Обыкновенный волшебник Евгений Шварц |
20 Октября 2016 г. |
120 лет назад родился Евгений Львович Шварц. Илья Эренбург охарактеризовал Шварца как «чудесного писателя, нежного к человеку и злого ко всему, что мешает ему жить». Вениамин Каверин называл его «личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству». Евгений Шварц заново пересказал многие старые сказки и сочинил новые. В его пьесах силы зла всегда терпят поражение, а любовь, дружба и самоотверженность побеждают. Жизнь Евгения ШварцаДетство и юностьШварц родился в семье врача, детство его прошло в Майкопе. Тяга к сказкам и чудесам была у маленького Жени с самого детства. И непременным условием был хороший финал, чтобы добро побеждало зло. Мальчик испытывал настоящий ужас перед трагическими концами историй. Ещё в шестилетнем возрасте Женя определил своё призвание: на вопрос матери, кем же он хочет стать, мальчик долго думал над важным вопросом, а потом ответил: «романистом». И всю жизнь стремился к этому, хотя даже в пятьдесят говорил друзьям, что только ещё учится писать и созревает для настоящей литературы. Евгений вырос весёлым, остроумным и начитанным мальчиком. После гимназии поехал в Москву, стал студентом юридического факультета Московского университета, но ненадолго. Творческая натура требовала другой профессии, и молодой человек увлёкся театром. Потом исчез из Москвы на несколько лет. Об этих годах сам Евгений Львович нигде и никогда не упоминал. Даже в своих воспоминаниях он пропустил это период, лишь пояснив, что не хочет рассказывать о тех годах. Сравнительно недавно появились сведения о том, что, возможно, Шварц служил в Белой армии и участвовал в Ледяном походе Корнилова из Ростова-на-Дону на Екатеринодар. Пострадал от тяжёлой контузии, после госпиталя демобилизовался. Осталось неизвестным, ушёл ли Евгений Шварц в армию добровольцем или был призван. После демобилизации в Ростове-на-Дону снова вернулся в театр. Играл небольшие роли, много ездил по стране и, наконец, с театральной труппой оказался в Петрограде. Здесь он оставил театр, работал продавцом в книжном магазине, а потом – секретарём у Корнея Чуковского. Шварц ещё ничего не писал, но уже прославился как рассказчик. Его ценили за великолепные шутки, каламбуры и анекдоты, над которыми смеялись даже знаменитые питерские остряки, среди которых были Зощенко и Хармс. Так Шварц покорил весь литературный Петроград и стал непременным участником любых диспутов и застолий. Свою писательскую карьеру Шварц начал с фельетонов и сатирических стихов, которые публиковал под псевдонимом Дед Сарай. Потом в детском альманахе «Воробей» вышло первое детское произведение будущего сказочника – «Рассказ старой балалайки». Затем Шварц стал постоянным сотрудником детских журналов «Чиж» и «Ёж». В 1929 году Евгений Львович написал пьесу «Ундервуд». Сюжет её был прост: студент Нырков получил для срочной работы на дому пишущую машинку «Ундервуд», жулики решили её украсть, а пионерка Маруся помешала им. В 30-е годы появились переложения сюжетов Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева», которые и сделали Шварца знаменитым сказочником. Персонажи знакомых сказок вышли из-под пера Шварца более живыми и узнаваемыми. Они стали частью реального мира. «Детей надо баловать, – говорит Атаманша в «Снежной королеве», — тогда из них вырастают настоящие разбойники». Король из «Золушки» – это не какой-то величественный монарх, восседающий на троне, а обычный человек, который у Шварца просто работает королём и рассказывает о своих «профессиональных» проблемах: «Вот, например, Кот в сапогах. Славный парень, умница, но как придёт, снимет сапоги и спит где-нибудь у камина. Или, например, Мальчик-с-Пальчик. Ну всё время играет на деньги в прятки. А попробуй, найди его. Обидно!» Произведения Евгения ШварцаПозже Шварца уговорили попробовать свои силы в драматургии для взрослых. Результатом такого опыта стала известная сказка «Тень», появившаяся в 1940-м году. Она, как и многие другие произведения Евгения Шварца, была написана на основе сказок Андерсена. «Тень» быстро сняли с театрального репертуара – уж очень она была близка к политической сатире. «Посмотрите на всё сквозь пальцы, — советует Доктор Учёному в пьесе «Тень»,— махните на всё рукой. Ещё раз». Та же участь ожидала и следующую сказку для взрослых – «Дракон». Она появилась на свет во время войны, была сыграна в театре всего один раз, в 1944 году, и оказалась под запретом до 1962-го. На сцене было три головы Дракона, которые, по замыслу режиссёра Акимова, должны были обозначать Гитлера, Геббельса и Риббентропа. Но, видимо, образ вождя-диктатора оказался таким ярким, что в нём увидели черты «отца народов». Много позже Шварц признавался дочери: «Надо же! Писал про Гитлера, а получилось про нас». Пьесу «Голый король» Шварц написал в 1934-м, но так и не увидел на сцене. Спектакль поставили только после смерти автора в 1960 году в театре «Современник». И лишь за два года до смерти Шварц увидел на сцене собственную сказку – шедшее в Москве и Ленинграде с громовым успехом «Обыкновенное чудо». В Волшебнике узнаётся он сам, в жене волшебника – Катя. Пьеса была написана о ней и для неё. Произведения Шварца не издавались при жизни Сталина. Первый сборник пьес вышел только в 1956 году, и по ним снова начали ставить спектакли – как в СССР, так и за рубежом.
Про другоеНесмотря на то, что Евгений Львович прославился именно как автор сказочных пьес, их-то как раз у писателя немного. Но он сочинил множество других произведений. «Пишу всё, кроме доносов», – так шутил о себе писатель. Незадолго до войны были созданы пьесы «Брат и сестра» и «Наше гостеприимство». Позже в соавторстве с Зощенко Шварц написал антифашистскую пьесу «Под липами Берлина», которую поставил Ленинградский театр. Во время войны Евгений Львович наотрез отказывался эвакуироваться и пережил самые тяжёлые годы ленинградской блокады. Так появилась пьеса, которую сам писатель считал своей любимой. Она называлась «Одна ночь» и рассказывала о том, как мать прорывается через кольцо блокады к умирающей от голода дочери. Пьесу так и не поставили при жизни Шварца – по мнению цензоров, в ней не хватало «героического начала». Автор очень переживал из-за запрета любимого произведения. СемьяПервый раз Евгений влюбился, когда играл в ростовском театре. Его выбор пал на красавицу-армянку Гаянэ, тоже актрису. Та никак не желала соглашаться на предложение руки и сердца. Тогда отчаявшийся влюблённый сказал, что выполнит любое желание дамы сердца. Та, явно от досады, приказала ухажёру... прыгнуть в Дон. Ответом был громкий всплеск – Шварц в пальто, шляпе и калошах прыгнул в ноябрьскую реку. Гаянэ согласилась на брак, но с условием, что супруг войдёт в лоно армянской церкви. Атеист Шварц так и сделал, и потом несколько лет в его паспорте было написано: «Евгений Львович Шварц, армянин». Но через десять лет писатель снова влюбился, внезапно и навсегда, в жену брата писателя Каверина, Екатерину. Через полгода они поженились и прожили вместе тридцать лет, до кончины Евгения Львовича. Последние слова Шварца перед смертью были обращены к жене: «Катя, спаси меня!». Из сказок Шварца
Тэги: |
|