НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

«Мою страну воспитывало небо»

15 Августа 2012 г.

alt

 

Они смотрели в небо и радовались как дети: ого, грузовичок летит – АН-12! И повторяли знакомые фамилии членов экипажа. И азартно рассказывали свежему человеку, какой это замечательный самолёт, теперь уже история авиации, хотя и сегодня продолжает состоять на службе ВВС, работает на авиазаводе, перевозит военные грузы.

С особым чувством провожал его глазами и полковник Владимир Сидоренко. 12 августа вместе с товарищами он стоял на площади перед Вечным огнём и следил за полётами. Конечно, это не было авиашоу в Жуковском – не тот размах. Но чувства бывших лётчиков были той же силы. Недаром готовил праздник, посвящённый 100-летнему юбилею Военно-воздушных сил России, оргкомитет, в который вошли члены Иркутского областного совета ветеранов Афганистана и других боевых действий, Комитета солдатских матерей, Совета ветеранов авиабазы «Белая». А инициатива проведения праздничных мероприятий принадлежала Иркутской областной организации Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы.

Так вспомним, товарищ

Наверное, лётчики тоже не бывают бывшими. Стоит только пробудиться воспоминаниям – и становится понятно: прошлое навсегда в крови.

– Мы прилетели из Кабула на маленький аэродром. Ночью «духи» коварно его обстреливали. Спрячут орудие где-нибудь на горке, сориентируют на стоянку самолётов, а ночью подкрадутся, дернут за верёвку – и тикать! – вспоминает Владимир Дмитриевич Сидоренко. – Вот мы и старались не задерживаться на аэродроме. Был у нас замечательный инженер эскадрильи Евгений Скоморохов. Он придумал такое приспособление – лебёдку – что мы наш АН-12 разгружали за шесть минут, а как-то даже рекорд поставили: за четыре минуты всё нутро вычистили. Он же придумал специальную тележку, чтобы менять колёса самолёта. Тоже с космической скоростью меняли – жить-то хотелось.

А начинал летать Сидоренко вполне мирно: распылял химикаты над колхозными полями. Скучно показалось – пошёл в армию. Окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации, но нашёл себя в авиации военной. Уже в армии закончил Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина. Летал в Йемене, Анголе, воевал в Афганистане. Гордится тем, что в Афганистане у него не погиб ни один лётчик и не был потерян ни один самолёт. Сам командир тоже летал: дважды в неделю, четыре полёта в день.

Опасность, впрочем, подстерегала лётчиков не только в небе. Сидоренко запомнил день 15 мая 1985 года. Накануне из расположения полка ушёл БТР, который периодически постреливал по «зелёнке», пугая душманов. А вечером летчики смотрели кино. Забора вокруг не было. На крышах сидели пулемётчики и тоже, как выяснилось, смотрели фильм – хорошее кино привезли. Тут и швырнул душман гранату – прямо в толпу. Спасло чудо: граната упала в ямку, где был металл. Но всё же двоих ранило серьёзно, а 15 человек задело осколками. Нападавших позднее поймали, увезли в Кабул.

У каждого из тех, кто пришёл в этот день на праздник, свои истории, свой путь. Военный лётчик Георгий Лудиков не бывал в горячих точках. «Слава Богу, не бывал!» – говорит. Но если бы послали, что же, отдал бы долг Родине. Георгий Дмитриевич летал на ТУ-22МЗ до конца 80-х, в последнее время – командиром воздушного судна. На праздник он пришёл с женой Альбиной. Сколько пережито вместе, сколько было переездов, военных городков, сколько трудностей и радостей – это связывает так, что нет уз крепче и надёжней.

От модели – к планеру, с планера – на самолёт!

И хотя отмечали 12 августа 100-летие ВВС, прикоснуться к празднику захотели все, кто взмывал в небо.

– Мы с детства имеем отношение к авиации, – с гордостью сказал Владимир Васильевич Трунов, ветеран гражданской авиации.

И посмотрел на своих товарищей. Виталий Михайлович Баюн, Павел Афанасьевич Бурлакин и Вениамин Иванович Проклин с ним согласились. У каждого более двадцати тысяч часов в воздухе. А начиналось всё с того, что охрана авиазавода гоняла влюблённых в небо мальчишек от ограды аэродрома. «Как врагов или шпионов!» – обижались ребята. Потом был авиамодельный кружок, аэроклуб, армия. Потом – гражданская авиация. Трунов перечисляет модели самолётов, которые он освоил: ИЛ-14, ТУ-104, АН-2, ЯК-52, ЯК-18, ТУ-154 – список впечатляет.

А Николай Михайлович Нояренчук имеет отношение и к авиации, и к военным действиям. Впрочем, юношей он воевал в пехоте и в артиллерии. А после войны окончил лётное училище, стал инструктором и подготовил более ста лётчиков. И в мирное время летал ещё 34 года!

