Неувядающие ландыши Фельцмана |
11 Февраля 2013 г. |
18 февраля в Москве в Доме музыки должен был отметить своё 92-летие маэстро Оскар Фельцман. Но за две недели до праздника пришла тяжёлая весть – Оскара Борисовича не стало. Так что день рождения станет днём памяти. Вспомнили знаменитого композитора и в Иркутске. Мне позвонила бывшая коллега по работе на телевидении Александра Андреева и пригласила в гости: есть любопытный материал. Александра Владимировна по делам службы частенько бывала в Москве и, как человек со связями и неукротимой энергией, привозила из столицы интервью со знаменитостями. Среди тех, кто откликнулся на просьбу о встрече, были актёры Виктор Павлов и Юрий Соломин, поэты Юрий Левитанский и Римма Казакова, певцы Иосиф Кобзон и Владимир Трошин – все они охотно отвечали на вопросы журналиста из далёкой Сибири. С некоторыми известными людьми удавалось установить прочные отношения на долгие годы. Среди них – авторы песен о нашем крае Александра Пахмутова и Евгений Добронравов. После первой встречи в Москву, к легендарному земляку, Герою СССР Афанасию Белобородову приезжали и школьники, победители телевизионного конкурса Иркутской студии телевидения «Моя Родина – СССР». Старая кассета В 1999 году съёмочная группа побывала в гостях у известного композитора Оскара Фельцмана в его квартире в Газетном переулке, неподалёку от старого здания МХАТ. «Общение было очень приятным. Оскар Борисович был человеком интеллигентным, мягким. Получился интересный разговор», - вспоминает Александра Андреева. Увы! – наступило время товарно-денежных отношений. Телевидение торопливо коммерциализировалось, поэтому по возвращении в Иркутск сразу встал вопрос – кто заплатит за эфир? Заметим, что престарелый композитор, знаменитый, но совсем не богатый, полдня потратил на встречу с провинциальной прессой, ни разу не спросив о деньгах. Платить было некому, поэтому отснятый материал отправился в архив автора. Интервью так и не попало в эфир – другие времена, другие герои. Александра Владимировна достаёт из шкафа кассету формата VHS. Сегодня это уже раритет, вроде виниловой пластинки. Изображение чуть размытое и цветопередача не так чтоб очень, но сам маэстро великолепен – уже немолод, но полон творческой энергии! По просьбе журналистки он исполняет попурри из своих песен. Поёт чуть непослушным «композиторским» голосом, но столько в этом любви к музыке, к текстам хороших поэтов, столько удовольствия от встречи с песнями давних лет. Говорят, он написал почти полторы тысячи песен, а ещё оперетты, музыку к фильмам. Знакомые мелодии Все песни знакомы, так и тянет подпевать. Что и сделали когда-то соотечественники в США, когда Фельцман приехал в Нью-Йорк по приглашению мэра города. После концерта жена известного музыканта Исаака Стерна спросила Оскара Борисовича, долго ли он репетировал с залом. Фельцман искренне удивился: какие репетиции, это же бывшие соотечественники, они просто знают и любят мои песни. Да и мы с Александрой Владимировной знаем, помним все эти «Ландыши», «Венок Дуная», «За полчаса до весны». И мы улыбаемся и подпеваем. Композитор вспоминает, как работал над песнями: «Обычно присутствие поэта в момент рождения музыки сковывает. А вот Роберт Рождественский не только не мешал мне, но даже стимулировал процесс. С ним было легко. Он не был разговорчивым человеком, да и я тоже, так что мы молчали очень плодотворно». Композитор вспоминает, что в песне «Огромное небо» нашёл воплощение реальный случай, который произошёл в небе над Берлином. А песня «Венок Дуная» стала раскрученным брендом туристической фирмы, которая организовывала путешествия по Дунаю ещё в советские времена. Песня тогда звучала на всех круизных судах. Видно, что автору приятно вспоминать, как его мелодия объединяла венгров, румын, болгар, украинцев и русских. Кстати, написана она была в ночь перед поездкой в Венгрию, куда композитор должен был отправиться вместе с автором текста Евгением Долматовским. Музыка же появилась буквально за несколько минут. «За время, равное звучанию песни», - вспоминает композитор. Тот, кто рождён был у моря У Оскара Фельцмана биография на зависть: «Я прожил потрясающую жизнь. Родился в Одессе. Когда я об этом говорю, в любой точке земного шара все улыбаются очень довольные. Одессу знают как музыкальный город со своими традициями, где понимают и любят музыку». Папа будущего композитора был известным в городе хирургом-ортопедом и прекрасно играл на рояле. Мама была домашней хозяйкой и занималась, по мнению Оскара Борисовича, самым важным для женщины делом: водила своего сына на занятия к учителям музыки. У знаменитого педагога Столярского он учился игре на рояле и композиции. С воодушевлением исполнял концерты Рахманинова. Легко поступил в Московскую консерваторию и даже получал там Сталинскую стипендию – целых 500 рублей. «А концертные туфли на Арбате стоили 60 рублей. Я мог снимать комнату, я был знаменитым студентом!» - вспоминает Фельцман. – Шостаковичу ещё в Одессе меня показали как вундеркинда. Поразительно, что знаменитый Шостакович, когда его пригласили послушать маленького мальчика, который пишет музыку, спросил: «А когда будет удобно прийти?» Это был интеллигентнейший человек! Мы общались с ним до последних дней его жизни. Когда меня принимали в Союз композиторов, Хачатурян и Прокофьев заверили, что знают мои произведения и готовы принять без прослушивания». Жизнь как песня Судьба сводила его с ярчайшими современниками. В комнате композитора на столе – его скульптурный портрет работы Кербеля. Песни Френкеля исполняли лучшие певцы страны – Кобзон, Магомаев, Трошин. Любопытно было узнать, как смотрит маэстро на то, что происходит на современной эстраде. Нет, он не клеймит, он грустно вздыхает: «Много серости. Есть талантливые люди, но они не знают порой нот, не знают музыкальные формы, пишут по слуху. Их нельзя называть композиторами. Зачастую они не стремятся к профессиональному росту, всё время и силы у них уходят на светскую жизнь. В погоне за дорогими автомобилями и загородными домами глубоких песен не напишешь. Нужен совсем другой образ жизни. Я никогда не посещал тусовки, мне это было неинтересно. Нужно много работать, чтобы потом легко написать музыку. Красота есть следствие труда и таланта. Меня с десяти лет уже нельзя было оторвать от рояля». Сын композитора Владимир тоже стал музыкантом. Всемирно известный пианист живёт в США. «С первых дней пребывания в Америке сын получил звание пожизненного профессора музыкального факультета Нью-Йоркского университета. Это уникально. Мы никогда не заставляли его заниматься музыкой. Он закончил Московскую консерваторию. А потом Владимир почувствовал, что на родине ему не развернуться». Напомним, интервью с Оскаром Фельцманом записано в 1999 году. С тех пор кое-что изменилось, на родину стали возвращаться и знаменитости – мир стал открытым. «Первый концерт сына был у Рейгана в Белом доме. Он и тогда мог выбирать страну проживания – такие музыканты очень ценятся. Но каждый год он приезжает в Россию и играет в Большом зале Московской консерватории». Чувство Родины Композитор говорит, что очень переживал, когда прекрасные музыканты были вынуждены покидать родину: «Кто-то может сказать, что у Губайдулиной, Шнитке, Денисова были на родине все условия для творчества, но это неправда. Им нервы мотали, жизни укорачивали. Их включали в «чёрные списки», которые рассылали на радио и телевидение, чтобы произведения авторов не попадали в эфир. Нужно было уехать из России, чтобы страна поняла масштаб их таланта. Губайдулину сегодня называют последним великим композитором 20 века. Мой сын дружил с гениальным Альфредом Шнитке, его музыка очень популярна в мире. Я мог бы уехать, но не могу нигде жить, кроме моей страны. Приезжаю в любую точку мира – и тут же начинаю считать дни до возвращения в Москву. Тут мой дом. А езжу я много по свету. И меня хорошо принимают всюду, даже на Канарах, где мне, кстати, понравилось. Ветерок с океана, жары нет. Там тоже слушали мои «Ландыши» и подпевали». С этой песней маэстро в своё время хватил горя. Его даже чуть не исключили из Союза композиторов: пошлость, портит вкусы молодёжи – так решили в ЦК КПСС. Теперь мелодия «Ландышей» – танцевальная классика. Кстати, композитор сделал оркестровую обработку этой песни в современном стиле – получилось красиво. Под эту музыку танцевал балет «Тодес». Несколько лет назад на родину вернулся из США внук Оскара Фельцмана Даниил. Сейчас он живёт в Москве, занимается бизнесом. Он не стал музыкантом, хотя, по словам деда, имеет хорошие данные: «Если бы им в детстве занимались так, как занималась мною моя мама, он мог бы стать музыкантом». Фельцман считает, что патриотизм не в том, чтобы публично произносить «какие-то стенобитные речи». Он в любви к людям, в том, чтобы видеть добро: «У меня песни получаются, потому что я нормальный человек. Я никому не завидую. Хороший работник, у которого голова полна музыки, знает, что он напишет не хуже, а может, и лучше многих. Поэтому я открыт для дружбы. У меня много друзей и среди композиторов. Завидуют серые люди, у которых нет популярности, но кто может им помочь? Я очень люблю тех певцов, кто пел и поёт мои песни. Это Юра Гуляев, Валентина Толкунова, Эдита Пьеха, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон. Помню, как молодой, только что после армии, пришёл ко мне Кобзон и спросил, не может ли он быть мне полезен. Сказал, что хочет исполнять мои песни. С тех пор мы дружим, я накануне был на его концерте. Старая видеоплёнка из архива запечатлела «уходящую натуру», человека из поколения профессионалов эстрады. Их называли мастерами советской песни, но они писали настоящие хиты, время жизни которых определяется не неделями и месяцами. Эти мелодии живут если не вечно, то очень долго, радуя слушателей. К ним возвращаются и соскучившиеся по хорошей музыке исполнители. «Тем, кто хочет писать хорошие песни, нужно менять образ жизни, не тусоваться и зарабатывать деньги, а работать по-настоящему. Каждый день сидеть за инструментом, думать, расти, жить среди нормальных людей – тогда их песни будут любимы» - слово мастера пришло к нам в дни прощания с умным и талантливым человеком, композитором Оскаром Фельцманом. 18 февраля маэстро исполнилось бы 92 года.
Тэги: |
|