ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Неуловимые вибрации творчества

Изменить размер шрифта

 

alt

 

Видный иркутский музыкант Николай Михайлович Мочалов, педагог, преподаватель специальности «баян-аккордеон», композитор, дирижёр, руководитель Оркестра народных инструментов и Оркестра тембровых баянов Иркутского музыкального колледжа им. Ф. Шопена, отметил свой 60-летний юбилей.

Кор.: Профессию дирижёров часто называют профессией долгожителей. Говорят, что только с лет с 45-ти можно говорить о периоде становления дирижёра. Так что вы, можно сказать, только входите в пору творческой зрелости…

Н.М.: Действительно, существует такое мнение. По некоторым сведениям, медицинским исследованиями, подтверждённым статистикой, известно, что дирижёры, особенно симфонические дирижёры - долгожители. Самый яркий пример – это, наверное, Игорь Стравинский – боюсь ошибиться, но, по-моему, его последний концерт был в возрасте 83 лет. Причём он не изменял своей привычке перед каждым концертом позволять себе 30 грамм коньяку и дирижировал всё наизусть. Это показательно, - значит, дирижёр хорошо знает материал, что у него всё в порядке с головой и со слухом (улыбается)… Что касается моей скромной персоны, то, по своим наблюдениям, ощущениям, могу сказать, что одним из секретов этого долголетия, на что мы все надеемся, является некая «индуктивность». Сейчас ведь уже известно, и с научной точки зрения, что у каждого человека есть своя аура, биополе, а когда перед тобой 40-50 человек, а в случае симфонического дирижёра – там до 120 человек находится под его влиянием – представляете, какой это сгусток энергии! А позади ещё сидят зрители, которые тоже делятся своей энергетикой… Вот наверное, в этом энергообмене весь секрет. Из собственной практики: иногда бывает, как и у всех людей, - голова побаливает или стресс пережил, - я прихожу на репетицию, и через 20 минут у меня всё проходит (улыбается)!

Кор.: А если линейно представить свой творческий путь, то вы себя на каком отрезке ощущаете?

Н.М.: Ну, сказать, что в середине было бы нахально (улыбается), но, может быть, на двух третях… Надеюсь, по крайней мере, - ведь трудно загадывать что-то наперёд…

Кор.: Если продолжить мысль об энергии, то, на мой взгляд, профессия дирижёра в какой-то степени сродни актёрской профессии: получил некий импульс и мгновенно отдал… Но сложность заключается в том, что передать его нужно не одному-двум партнёрам по сцене, а сорока оркестрантам, да так, чтобы они потом этот энергетический вектор направили в зрительный зал…. Как это удаётся?

Н.М: Мне кажется, основой всего является любовь. А в данном случае любовь к музыке. Я очень люблю искусство музыки и свою профессию. А это ведь трудно, практически невозможно сыграть. Тем более, что в моем случае речь идёт о студентах, о детях - они вообще очень чувствительны, легко определяют фальшь - когда у педагога, дирижёра не горят глаза, когда как будто он присутствует на уроке, а на самом деле находится в другом месте… При этом я должен сказать, что я достаточно жёсткий педагог, требовательный, но дети, молодёжь всегда понимают, что я так настроен не потому, что я их не люблю или зол, а от того, что изначально задаю им высокую планку, которой, пусть не сразу, но со временем удаётся достичь…

Кор.: Ваша педагогическая позиция отражает мысль Льва Николаевича Толстого: «Детей не отпугнуть суровостью, они не переносят только лжи…».

Н.М.: Да, я с этим полностью согласен. … Ученики это понимают и чувствуют – как и наши собственные дети…

Кор.: На сегодняшний день ваш педагогический стаж составляет 44 года?

Н.М.: Да, такая вот сумасшедшая цифра! Я начал преподавать с 16-ти лет. Моё детство прошло в Норильске. Успешно закончив музыкальную школу, я поступил в Норильское музыкальное училище. Оно находилось на той же улице, что и средняя школа №5, которую я закончил, и, поступив на первый курс, я пришёл работать в свою родную школу, к своим бывшим одноклассникам, которые перешли в 9-ый класс, преподавателем музыкального кружка! Вот так началась моя педагогическая деятельность … Именно поэтому я очень рано пошёл на пенсию, я уже много лет пенсионер, с 41 года, Ветеран труда РФ.

С учениками мне повезло - я считаю, что мне с ними даже больше, чем им со мной повезло (улыбается)... Судьба подарила возможность заниматься с одарёнными учениками: Сергей Филиппов, Константин Коноплин, Данил Мухамедьяров – это ребята, можно сказать, европейского уровня. Данил в этом году заканчивает Иркутский музыкальный колледж им. Ф. Шопена. Он был дипломантом Международного конкурса баянистов в г. Клингенталь (Германия) - по нашей специальности это, пожалуй, самый именитый конкурс: он стал там 4-ым, и это большой результат! Оркестр народных инструментов тоже умеет успехи. Например, мы участвовали в Международном видеоконкурсе в г. Владивостоке. Видите ли, куда-то выехать составом в 40 человек – это не просто по материальным соображениям, а здесь мы отправили запись концерта в Филармонии, и стали лауреатами.

Кор.: Вы также преподаёте в музыкальной школе?

