ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Повелитель камня

Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2013/antokolski_05_11-13 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

alt

Творчество крупнейшего скульптора России второй половины XIX века Марка Матвеевича Антокольского – яркая страница в истории отечественного искусства. Его произведения вошли в сокровищницу мировой художественной культуры.

 

Марк Матвеевич (настоящее имя – Мордух Матысович) Антокольский родился 2 ноября 1843 года в Вильне, нынешнем Вильнюсе.

Он был младшим, седьмым, ребёнком в еврейской семье. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными, содержали небольшую харчевню. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. По ночам, тайком ото всех, он лепил из глины или вырезал из дерева маленькие фигурки. Но иудаизм запрещает изображение человека и животных, поэтому родители относились к увлечению сына не просто безразлично, а резко отрицательно. Но когда ребёнок подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Наконец-то будущему скульптору повезло: о талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора Назимова — известная покровительница искусств. Она с трудом преодолела сопротивление отца мальчика, и благодаря её ходатайству в 1862 году Марка приняли в Академию художеств вольнослушателем в скульптурный класс.

Убеждённый сторонник реализма, Антокольский уже для своих ранних работ, созданных в годы обучения в Академии художеств – горельефов «Еврей-портной» и «Еврей-скупой», черпал темы из хорошо знакомого ему с детства быта. Исполненные, в отличие от академических произведений того времени, в реалистической манере, горельефы сразу привлекли внимание художественных кругов и вызвали восторженный отзыв передовой критики. Руководство Академии вынуждено было признать мастерство исполнения горельефов и посчитаться с общественным мнением. За эти работы скульптор получил Малую серебряную медаль и стипендию. Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой.

Царь в камне

Первой большой работой скульптора стала статуя «Иван Грозный». Образ «мучителя и мученика», как называл Ивана Грозного Антокольский, безусловно, сложился под влиянием передового национального искусства и литературы. У Антокольского не было постоянной мастерской, где бы он мог делать вещь крупного масштаба. После многих и унизительных хождений по начальству Антокольский получил небольшую каморку на четвёртом этаже академического здания.

Непосильный труд в сырой и холодной мастерской, требовавший большого творческого и физического напряжения, резко ухудшил и без того некрепкое здоровье Антокольского. Работа по настоянию врачей неоднократно прерывалась. В середине работы скульптор вынужден был перенести глиняную статую Ивана Грозного в другую, ещё менее удобную мастерскую, для чего статую пришлось разрезать на части, чтобы нести её по узким лестницам. В феврале 1871 года работа была закончена, но профессора отказались прийти смотреть её. Тогда Антокольский решился на отчаянный шаг: пригласил в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну. Та пришла в восторг от скульптуры и уговорила царя Александра II тоже посетить мастерскую. Перед визитом государя в Академии начались спешные приготовления: красили лестницы, расстилали ковры, проводили в мастерскую свет и газ. Царь, увидев «Ивана Грозного», тут же сделал художнику заказ на повторение скульптуры в мраморе и приобрел статую из бронзы для Эрмитажа за 8000 рублей. Царское одобрение вызвало переполох в среде профессоров, и Антокольский совершенно неожиданно получил звание академика. Статуя «Иван Грозный» имела колоссальный успех, о ней заговорили все. Триумф Антокольского был необычайным. «Я заснул бедным, встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным». О нём заговорили как о мастере, явившемся в русское искусство «с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но гораздо ещё более выражением крупной души и своеобразнейшей мысли». В 1872 году статуя была показана на Международной выставке в Лондоне. Успех был настолько значительным, что Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок. Это был беспрецедентный случай в истории отечественной скульптуры. Ещё ни одна работа русского мастера не попадала до сих пор в зарубежные музеи.

К слову, уменьшенное мраморное повторение скульптуры Марка Антокольского «Иван Грозный» украшает один из залов Иркутского художественного музея. Оно создано самим автором в Риме в 1874 году. Позже его купил в Петербурге иркутский купец -золотопромышленник Сибиряков и подарил его Иркутской мужской гимназии, в которой учился. Оттуда скульптура перешла в музей в 1920 году.

За границей

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уехал в Рим, а затем в Париж. В Россию он больше не вернулся. В Италии скульптор приступил к осуществлению идеи, зародившейся ещё во время создания образа Грозного, – начал лепить статую Петра I. В противоположность Ивану Грозному с его мятущейся душой, Пётр I в представлении скульптора прежде всего цельная и могучая личность.

Ещё в 1874 году скульптор задумал другую статую – «Смерть Сократа». Он изобразил Сократа полулежащим в кресле. Яд принят. Отяжелевшее тело бессильно откинулось, голова поникла, ноги вытянулись. Левая рука бессильно свисает, правая неподвижно застыла на подушке.

В 1883 году Антокольский создал образ Мефистофеля. Его вело желание показать столкновение возвышенных и низменных начал. Скульптор остро почувствовал потребность изобразить характер, соединяющий в себе черты, противоположные прекрасным устремлениям его прежних героев. Мефистофель одиноко сидит на острой скале. «Это, – писал скульптор, – наш тип, нервный, раздражённый, больной, который с озлоблением готов всё уничтожить, над всем надругаться, всё осквернить, всё, что есть мало-мальски честного, хорошего...»

После многолетнего перерыва в конце 1880-х годов Марк Матвеевич вновь обратился к отечественной истории и создал образы Нестора-летописца, Ярослава Мудрого, Василия Тимофеевича Ермака, потребовавших от скульптора огромных затрат духовных и физических сил.

Марк Матвеевич был награждён орденом Почётного легиона и избран членом-корреспондентом Парижской академии художеств.

Умер скульптор в Германии 9 июля 1902 года. Двадцать семь лет прожил он вдали от родины, но остался истинно русским художником, до конца своих дней сохранившим преданность отечеству. Похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище.

Наиболее известные работы Антокольского

{gallery}TXTS/2013/antokolski_05_11-13{/gallery}

  • Расскажите об этом своим друзьям!