НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Повелитель камня

05 Ноября 2013 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2013/antokolski_05_11-13 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

alt

Творчество крупнейшего скульптора России второй половины XIX века Марка Матвеевича Антокольского – яркая страница в истории отечественного искусства. Его произведения вошли в сокровищницу мировой художественной культуры.

 

Марк Матвеевич (настоящее имя – Мордух Матысович) Антокольский родился 2 ноября 1843 года в Вильне, нынешнем Вильнюсе.

Он был младшим, седьмым, ребёнком в еврейской семье. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными, содержали небольшую харчевню. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. По ночам, тайком ото всех, он лепил из глины или вырезал из дерева маленькие фигурки. Но иудаизм запрещает изображение человека и животных, поэтому родители относились к увлечению сына не просто безразлично, а резко отрицательно. Но когда ребёнок подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Наконец-то будущему скульптору повезло: о талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора Назимова — известная покровительница искусств. Она с трудом преодолела сопротивление отца мальчика, и благодаря её ходатайству в 1862 году Марка приняли в Академию художеств вольнослушателем в скульптурный класс.

Убеждённый сторонник реализма, Антокольский уже для своих ранних работ, созданных в годы обучения в Академии художеств – горельефов «Еврей-портной» и «Еврей-скупой», черпал темы из хорошо знакомого ему с детства быта. Исполненные, в отличие от академических произведений того времени, в реалистической манере, горельефы сразу привлекли внимание художественных кругов и вызвали восторженный отзыв передовой критики. Руководство Академии вынуждено было признать мастерство исполнения горельефов и посчитаться с общественным мнением. За эти работы скульптор получил Малую серебряную медаль и стипендию. Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой.

Царь в камне

Первой большой работой скульптора стала статуя «Иван Грозный». Образ «мучителя и мученика», как называл Ивана Грозного Антокольский, безусловно, сложился под влиянием передового национального искусства и литературы. У Антокольского не было постоянной мастерской, где бы он мог делать вещь крупного масштаба. После многих и унизительных хождений по начальству Антокольский получил небольшую каморку на четвёртом этаже академического здания.

Непосильный труд в сырой и холодной мастерской, требовавший большого творческого и физического напряжения, резко ухудшил и без того некрепкое здоровье Антокольского. Работа по настоянию врачей неоднократно прерывалась. В середине работы скульптор вынужден был перенести глиняную статую Ивана Грозного в другую, ещё менее удобную мастерскую, для чего статую пришлось разрезать на части, чтобы нести её по узким лестницам. В феврале 1871 года работа была закончена, но профессора отказались прийти смотреть её. Тогда Антокольский решился на отчаянный шаг: пригласил в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну. Та пришла в восторг от скульптуры и уговорила царя Александра II тоже посетить мастерскую. Перед визитом государя в Академии начались спешные приготовления: красили лестницы, расстилали ковры, проводили в мастерскую свет и газ. Царь, увидев «Ивана Грозного», тут же сделал художнику заказ на повторение скульптуры в мраморе и приобрел статую из бронзы для Эрмитажа за 8000 рублей. Царское одобрение вызвало переполох в среде профессоров, и Антокольский совершенно неожиданно получил звание академика. Статуя «Иван Грозный» имела колоссальный успех, о ней заговорили все. Триумф Антокольского был необычайным. «Я заснул бедным, встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным». О нём заговорили как о мастере, явившемся в русское искусство «с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но гораздо ещё более выражением крупной души и своеобразнейшей мысли». В 1872 году статуя была показана на Международной выставке в Лондоне. Успех был настолько значительным, что Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок. Это был беспрецедентный случай в истории отечественной скульптуры. Ещё ни одна работа русского мастера не попадала до сих пор в зарубежные музеи.

К слову, уменьшенное мраморное повторение скульптуры Марка Антокольского «Иван Грозный» украшает один из залов Иркутского художественного музея. Оно создано самим автором в Риме в 1874 году. Позже его купил в Петербурге иркутский купец -золотопромышленник Сибиряков и подарил его Иркутской мужской гимназии, в которой учился. Оттуда скульптура перешла в музей в 1920 году.

За границей

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уехал в Рим, а затем в Париж. В Россию он больше не вернулся. В Италии скульптор приступил к осуществлению идеи, зародившейся ещё во время создания образа Грозного, – начал лепить статую Петра I. В противоположность Ивану Грозному с его мятущейся душой, Пётр I в представлении скульптора прежде всего цельная и могучая личность.

Ещё в 1874 году скульптор задумал другую статую – «Смерть Сократа». Он изобразил Сократа полулежащим в кресле. Яд принят. Отяжелевшее тело бессильно откинулось, голова поникла, ноги вытянулись. Левая рука бессильно свисает, правая неподвижно застыла на подушке.

В 1883 году Антокольский создал образ Мефистофеля. Его вело желание показать столкновение возвышенных и низменных начал. Скульптор остро почувствовал потребность изобразить характер, соединяющий в себе черты, противоположные прекрасным устремлениям его прежних героев. Мефистофель одиноко сидит на острой скале. «Это, – писал скульптор, – наш тип, нервный, раздражённый, больной, который с озлоблением готов всё уничтожить, над всем надругаться, всё осквернить, всё, что есть мало-мальски честного, хорошего...»

После многолетнего перерыва в конце 1880-х годов Марк Матвеевич вновь обратился к отечественной истории и создал образы Нестора-летописца, Ярослава Мудрого, Василия Тимофеевича Ермака, потребовавших от скульптора огромных затрат духовных и физических сил.

Марк Матвеевич был награждён орденом Почётного легиона и избран членом-корреспондентом Парижской академии художеств.

Умер скульптор в Германии 9 июля 1902 года. Двадцать семь лет прожил он вдали от родины, но остался истинно русским художником, до конца своих дней сохранившим преданность отечеству. Похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище.

Наиболее известные работы Антокольского

{gallery}TXTS/2013/antokolski_05_11-13{/gallery}

  • Расскажите об этом своим друзьям!