Н.М.: Да, в Иркутске я сначала несколько лет работал в музыкальной коле №5 в Академгородке, собственно там я и начинал, работал до прихода в училище. А затем в Центральной областной школе искусств, и вот сейчас набрал детей по баяну, потому что надо думать о перспективе, да и интересно возиться с маленькими, они забавные очень (улыбается). И работа с начинающими исполнителями для меня тоже успешна. Вот весной мы ездили в Питер, и мой ученик, Бердников Серёжа, стал дипломантом Международного конкурса «Петро-Павловские Ассамблеи»…

Кор.: А как отличается индивидуальная работа с исполнителем от работы с оркестром?

Н.М.: Это две принципиально разные методики. При индивидуальном обучении первоочередной задачей является адаптация ребёнка к музыкальному инструменту. Ведь ребёнок попадает в совершенно новые условия. Нужно помочь ребёнку, чтобы эти новые ощущения стали для него естественными. Это сродни тому, как мы маленьких детей учим ложку держать и кашку кушать (улыбается). Сидя за инструментом, ребёнок должен чувствовать себя естественно, свободно. И добиться этого очень непросто и хлопотно, тем более с такими инструментами, как баян, аккордеон, в которых много точек опоры: у нас есть правая и левая клавиатуры, корпус, мех, плечевые ремни, - нужно, чтобы начинающий исполнитель научился со всем этим управляться (улыбается). А в оркестр ко мне приходят с определённой подготовкой, мне трудно каждого править, иногда, я конечно, и в этом что-то успеваю, но задача предмета другая. Это, прежде всего, развитие оркестрового и ансамблевого слуха, чтобы студент научился стопроцентным слуховым контролем отслеживать взаимодействие голосов, своей партии с остальными партиями: у него есть эпизоды, где его голос на первом плане, и есть эпизоды, когда его голос «в тени», несёт полифоническую функцию… Это целая «история с биографией» (улыбается)!

Кор.: А как вы решаете проблему подбора репертуара для оркестра?

Н.М.: В учебном оркестре важна, прежде всего, образовательная составляющая. Конечно, есть и концертная практика, но сначала студентов нужно научить оркестровому ремеслу. И значительную роль в этом играет как раз подбор репертуара: он должен быть разностилевой, разножанровый, где обязательно должно быть место российской классике, романтизму конца XIX – начала XX века - Чайковский, Рахманинов, Бородин и еже с ними -, что-то из европейской классики - Моцарт, реже Бетховен -, это европейские романтики - Шопен, Мендельсон… И обязательно репертуар, написанный специально для народного оркестра, начиная с 20-30 гг. прошлого столетия - Андреев, Будашкин, Куликов, Холминов и т.д.

Кор.: А аранжировки, инструментовки?

Н.М.: Делаю всегда сам. Если зайти в нашу библиотеку - там почти все партитуры мои (улыбается). Конечно, если есть печатная грамотная партитура, я её возьму. А, в основном, переложения сам делаю, и не только для оркестра, но и для специальности: мы же играем классику - я всё ребятишкам переписываю для баяна и аккордеона: с регистровкой, аппликатурой… Вот сейчас буквально делал выпускную программу Дане Мухамедьярову – он собирается поступать в г. Санкт-Петербурге, программу мы согласовали с его будущим профессором, а я делал переложение. В частности, это прелюдия и фуга ми-бемоль из первого тома «ХТК». Она отличается от всех прочих… Ну, обычно в «ХТК» что: прелюдия и фуга, трёх-, четырёхголосная, а здесь – вступление, дальше связующий эпизод, совсем другой по характеру, потом четырёхголосное фугато органного типа, далее танцевальная трёхголосная фуга. То есть даже по форме это необычное, очень интересное произведение…

Также я писал и авторскую музыку, хотя никогда не считал себя композитором, потому что это отдельная специальность и отдельная стезя…

Кор.: Ваши авторские произведения исполнялись?

Н.М.: Ну, я могу только говорить о тех произведениях, которые оказались действительно востребованы. В основном, это песни, обработки народных мелодий, есть инструментальные сочинения для ансамбля народных инструментов. Например, совсем недавно я получил письмо от Дальневосточного отделения ВААПа – организации по защите авторских прав – о том, что профессиональный коллектив исполняет «У Дона тихого»… Я за неё получил Премию им. К. Массалитинова в Воронеже – такая почётная премия...

Много моих произведений играл ансамбль Читинской областной филармонии, когда руководителем был Александр Миронов. Играли «Цыганскую фантазию» на цыганские темы, она очень насыщенная, сложная… Потом «Русское гулянье» - это такая развёрнутая пьеса для оркестра народных инструментов. Её даже исполнял Оркестр им. Н.П. Осипова в Москве, - дирижировал Николай Калинин, это, кстати, было при мне… Потом у меня была обработка двух русских народных песен «Тонкая рябина» и «Чернобровый, черноокий», они звучали в Иркутской филармонии, а ноты разбежались «по всей России» - то тут, то там исполняют (улыбается), и в Чите, и в Омске, и в Красноярске, и в Москве…

Кор.: Сейчас пишете что-нибудь?

Н.М.: Сейчас как-то больше переложений, так обстоятельства складываются. Хотя есть желание написать для оркестра что-то вроде сюиты о Байкале. Я ведь в Иркутске с 88 года, и сейчас, спустя 25 лет, есть какое-то душевное накопление и искреннее желание средствами народного оркестра, его красками, попытаться передать атмосферу Сибири…

Кор.: Будем ждать!

Н.М.: Ну, это не угадаешь… Это должно возникнуть! Но главное, что есть желание, есть возможность и есть коллектив, как говорится, «в руках»…

  • Расскажите об этом своим друзьям!