Музыка как судьба |
15 Декабря 2016 г. |
Георгий Васильевич Свиридов родился 3(16) декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Отец Свиридова был крестьянином. В начале революции он вступил в коммунистическую партию и в 1919 году погиб, защищая советскую власть. Биография Георгия СвиридоваС девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь он стал учиться играть на рояле. В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной, музыкальной школы. Через три года Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой. Он начал учиться на фортепианном отделении Центрального музыкального техникума. В Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. Но главным открытием было то, что, оказывается, можно учиться сочинять музыку и что в музыкальном техникуме существует даже специальное композиторское отделение. Свиридов задумал перейти туда. Он написал две фортепианные пьесы и в мае 1933 года был принят в класс композиций профессора М. А. Юдина. В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принёс молодому композитору первый успех и известность. Удивительно простые, близкие традициям русской музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы Свиридова сразу полюбились и исполнителям, и слушателям. В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряжённого труда, овладения композиторским мастерством. Поэзия в музыкеВ июне 1941 года Свиридов окончил консерваторию. В первые же дни Великой Отечественной войны Георгий был зачислен курсантом в военное училище, но вскоре демобилизовался по состоянию здоровья. В самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвящённая балтийским морякам. Ещё до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. За три года он написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет. В ноябре 1955 года Свиридов, увлёкшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи и многочастную поэму «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве. Особое место в творчестве Свиридова занимает «Патетическая оратория» (1959 г.) для солистов, хора и оркестра на стихи В. Маяковского. Линия революционной романтики, идущая от «Патетической оратории», получила своё дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперёд!» (1977 г.), которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме А. Блока. В своём позднем периоде творчества Свиридов словно синтезирует гармонию бытия и тонкость чувств, что создаёт какую-то ещё более невесомую одухотворённость и возвышенность. Образный мир пушкинской поэзии вновь привлекает композитора и вдохновляет его на создание прекрасной музыки. Необыкновенно поэтична музыка к телефильму «Метель» (1974 г.) по Пушкину. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, в лёгких «полётных» интонациях которого ощущаются какие-то трагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствуется в музыке к сцене «Венчания». А сразу ставший популярным и часто исполняемым «Романс» внешне напоминает романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то роковыми предчувствиями приближает его к развёрнутой симфонической поэме. Свиридов несёт свое понимание народного, в котором так естественно соединены чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор. Народная жизнь черпает мудрость и силу в природе, сама являясь её частью. Так, постепенно, вырисовывается основной путь Свиридова — от молодой пылкости через трудные проблемы к философской ясности и просветлённости, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и красив, всегда Свиридов подчёркивает самое лучшее и высокое в человеке, всё патетически приподнято у него! В современной музыке всё больше усложняется музыкальный язык, обостряется диссонантность звучаний. Потому Свиридовская кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, порождая ясность мысли, прозрачность звучания, кажется особенно ценной. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности художнику — за внимание к тому, что есть лучшее в нашем национальном искусстве, в русской народно-песенной стихии.
В 2006 году издательство «Молодая гвардия» выпустило сборник «Георгий Свиридов в воспоминаниях современников». В книге много интереснейших материалов. Упомянем лишь о названии воспоминаний Дмитрия Хворостовского — «Публика плакала...». Слова эти относятся к рассказу о грандиозном успехе исполнения музыкальной поэмы «Отчалившая Русь» (стихи Есенина) в... Лос-Анджелесе (1994 г.). Но плакала публика и в России, и во Франции... Особенно же сердечно всегда встречали Свиридова на родине — в Фатеже, в Курске. Есть в дневниках композитора такая запись: Музыка как забава. Пожалуй, это самая краткая автобиография, какую нам приходилось читать. Все написанные Свиридовым произведения трудно пересчитать. Сюда входят и семь маленьких пьес для фортепиано, и семь романсов, посвящённых стихотворениям Лермонтова, и знаменитая соната для скрипки (к слову, долгое время произведение не удавалось восстановить из-за отсутствующих фрагментов в кульминации), и фортепианный квинтет, и многие другие. По мнению критиков и библиографов, Георгий Свиридов оказал поистине огромное влияние на русскую классическую музыку того времени. Он, как никто другой, умел подчеркнуть самобытность и культуру русской души, обычаи и традиции народов России. Личная жизньГеоргий Свиридов был женат один-единственный раз. Его супругой стала очаровательная Эльза Густавовна, женщина, которая покорила его не только своей красотой, но и хорошим вкусом в музыке. Они познакомились на одном из концертов, где исполнялись композиции Георгия. После окончания мероприятия Эльза подошла к нему, чтобы выразить восторг по поводу его творчества и, увидев молодого и талантливого Свиридова, влюбилась с первого взгляда. А спустя несколько месяцев они официально узаконили свои отношения и прожили вместе долгую и счастливую жизнь. НаградыКолоссальный труд Георгия Васильевича Свиридова в музыке отмечен не только народной любовью, но и многочисленными государственными наградами. Он был удостоен званий: народный артист РСФСР (1953 год), народный артист СССР (1970 год), Герой Социалистического Труда, многих орденов и медалей. В том числе – ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», множества премий. А 23 сентября 2005 года в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться». Тэги: |
|