"Не ищите в искусстве новое, ищите вечное" |
05 Сентября 2014 г. |
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/05-09-Donatas как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления. На 91-м году ушел из жизни Донатас Банионис. Инсульт, больница, два дня между жизнью и смертью, и все-таки - финал. А незадолго до этого - девяностолетний юбилей, награды, планы, надежды, чаяния... Творческий путь актера вспоминает "Российская газета". {gallery}TXTS/2014/05-09-Donatas{/gallery} "Не ищите в искусстве новое, ищите вечное", - любил повторять Донатас Банионис слова своего учителя Юозаса Мильтиниса. Теперь список фильмов, в которых сыграл и сумел найти вечное великий советский и литовский актер, придется считать завершенным. "Солярис", "Никто не хотел умирать", "Мертвый сезон", "Командир счастливой "Щуки", "Король Лир", "Приключения принца Флоризеля", "Бегство мистера Мак-Кинли", "Змеелов", "Операция "Трест", - в кино Донатас Банионис сыграл более восьмидесяти ролей. Лукавый пастор в "Берегись автомобиля" и зловещий председатель клуба самоубийц в "Приключениях принца Флоризеля"; немногословный философ герцог Олбэни в "Короле Лире" и гениальный живописец в картине "Гойя, или Тяжкий путь познания"... Когда Банионису говорили, что ему удалось на экране воплотить образы гениев, он отшучивался: "Да я плохо их сыграл!" И начинал объяснять, что сначала учился у режиссеров, и потом всю жизнь учился - читая Евангелие... Президент России Владимир Путин направил соболезнования сыну Донатаса Баниониса - Раймундасу. В телеграмме говорится, что это огромная утрата для народа Литвы, для миллионов людей в разных странах: "Мы все помнили и любили Донатаса Юозовича, ценили его талант, удивительное актерское мастерство и личное обаяние, неповторимые работы в театре и кино. Донатаса Баниониса больше нет с нами, но осталось его богатейшее творческое наследие, осталась добрая, светлая память о нем". Дальше - последние, черные строки в его биографии. Что похоронят Донатаса Баниониса 8 сентября в Вильнюсе, рядом с супругой, умершей шесть лет назад. Что прощаться с актером будут в театре в Паневежисе, где Банионис проработал значительную часть жизни, и на второй день гражданская панихида состоится в Вильнюсе. И что свои соболезнования в связи с кончиной семье Баниониса выразили многие деятели культуры и политики...
Из интервью донатаса баниониса "Российской газете": "Сейчас вместе со старостью пришла бессонница, и я много думаю ночами. Недавно вспомнил случай, после того как вышел на экраны фильм "Солярис" и мою работу в этой картине хвалили все: и враги, и друзья. Вскорости пришло письмо из Куйбышевской области, в котором одна женщина мне писала так: "Дорогой Банионис, мы Вас очень любим, но больше в такой халтуре, как "Солярис", не снимайтесь никогда..." Глубокое искусство это не для всех. Хотя с Тарковским работать было очень трудно. Очень! Он был бесконечно глубокий человек и весь в себе. Часто не находил слов, чтобы выразить то, что он хочет. Ходит, что-то мыкает, морщится, а ты поди угадай, что ему нужно. Мог несколько раз за час подойти и попросить открыть глаза и закрыть, и посчитать то до десяти, то до двадцати... В моем багаже - восемьдесят один фильм. А это, поверьте, много. Картина, которая мне принесла известность, - бесспорно, "Никто не хотел умирать". После этого меня стали узнавать. А в этом фильме у меня роль председателя сельсовета, и некоторые горячие литовские головы меня отчаянно за нее ругали. Дескать, я там такой просоветский. Но в картине показана трагедия литовского крестьянства, когда людей эшелонами увозили в Сибирь. Я помню сам этот ужас, когда без суда и разбирательств приезжали на хутор и давали два часа на сборы и все. Старух и грудничков грузили в товарные вагоны только за то, что во дворе было две коровы. Так и было. Я все это видел своими глазами. 15-16 июня 1941 года самые большие эшелоны, груженные литовцами, ушли в Сибирь. У меня до сих пор стоит в ушах крик этих людей. Все не могли понять: за что?.. Я сегодня веду жизнь пенсионера. Живу даже затворнически. То, что творится на улице, понимаю плохо. Но жизнь-то - качели: взлеты и падения неизменно идут друг за другом. Большинство спектаклей и сегодняшних сериалов не могу смотреть, там одно кривлянье. И никто не терзается вопросом: "Быть или не быть?"... Шекспир ушел, остались собачки в цирке. Сегодня Гамлета играют в основном те, кто не задает себе этот сакраментальный вопрос, не мучаются им... Понимаете, у меня сегодня уже нет никакой мечты. Может, вам это покажется странным или даже страшным... Живу, и все. Уже не осталось никого из друзей. Из тех, с кем я начинал работать в 1941 году, из моей молодости уже никого не осталось. Она вся на погосте. Уже ничего не цепляет в этой жизни"...
