НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-04-08-07-13-40
Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их...
2025-04-16-00-37-32
13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
2025-04-15-06-26-33
Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
2025-04-16-01-06-40
Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
2025-04-17-11-31-24
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был...

От благодарных потомков...

29 Января 2013 г.

alt

 

После Октябрьской революции стали свергать с пьедесталов памятники «кумиров», чтобы стереть из памяти потомков – вместе с ними самими – всё сделанное при их участии и ими лично. И как отрадно, что наконец-то пришли иные времена, свидетельством чему стало восстановление памятника императору Александру III, причастному к приходу Транссиба в столицу Восточной Сибири. Но вот памятник ещё одному человеку, о котором пойдёт речь – это явно особо, явно беспрецедентно.

К столетию Кругобайкальской железной дороги в 2004 году возле вокзала в Слюдянке установлен выполненный из белого мрамора бюст (автор иркутский скульптор Евгений Скачков) министра путей сообщения Михаила Хилкова (1834-1909). Надо полагать, это единственный царский министр – мало того, он еще и князь! – которому установлен памятник в России после революции 1917 года, к тому же аж через сто лет после его смерти.

Жизненный путь князя был, мягко говоря, необычен для потомственного дворянина столь высокого ранга, - и весьма извилист. Впрочем, извилины «загибал» он сам.

Получив образование престижнее некуда – Пажеский корпус! – он служил в лейб-гвардии егерском полку. Оставив военную службу 23-летним штабс-капитаном, устроился в Министерство иностранных дел. В 1860 году, по делам службы проехав по Европе и Америке, ушёл в юриспруденцию – стал мировым посредником. В 1864 году отбыл за океан. Поступив рабочим на строительство Трансатлантической железной дороги в Южной Америке, дослужился до заведующего службой подвижного состава и тяги. А когда посчитал, что достаточно познал хитрости строительства и эксплуатации рельсовых путей, уехал в Англию, проработал там год слесарем паровозного завода в Ливерпуле.

Вернувшись в Россию с «универсальным» железнодорожным опытом, был назначен начальником пути сначала Курско-Киевской, потом Московско-Рязанской дорог. В 1877-1878 годах – уполномоченный Российского общества Красного Креста при санитарном поезде на Русско-турецкой войне. В 1880 году руководил постройкой железнодорожной ветки Кизил-Арват, в 1882-1885 годах управлял Министерством общественных работ, путей сообщения, торговли и земледелия Болгарии (ничего себе министерство!). Надо полагать, что при устройстве на эту должность были учтены и знания князем железнодорожного дела, и участие в войне за освобождение братьев-славян от пятисотлетнего османского ига.

В 1885 году вернулся в Россию, работал на Закаспийской железной дороге, в 1892 году назначен правительственным директором Привислянских железных дорог (это территория тогдашнего Царства Польского, входившего в состав Российской империи), затем начальником Самаро-Златоустовской, Оренбургской, Орловско-Грязской и Ливенской дорог. С 1894 года – главный инспектор железных дорог России, с 1895 по 1905 год – глава Министерства путей сообщения.

Именно при М.И.Хилкове, специалисте высокого класса, опытном менеджере и вхожем в высшие круги (ему покровительствовала императрица, с которой он познакомился, когда Мария Федоровна лично курировала упомянутый санитарный поезд), и его радениями Россия встала в ряд великих железнодорожных держав: протяженность стальных путей выросла с 35 до 60 тысяч километров (это ежегодный ввод в среднем 2,5 тысячи километров) с удвоением их грузооборота, было построено 500 километров автомобильных дорог – таких ударных темпов не было в СССР ни в довоенный, ни в послевоенный периоды!

Хилков блестяще организовал работу на строительстве Китайско-Восточной железной дороги (1897-1903), спрямившей путь на наш Дальний Восток, но главная, непреходящая заслуга министра – это вклад в сооружение Транссибирской магистрали, в том числе – Кругобайкальской железной дороги, «золотой пряжки» Транссиба. Действительный тайный советник – штатский генерал по табели о рангах, - кавалер высоких орденов не только России, но еще Австро-Венгрии, Японии, Греции, Италии, Румынии и Бухарского эмирата, в золототканом мундире изображенный Репиным среди участников юбилейного заседания Государственного совета 7 мая 1901 года, почётный гражданин 15 городов, Хилков восемь раз побывал на Байкале, наблюдая за строительством КБЖД и оперативно решая организационные вопросы, был организатором ледовой железнодорожной переправы через озеро. Имея диплом машиниста, князь лично провёл первый, товарный состав по замыкающему, самому трудному участку, открыв рабочее движение поездов вокруг Байкала. В период Русско-японской войны, когда значение КБЖД было судьбоносным (любопытно: сквозь тоннели ухитрились провезти даже миноносцы и подводные лодки со снятыми палубными надстройками), Хилков переселился в Лиственничное и привез туда свою семью. Пройдя в молодости трудовой путь рабочего-строителя и машиниста, князь-министр уделял особое внимание механизации труда, обустройству быта строителей и эксплуатационников КБЖД.

Вот такие поступки и особенности Михаила Ивановича, сильно отличавшие его от других представителей «правящей элиты», были основанием для следующего высказывания главы Кабинета министров С.Ю. Витте (до того – сначала министра путей сообщения, потом – финансов): «Хилков не был государственным человеком и всю свою жизнь он оставался скорее обер-машинистом, нежели министром путей сообщения». Да, было бы побольше таких «обер-машинистов», таких «локомотивов истории»…

М.И.Хилков, мраморный обелиск которого видят пассажиры поездов Транссиба, самой протяженной железнодорожной магистрали планеты, - принадлежал к прогрессивному, патриотическому дворянству, самоотверженно служившему интересам и величию России. Один из его предков, дипломат князь Андрей Яковлевич Хилков (1676-1718) был резидентом в Швеции и 18 лет, во время Северной войны находясь там в плену, посылал в Россию секретные донесения особой важности.

Александр Кошелев,

заслуженный путешественник России

  • Расскажите об этом своим друзьям!