НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Он был одним из столпов с трудом уходящей советской эпохи

01 Июля 2016 г.

 

Четвертого июня умер Александр Глезер. На 82-м году жизни в русском старческом доме Сент Женевьев дю Буа, который находится недалеко от Парижа. Похоронен, как можно догадаться, на известном одноименном кладбище.

01 07 glezer alexПо своему характеру и образу жизни он должен был, как многим всегда казалось, умереть в пути – в самолете между Нью-Йорком и Парижем, или Парижем и Москвой, или в поезде Москва – Нижний Новгород, или в какой-нибудь провинциально гостинице... «Старость меня дома не застанет, я в дороге – я в пути!», как пел советский эстрадный классик... Но никак не в старческом доме. Судьба распорядилась по-иному, может, это и к лучшему – теперь мы всегда знаем где он.

Александр Глезер – один из столпов с трудом уходящей советской эпохи, которая сама же и породила диссидентов и нонконформистов. Это были люди редкой храбрости, и мы благодарны им за то, что они были. И вот теперь они уходят.

Как объяснить сегодня отчаянно рискованный поступок Глезера на «Бульдозерной выставке» в 1974 году? А это именно он бросился под бульдозер на выставке художников-нонконформистов, спасая их работы. Как объяснить уровень риска и храбрости, да и саму суть поступка? Пожалуй, это как сегодня выйти на Болотную и вступить в одиночный бой с полицейским водометом. По счастливой случайности Глезер тогда уцелел, не попав под нож ковша, но холсты друзей были уничтожены, а это стало главным событием всей его жизни.

Он тут же собрал в своей квартире пресс-конференцию для иностранных журналистов. Храбрость этого поступка сегодня сравнить решительно не с чем. Понять и прочувствовать градус риска могут только люди из советского прошлого.

Александр Глезер не был художником, он был коллекционером, поэтом, издателем, организатором, борцом за и против, диссидентом, но имя его еще при жизни уверенно вошло в историю именно современного искусства. Искусство нонконформизма стало полем его деятельности, да собственно, и всей жизнью. Все остальное искусство он отрицал. Он не видел в нем смысла, там не было за что бороться. Несколько странная позиция, но таков был Глезер. «Я могу находиться в лесу! Там вокруг один Шишкин!», - сказал он когда-то своему другу Оскару Рабину.

Он очень много успел, его жизнь была чрезвычайно событийна. Он родился в Баку, вырос в Уфе, окончил Московский нефтяной институт, вынуждено эмигрировал во Францию. Там на основе своей коллекции он открыл музей современного искусства в изгнании в Монжероне под Парижем, второй музей в Джерси Сити под Нью-Йорком, вернулся в Москву после перестройки, проехал пол России и, собрав новую коллекцию, опять повез ее в Париж и Нью-Йорк. А потом опять – в третий раз, потом в четвертый... никто уже не помнит точное число его выставок. Что сотни – это точно.

Самое интересное, что с момента эмиграции из реальных документов у него был только нансеновский паспорт беженца и как он с ним передвигался все эти годы по миру не совсем ясно. И совсем не ясно, как он вступал с этим документом в брак. А женат он был восемь раз. Причем на Наташе дважды. «Гулять с Наташей по Бродвею дано не каждому еврею! Но Саше Глезеру дано!» - написал про них Сергей Довлатов на своем дне рождения. К великому сожалению, никто не догадался тогда записать застольный экспромт целиком.

Глезер оставил довольно большое литературное наследие. Еще с 60-х годов он делал литературные переводы, затем, в издаваемых им же журналах, описывал свои встречи и разговоры с художниками нонконформистами. Увлекательная история о пересечении границы с нелегальной литературой, история о вывозе картин из СССР знакомыми дипломатами, истории о первых сенсационных выставках в Монжероне, об организации музея C.A.S.E. в Джерси Сити, который до сих пор остается негласным центром современного искусства «русского Нью-Йорка» - все это он описал в своих публицистических очерках и это можно найти и прочитать.

Но ни с чем не сравнятся его живые рассказы! Это была одна из заведенных им традиций – после открытия выставки собрать вокруг стола в бруклинском ресторане «Приморский» два десятка слушателей и рассказывать истории! Потом уже глубоко за полночь для самых стойких продолжить их в Сохо в итальянской кофейне «Данте». Истории никто не записывал, хотя всегда разговоры об этом были, а жаль! И поэтому сегодня уже не восстановить, в каком же году случилась та знаменательная драка с Шемякиным в парижском ресторане, какие точно работы Яковлев подарил личное Глезеру, сколько все-таки на самом деле работ Зверева было привезено на персональную выставку в музей и почему их сегодня оказалось во много раз больше, и наконец, кто из его жен лучше писал картины, а кто стихи.

Его помнят тысячи людей, ему благодарны практически все художники-нонконформисты советской эпохи, его именем еще долго будут пользоваться коллекционеры и сотрудники аукционов современного искусства. Очень надеюсь, что Музей современного русского искусства в Джерси Сити переименуется из неофициального «глезеровский» в официальный - «имени Александра Глезера».

Истории из его жизни уже начали обрастать подробностями. И это прекрасно, потому что все они о гражданской храбрости и мужской чести.

По инф. trud.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!