Дословно Михаил Швыдкой, доктор искусствоведения: - Уход Донатаса Баниониса - огромная потеря для европейского, литовского и российского культурного пространства. Банионис был учеником великого Юозаса Мильтиниса, выдающегося литовского режиссера, который учился на одном курсе с Жаном Луи Барро. Мильтинис создал выдающийся Паневежский драматический театр, и Банионис был его верным учеником, который возглавил этот театр после его смерти. Любимцем советской киноаудитории Банионис стал после того, как сыграл советского разведчика в фильме Саввы Кулиша "Мертвый сезон" и литовского крестьянина в картине "Никто не хотел умирать". Он был литовским артистом, связанным со своей землей, он чувствовал дух и плоть литовской земли и одновременно был одним из кумиров и героев всей советской страны. Мы были с ним знакомы более тридцати лет, и за все эти годы он ни разу не изменял себе, что было особенно важно в годы перелома, когда политическая конъюнктура заставляла людей менять свои убеждения. Банионис был верен себе и своим представлениям о чести, об искусстве, и это были высокие, настоящие представления. Его будет не хватать, как не хватает всегда великих артистов, но он ушел к своим друзьям: Богдану Ступке, Олегу Ефремову, Михаилу Ульянову, Альгимантасу Масюлису, к своему учителю Мильтинису, к тем людям, которые создавали великое театральное и кинопространство некогда великой страны под названием Советский Союз. Записала Анастасия Рогова До сих пор смотрю "Мертвый сезон" Наверное, один из лучших наших актеров. Говорю именно наших, потому что для таких, как Донатас Банионис, нет национальной или какой-нибудь иной принадлежности, задвигающей его в узкие рамки и привычные форматы. Он был выше и лучше этого. Небольшого роста, с акцентом говорящий по-русски, совсем не Тихонов и не Делон. Зато Актер, которому было по силам все. Литовец из страны "зеленых братьев" перерос свою маленькую аккуратную республику, вырвавшись на мировое творческое пространство. И главной его ролью, сугубо на мой взгляд, стал советский разведчик - нелегал из "Мертвого сезона", снятого режиссером Саввой Кулишом. В этом фильме он играл совсем не знаменитого Абеля, как полагали многие, а другого советского нелегала Конона Молодого. Когда после свершившегося распада СССР я все-таки дозвонился до Паневежиса, то Банионис нечестно признался, что своего прототипа не знал, играл по наитию просто абстрактного чекиста, и "никто из людей КГБ" к нему не подходил и его не консультировал. Год 1994-й, в голосе народного артиста СССР, трудившегося в Литве, слышались тревожные нотки... Потом еще один телефонный звонок, помощь литовского журналиста, и "Ладейников" вспомнил, что были еще двое, которые ему "что-то советовали". Фамилии этих двоих Рудольф Абель-Фишер и Конон Молодый. Обоим консультантам картины, по рассказам дочери Абеля и сына Молодого, фильм пришелся по душе. Особенно первая серия, очень напоминавшая то, что они действительно делали в разных странах мира. А вот вторая часть с перестрелками и погонями вызывала смех. Абель повторял: "Там, где начинается стрельба, завершается нелегальная разведка". Конон Молодый был более снисходителен. Полковнику очень нравился "его" главный герой: по Банионису и по разведке незаметный, умный, коммуникабельный. Может, и пришло время рассказать правду, о том, как Банионис удержался на главной роли. Как-то полковника Молодого вызвали на худсовет. В студии в присутствии нескольких десятков вершителей киношных судеб прокрутили основные эпизоды фильма. А потом началось главное. Прозвучало тщательно подготовленное предложение: Ладейников - Банионис совсем не похож на героического советского разведчика, уж тем более нелегала. Это может дискредитировать саму идею, образ. Тут же была предложена и другая кандидатура - мужественный, благообразный россиянин, в которого тогда влюблялись все девчонки Советского Союза. Еще миг и... ...И тут слово взял сэр Гордон Лонсдейл, он же Конон Молодый. Он сразу обратился к предлагавшего заменить Баниониса на героического типажа с простым вопросом: - А вы что, видели настоящего советского разведчика? Общались с нелегалами? Молчание раззадорило Молодого: - А я видел. Да я и сам нелегал. Да на вашего Х на второй же день обратили б внимание. Очень приметный. А в разведке служат такие, как этот ваш литовский парень. Художественный совет затрепетал. Зашептался. Образумился. Предрешенное снятие актера Баниониса с фильма не состоялось. А Молодый и Абель с актером общались, подсказывали, что-то корректировали. Есть и свидетельства очевидцев совсем не из мира кино, и фото, где Донатас снят вместе с двумя великими полковниками. По-моему, подъем Баниониса и начался после "Мертвого сезона". Хотя он всегда был прекрасен. Мы, тогдашние студенты, ездили в Паневежис. Смотрели его в спектаклях местного театра. Он был хорош, хотя литовский оставался непонятен. Но в фильмах, где его дублировали, смотрелся лучше, гораздо лучше... Найдутся тысячи людей, настоящих киноведов, которые знали актера лично. А я столкнулся с ним лишь раз в жизни. Часто летал по студенческому, на стипендию к друзьям Владу и Лине в Вильнюс. Год 1969-й, Ладейников уже произвел фурор. А я опоздал на самолет. Вместе со мной в очереди примостился такой же припозднившийся Банионис. О чем просительно говорил народный любимец с аэрофлотовцами, я не понял. Но через минуты три появилась у выхода на поле дребезжащая колымага, на которой возили чемоданы. Банионису с его атташе-кейсом было позволено на нее взобраться. Я попросил разрешение, чтоб пустили и меня. Банионис кивнул. И поехал вместе с ним к трапу со своим чемоданчиком. До сих пор смотрю фильм "Мертвый сезон" по телевидению. И помню, как прокатился с Ладейниковым до самолета. Банионис - ушел, Ладейников - навсегда остался. Потому Банионис и народный артист СССР. Николай Долгополов
|
|