископ помолчал, а потом сказал:«Сначала окончишь школу, поработаешь, потом примешь сан и послужишь, а в свое время непременно будешь монахом».

Безоблачное детство Вани закончилось в 1917 году. Наступило такое время, когда всех охватила тревога за будущее. Разрасталась злоба, смертельный голод заглянул в каждую семью простых людей, грабежи, насилия. Замолкли колокола церквей. В никуда поехали на повозках, груженых гробами, старицы из упраздненного Введенского монастыря. Начались показательные суды над епископами. Закрывались церкви. Ваня начал учиться в школе, но занятия постоянно прерывались. И мальчик стал служить пономарем в церкви.

Помнит он 1923 год, когда староста церкви взял его с собой в Москву. Здесь в Донском монастыре он встретил святейшего патриарха Тихона и благословение получил от него. И до конца жизни своей он постоянно чувствовал ладонь Патриарха на своей голове.

В 1929 году после окончания школы Иван устроился на бухгалтерские курсы, но проработал по той специальности недолго. В родном городе попасть на приличное место было невозможно. Да и в Москву его тянуло. Пришел по совету мамочки к благодатной старице Вере Логиновой узнать волю Божию. А она благословила его жить в Москве. И с этим напутствием отправился Иван в неведомую столичную жизнь.

Трудностей было много. Натерпелся. Но постепенно все устроилось. Принят был на маленькое предприятие главным бухгалтером.

В родной Орел наведывался редко. В 1936 году во время отпуска тяжело заболела мама. Судьбой уготовано было Ивану проводить ее в последний путь.

…Впереди надвигались серьезные испытания. Началось военное лихолетье. На войну Ивана не взяли из-за болезни глаз. Он продолжал работать в Москве. Питался скудно – три картофелины на день и 400 граммов хлеба.

В 1944 году Ивана Михайловича освободили от гражданской службы. А перед этим увидел он сон. Будто бы приехал в Оптину пустынь к старцу Амвросию, который взял его за руку и сказал сопровождавшему его монаху: «Принеси два облачения, мы с ним служить будем».

И в 1944 году перед праздником Казанской иконы Божией матери Иван Крестьянкин был назначен псаломщиком в храм Рождества Христова в Измайлове. Он узнал храм, куда во сне привел его старец Амвросий.

В 1945 году митрополит Николай посвятил Ивана Крестьянкина во диаконы. Вокруг престола худенького юношу с копной густых вьющихся волос водил протодиакон отец Сергий.

В октябре отец Иоанн (Крестьянкин) сдал экстерном экзамены за курс семинарии. Батюшка все сдал на отлично и был рукоположен Патриархом Алексием I в сан священника в этом же храме.

И все солнцем осветилось вокруг. Для него начиналась жизнь, желанная с детства – служение Богу и людям в сане священника. На следующий день к молодому батюшке подошла староста и попросила окрестить ребенка. С благоговением вновь поставленный иерей принял это известие. Впервые его служением человек родиться для Царствия Божия. Без страха он взял на руки младенца Ольгу. Крестил ее полным чином, с погружением. Так началось служение отца Иоанна в сане иерея.

За ревностное пастырское служение арестован

Близилось окончание Академии. Шел 1950 год. Уже была написана кандидатская работа по истории Русской Церкви на тему: «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Работа получила одобрение Святейшего Патриарха Алексия I. Но защитить ее отец Иоанн не успел. Жизнь предложила ему свой экзамен.

Ночью с 29 на 30 апреля в батюшкиной комнате в Большом Козихинском переулке произвели обыск и отца Иоанна увезли на Лубянку. Для арестованного это не было неожиданностью, он давно чувствовал сгущающиеся над собой тучи. Да и старец его, игумен Иоанн (Соколов), за несколько месяцев до ареста предупредил, что дело на него уже написано, но только отложено до мая. На первом же допросе, который вел молодой следователь Жулидов, он познакомил Ивана Михайловича Крестьянкина с солидным делом, собранным на него и вопиющим о его инакомыслии.

Доносы, провокации, клевета, составлявшие дело, должны были, по мнению следователя, заставить простодушного священника изменить свой взгляд на окружающую его среду и людей. Напористость и жестокость следователя Ивана Михайловича Жулидова разбивалась о молчаливую доброжелательность отца Иоанна. И все происходившее не смогло омрачить любвеобильного и доверчивого сердца. Когда на очную ставку был приглашен священник, выполнявший особые поручения органов, батюшка с искренней радостью бросился целовать собрата. Тот же, согласившийся работать двум господам, не выдержал болезненного укора совести, выскользнул из объятий отца Иоанна и, потеряв сознание, упал к его ногам. А батюшка во время следствия получил для себя программу жизни на весь срок заключения. Это было кратко, но исчерпывающе: «Не верь, не бойся, не проси».

Память о первом следователе поселилась в сердце отца Иоанна на всю жизнь. Ни одного отрицательного или осуждающего слова о нем не было сказано никогда. Но иногда после своих ночных тайных бдений батюшка начинал разговор именно о нем: «Хороший был человек, хороший, да жив ли он?» И после некоторого раздумия сам же и отвечал: «Нет, нет, Боже упаси. А вот альбом-то «Встреча со старцем» - бывшим его пациентом я бы ему послал в напоминание о делах давно минувших дней и о том, что я вот все еще жив милостию Божией».

Чем человек этот проник в сердце священника? Что увидел он в нем? Может быть скорбную душу, заключенную в мундир и томящуюся в той обстановке? И по долгу ли службы этот человек написал о нем как о враге народа, а может быть душа его сказала о нем иное?

