НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Не жди лётной погоды

03 Марта 2011 г.

alt

Дмитрий Иванович Власов работал в оперативном отделе Ленинградского штаба партизанского движения, одновременно возглавлял одну из баз, на которой готовились и снаряжались для засылки в тыл противника партизанские отряды и группы. Он вспоминал.

 

«Война показала, кто оказал существенную помощь советским войскам в ускорении разгрома врага. К сожалению, далеко не полностью раскрыта страница помощи партизанам — лётчикам гражданского воздушного флота.

Авиаторы, помогая партизанам, проявляли изумительную храбрость и преданность делу. Но особенно следует выделить лётчиков и работников батальона обслуживания третьей эскадрильи четвёртого полка, обеспечивающего полёты на самолётах По-2.

В первый год войны гитлеровцы с пренебрежением называли По-2 «Рус-фанер». Но когда по ночам внезапно появлялись эти легкокрылые машины в тылу и на головы сыпались бомбы — отношение к ним переменилось. Всё чаще во вражеских донесениях По-2 стали называть «партизанским самолётом» и даже «лёгким бомбардировщиком».

Немецкое командование установило даже награду в две тысячи марок за каждый сбитый По-2, но, пожалуй, ни один из вражеских зенитчиков этой награды так и не получил. Пилоты только посмеивались над незадачливыми ловцами удачи. Лётчики любили самолёт Николая Николаевича Поликарпова за относительную бесшумность, универсальность и безопасность, за высокую маневренность. По-2 разил врага и спасал людей — воинов, получивших ранения, соединял, приносил радостные вести из дома в самые трудные дни.

Думается, что партизанский самолёт По-2 заслужил право был воздвигнутым на постамент в селе Александровском, откуда начинались его рейды в тыл врага.

Применение авиации в партизанской войне на территории Ленинградской области в корне изменило содержание боевой деятельности народных мстителей. Оно позволило значительно расширить масштабы борьбы, направить её на решающие участки, оперативно изменять структуру подразделений, исключило ненужные переживания и выходы отрядов из тыла врага за боеприпасами и продовольствием»

Впоследствии германский историк Дамс сказал: «Немецкое отступление из района между озером Ильмень и Чудским озером сопровождалось тяжёлыми жертвами. Повсюду в засаде находились партизаны. Немецкие колонны попадали на расставленными ими заграждения. Несколько дивизий было окружено и они погибли в боях. Сотни машин застряли. Военные склады пришлось взорвать и сжечь...»

Псков. Сентябрь 1943 года

Ночь выдалась звёздной и тихой. Длинные тени от сосен падали на полосу немецкого запасного аэродрома, на который по дерзкому плану подпольщиков должен был приземлиться самолёт с Большой земли и забрать секретаря подпольного горкома партии В. Ф. Михайлова с радисткой Максимовой.

Аэродром находился в тринадцати километрах от Пскова. Партизаны в ожидании самолёта затаились неподалёку от полосы в кустарнике. Михайлов, взглянув на часы, которые показывали полночь, начал волноваться: если перехвачена и расшифрована радиограмма, гестапо подготовило ловушку. Днём над лесом кружил По-2, у немцев есть такая машина, могут использовать для приманки. Но мы не уславливались о времени прилёта, а в сутках 24 часа, - попытались успокоить секретаря Максимова.

В нашем распоряжении только ночь и не будем рисковать. Сегодня сделам проверку. При подходе самолёта группе рассредоточиться и быть готовой к бою. Сигналов не подавать. С такими документами к врагу нельзя попадать, - Михайлов хлопнул рукой по сумке.

Рокот мотора был едва уловим, вскоре над полосой чёрной тенью промелькнул самолёт. Партизаны проводили его взглядом, но он появился вновь.

– Может, зажечь костры? - спросил Михайлова партизан.

– Нет, товарищи, отходим. Есть другой план.

В небольшой ложбинке Михайлов приказал развернуть рацию и зашифровать текст: «Ждём в том же место один час. Мотором докажи, что свой».

Оставшуюся часть ночи и день партизаны провели в лесу.

Когда стало смеркаться, Михайлов собрал группу:

- Встречаем самолёт, охрана аэродрома, наверное, обратила внимание на появление его прошлой ночью, поэтому до прилёта По-2 необходимо обезвредить комендатуру. Солдат немного, но шуму наделать могут.

Самолёт появился и заскользил с неба к полосе, дважды взревев мотором, в ответ вспыхнули в ночи два костра. Когда По-2 приземлился, партизаны с автоматами наизготовку двинулись к машине. Несколько человек Михайлов оставил в лесу для прикрытия. Стволы пулемётов взяли самолёт на мушку...

Иркутск, 1985 год

Письмо, которое пришло из Ленинграда, начиналось так:

« Уважаемый Владимир Леонтьевич! Вам пишет бывший начальник Александровской партизанской базы Власов. Может помните? Я собираю материалы о лётчиках 4-го авиаполка ГВФ, летавших к партизанам. В Ленинграде живут ваши товарищи В. В. Сиротин, М.М. Лобан, Н. П. Цибисов, М. Ф Боев и К. Н. Силин. В газете «Невская заря» я опубликовал очерк о ваших делах, а затем в сборнике «Псковщина партизанская» вышел мой рассказ, книгу я выслал в дар вашему аэрофлотскому музею. Теперь прошу вас вспомнить и описать случай, как вы вывозили из-за линии фронта секретаря подпольного горкома ВКП(б) Пскова В. Ф. Михалова и его радистку Максимову. Кто давал задание? На каком типе самолёта летали и как всё было? Псковские партизаны считают, что Михайлова вывез пилот Николай Алексеев, так думают и некоторые ваши однополчане, но мне удалось доказать, что летали в Псков Вы. И ещё в Иркутской области живёт пилот Федотов, он также из вашего авиаполка. Если узнаете его адрес, напишите, С дружеским приветом, Д. Власов».