А может, и совсем иная причина хранила воспоминания о следователе Жулидове. Пальцы левой руки отца Иоанна были перебиты и срослись кое-как. Откуда это? Но это осталось тайной, которую отец Иоанн унес с собой.

Тихон Шевкунов в своих рассказах приоткрыл эту тайну: «Отец Иоанн говорил, что каждый день поминает следователя в своих молитвах. Да и забыть не может.

-Он все пальцы мне переломал! – с каким-то даже удивлением говорил батюшка, поднося к подслеповатым глазам свои искалеченные руки».

Каргопольлаг

Семь лет исправительно-трудовых лагерей с отбыванием в лагере строгого режима получил отец Иоанн. В столыпинских вагонах, до отказа забитых заключенными, отправился он в Архангельскую область в Каргопольлаг. Кормили по лагерному режиму: то ржавая селедка без воды, то вода без еды.

В лагере пришлось работать на непосильном лесоповале и голодать. И не он валил деревья, а они валили его и чуть было не свалили в могилу. Начальство, видя физическую слабость заключенного, перевело его на более посильную работу (что было весьма удивительно). Он трудился в камере, где при очень высокой температуре выжаривал одежду заключенных, спасал ее от паразитов.

Злоба и изобретательность тюремщиков были совершенно необъяснимыми. Однажды пообещали заключенным баньку, но не предупредили, что положена каждому только одна шайка воды и ни капли больше. В барак возвращались все с намыленными головами и так ходили до следующей бани.

Освобождение отцу Иоанну пришло неожиданно досрочно, в день Сретенья Господня – 15 февраля 1955 года. Срок сократили на два года.

Начальник лагеря (принявший тайно от батюшки крещение) попрощался с ним за руку и сказал: «Ошибка, стоившая вам так дорого, в том, что не вы шли за народом, а вели его за собой». Но эту ошибку батюшка так и не исправил за всю жизнь.

Отец Иоанн продолжил священническое служение в Псковской, затем в Рязанской епархии. В Москве ему запрещено было служить. И в 1967 году по благословению патриарха Алексия назначен он был в Псково-Печерский монастырь.

…Пасха была ранняя. Зима еще свирепствовала. Выехал батюшка ранним утром. Лошадка мерно шагала, сама знала дорогу. Возница зарылся в тулуп, а батюшка в легкой своей одежонке продрог до костей. Так началось его служение в Псковской епархии и продолжалось без малого сорок лет.

И все эти годы со всех концов России и Зарубежья ехали к отцу Иоанну православные.

Как проходил его день рассказывают многие верующие: «Он вставал в 5 часов каждый день и шел на молебен. Уже бьют в колокол к обеду, уже час дня, а он только врывается в келью и еще хвост посетителей с собой приводит… и в храме, и потом по дороге идет все время в толпе людей.

…Всех принимал. А утром все сначала. Когда отдыхал, не знаем. Так ежедневно, из года в год, пока Господь давал силы».

Скончался архимандрит Иоанн в своей келье 5 февраля 2006 года в день Собора новомученников и исповедников Российских.

«Духовная аптека»

К 100-летию со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина) издательский совет Русской Православной церкви выпусти в 2011 году юбилейное издание - «Духовная аптека». Это сборник, куда вошли поучения, уроки, молитвы великого старца, сохраненные его духовными единомышленниками – людьми, души которых воскрешались от общения с ним.

Старец размышлял о том, в чем состоит основа православной веры, почему надо посещать храмы ( так как именно здесь преподается благословение нам Отца небесного). Умеем ли мы молиться? Он четко ответил на множество вопросов, таких как в чем состоит пост:

-да постится ум твой от суетных помышлений;

-да постится воля твоя от злого хотения;

-да постятся очи твои от худого видения;

-да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;

-да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;

-да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;

-да постятся ноги твои от хождения на злое дело.

«Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь», - утверждал отец Иоанн.

А как справедливо и совершенно правильно он записал в своих тетрадках мысли, касающиеся воспитания детей: «Не оставляйте детей и их воспитание на самотек, на телевизор и на улицу. Это грех и немалый… Чтобы дети заговорили и перестали болеть, им нужно Ваше материнское внимание. Ваши материнские труды. Дети – это ведь живые иконы, не исказите в них Божий образ своим небрежением и невниманием». И объяснял, что такое крест, который несет каждый человек на своем жизненном пути. И листок с молитвой написал, который он вкладывал в письма своим чадам:

Крест Христов, на весь мир, освященный благодатию и кровию Господа нашего Иисуса Христа, дан нам оружие на всех врагов наших, видимых и невидимых, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Аминь.

9А вот молитва матери о неверующих, болящих и страждущих детях: «Боже! Ты знаешь все, и любовь Твоя совершенна, возьми же жизнь болящих, страждущих чад моих (имена) в свою руку и сделай то, что я жажду сделать, но не могу. Аминь»

И о России, родине своей, сделал записи отец Иоанн Крестьянкин: «В будущем Россию ждет то, что Господь предназначил. Нужно бороться с грязью, пошлостью и Россия воскреснет».

***

Братия Сретенской обители каждый день возносят молитвы об успокоении души батюшки отца Иоанна. Его проповеди и письма – это наставления и настольные книги для многих российских прихожан.

И вот последние слова из его духовного завещания: «Знает Господь, как спасать любящих Его».

Использованы материалы:

1.«Духовная аптека» старца Иоанна (Крестьянкина).-М.: «Ковчег», 2011 г.

2.«Несвятые святые». Архимандрит Тихон (Шевкунов) Изд-во Сретенского монастыря, «Олма». Москва, 2011 г.

  • Расскажите об этом своим друзьям!