Бывший лётчик аэрофлота Владимир Леонтьевич Семёнов, кому было адресовано письмо, вспомнил о событиях сорокалетней давности...

Село Александровское. Партизанская база, 1943 год

Первые семь лёгких самолётов приземлились на поле за селом в середине августа 1942 года, для них соорудили капониры, а в лесу вырыли землянки для батальона аэродромного обслуживания, в селе разместилась партизанская база. Возглавил её Власов. Уже в сентябре 1942 года авиаторы установили связь с двенадцатью партизанскими отрядами и сбросили им около двух тонн продовольствия. 10 сентября в Тосненский район вылетел весь полк и десантировал группу Фокина. Получив продовольствие, боеприпасы, рации и батареи, группы и отряды в лесах возобновили боевую работу. Полёты к партизанам стали обычным делом.

Февраль 1943 года был самым нелётным месяцем. Туманы редко открывали небо. Густые, как молоко, они лишили полк боеспособности. В это время партизаны наносили удары по Витебской и Варшавской железным дорогам. Они ждали самолёты, как манны с неба. И надо было летать.

--Всем отдыхать, - с горечью говорил комэска, а ты, Семёнов, обратился он к своему заместителю, - останешься, - приказать не могу, прошу, слетай.

И Семёнов летел. В лесах его По-2 уже ждали, горели костры, лётчик сбрасывал тюки, парашютистов и спешил назад. Так повторялось почти весь месяц, но однажды он не сумел вернуться до тумана. Потерял время: груз смог сбросить только с третьего захода. Вскоре он понял, что землю застилает туман. Горючего в баках только до Александровского. Семёнов начал снижаться. Ещё были какие-то прорехи в тумане, теплилась надежда на посадку у своих. Он дал мотору газ. «Может слышат?» Впереди мелькнула вспышка. Ракета! «Наводят, ребята, ждут!» - обрадовался пилот. Не спеша, подбирая газ, снижал машину к тому месту, где увидел вспышку. Вот шасси коснулось земли, самолёт подпрыгнул и покатился. Семёнов до ряби в глазах смотрел вперёд, все ещё не веря в удачу. Летчик точно попал на полосу. Прибежали товарищи, начали его качать. Не спала вся эскадрилья. Комэска не смотрел в глаза, молча пожал руку, а утром, когда Семёнов выспался, за чаем сказал: «Как полегче станет, дам дней на десять отпуск в Иркутск». Но просветов не было ни весной, ни летом, а в сентябре лётчик написал рапорт на обещанный отпуск.

Комполка на рапорт даже внимания не обратил, а вручил пакет: «Вскроешь в 19 часов».

Из воспоминаний В. Л. Семёнова

«Я понял, что предстоит полёт с посадкой в тылу врга, и не ошибся. Вечером в эскадрилье появился незнакомый майор, который нашёл меня и приказал вскрыть пакет. В записке указывалось, что я должен получить задание от этого майора. Задание было необычным. Посадку предстояло произвести на немецком аэродроме возле Пскова, взять на борт секретаря Псковского горкома партии с радистской и доставить на Большую Землю. Я приблизительно знал местонахождение этого аэродрома и взял курс после набора высоты на Псковское озеро. После прохождения линии фронта стал ориентироваться по немецким маякам, взял южнее Новгорода, ближе к Ильмень озеру. Ночь звёздная, не потеряешься, но и ухо востро держать надо. Неровен час — нарвёшься на ночных истребителей. Опасения мои оказались не напрасны. Взглянул в сторону города и увидел, что несётся на меня чёрная тень, искры из патрубков двигателя так и сыплются. Сердце замерло, но среагировало быстрее, чем фашист ударил из пулемётов. Спасибо конструктору Поликарпову за его маневренную машину. Я только ручку от себя — и сорвался в глубокое пике.

Падал так с полутора тысяч до 100 метров. Затем вывел самолёт в горизонтальный полёт и пошёл к озеру. На сотне метров так и шёл до Пскова. Сделал два захода на аэродром — нет сигналов. Думаю: «Неужели ошибся?» И тут недалеко от города увидел костёр. Пошёл на огонь, а снизу пулемётные трассы ударили. Я свечой в небо и скользнул на обратный курс. До рассвета надо было успеть линию фронта проскочить. Добрался домой благополучно, доложил командованию о полёте и отправился спать. К вечеру меня вызвал начальник штаба полка майор Троицкий и приказал лететь снова: «Над аэродромов дважды изменишь режим работы двигателя. Когда вспыхнут два костра, можешь садиться».

До Пскова долетел без приключений. Чтобы вторично судьбу не испытывать, сразу пошёл на бреющем над Ильмень-озером, подальше от Новгорода. Над аэродромом выполнил всё, как велено. Костры зажглись, и я сел. Остановился в конце полосы, вижу — из кустов выходит группа людей.

– Я, Михайлов, - представился один из них

Наградили меня за этот сотый полёт к партизанам орденом Красного Знамени и дали отпуск в Иркутск аж на 30 дней.»

P.S. Много лет после войны трудился Владимир Леонитьевич в гражданской авиации. Летал на Ан-12, пока не стало подводить зрение. Выросли у него сыновья, внуки, дожил до правнуков, но годы взяли своё...

Радистка Максимова, которую Семёнов вывез из немецкого тыла, оказалась Еленой Ивановной Яковлевой, которая в 50-60 годы работала главным редактором газеты «Восточно-Сибирская правда».

  • Расскажите об этом своим друзьям!