Такая история

Но всё же герои дня – военные лётчики. Им вручают грамоты и юбилейные медали «В память 350-летия Иркутска». Получить награду выходит полковник Валерий Артамохин. «Служу Отечеству!» – говорит он. И добавляет: «Это награда не мне, это всем моим товарищам награда!» И это не просто слова. Ощущение лётного братства, благородства и верности присяге разлито в воздухе. Оно – в радостных объятиях, в готовности рассказать не о себе, а о товарищах. Вот и об Артамохине друзья говорят: он спасал воздушный флот в эпоху распада СССР. Валерий Михайлович же скромно говорит: выполнял распоряжение.

А история была такая. В 1991 году Артамохин служил в Семипалатинске. Там стояла дивизия – два полка стратегической авиации. Полковник Артамохин только что закончил Военно-воздушную академию имени Гагарина и был полон желания служить Родине. Но понятие Родины вдруг резко изменилось.– После 1991 года, когда распался Союз, начался делёж. Один генерал в Узине сдал всю дивизию Украине – вместе с самолётами и личным составом. А мог бы, не дожидаясь приказа, улететь в Россию, – вспоминает полковник Артамохин. В дивизии, где он служил, один полк успели перегнать на восток, а второй оставался в Казахстане. Опасаясь, что в любой момент технику могут объявить собственностью государства, на территории которого она базировалась, новые самолёты стали потихоньку перегонять в Россию. Оставалось три самолёта. Артамохин подобрал три экипажа, и самолёты, не извещая об этом казахов, отправили на родину. Иначе их постигла бы участь ТУ-16, база хранилища которых была разграблена, а самолёты изрезаны и проданы как цветной лом. Захвачены были и склады с НЗ и одеждой для лётного состава.

О доблестях, о подвигах, о славе

Но праздник есть праздник: здесь вспоминают о прошлом и очень надеются на будущее. Об истории Военно-воздушного флота напомнил генерал-майор авиации в отставке Александр Барсуков. «Мою страну воспитывало небо, и вместе с небом Родина росла» – в этих поэтических строчках слава и история воздушного флота. Первый российский авиатор, потомственный моряк, контр-адмирал А. Ф. Можайский создал проект и стал конструктором полноразмерного аэроплана. Ещё в 1881 году он получил патент на воздухоплавательный снаряд.

alt alt alt

Генерал Барсуков: «Будем верить в лучшее». В строю – элита ВВС. В небе - иркутские асы.

В начале 1910 года в Петербурге был создан Отдел воздушного флота, в задачи которого входило обучение офицеров армии и флота полётам на аэропланах. Появились военные аэродромы, школы военных лётчиков, механиков и мотористов. В мае 1910 года в воздух поднялся аэроплан отечественной конструкции, созданный уроженцем Иркутска Я. М. Гаккелем. Так что годом взлёта российской авиации стал 1910, а в 1912 году по Военному ведомству был издан приказ, по которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Эта дата и стала датой рождения ВВС России.

Надежда – мой компас земной

Внимание к юбилею первых лиц государства заронило в сердца современных авиаторов и ветеранов ВВС надежду, о которой сказал на празднике генерал-майор Александр Барсуков: «Хочется верить, что это не просто слова по поводу красивой даты. Мы надеемся, что Военно-воздушные силы действительно будут крепнуть и развиваться». Реальность пока даёт немного поводов для оптимизма. После того как в Иркутске было закрыто ИВВАИУ – кузница кадров для военной авиации, которое долгие годы возглавлял Александр Барсуков, кандидат технических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования РФ, город отчасти утратил былую военную славу. Исчезли с иркутских улиц бравые курсанты. А крепкие профессионалы из ИВВАИУ пополнили ряды преподавателей иркутских вузов. Студенты оценили их моральные качества и высокий уровень преподавания.

Мальчишки, мечтающие о небе, должны теперь ехать поступать в Воронеж, на что не все могут отважиться. Вот и генерал-майора в отставке Барсукова волнует, много ли ребят из-за Урала поступило учиться в Воронеж. Он уверен, что таких – единицы. Правда, идут разговоры о создании на материальной базе ИВВАИУ Суворовского училища. Это по-нашему: раскатать по брёвнышку и начинать с нуля.

Лётчики-пилоты

Так что к гордости и радости праздника у ветеранов ВВС примешиваются не совсем праздничные чувства. Но вот в небе появляется истребитель СУ-30КН. Он выполняет фигуры высшего пилотажа. Звучат имена его пилотов: командир экипажа Сергей Манадышев, второй пилот – Алексей Янушковский. В небе над городом самолёты могут задержаться всего-то несколько минут: здесь проходят трассы множества гражданских судов.

Экипаж АН-12: Николай Метляев, лётный директор авиакомпании Иркутского авиазавода, Валерий Шаргородский, командир ВС АН-12, Виктор Солодовников, старший штурман авиакомпании, Сергей Карань, бортовой механик и Вадим Ткачук, бортовой радист.

АН-2 пилотируют командир экипажа Олег Добрынин и заслуженный военный штурман РФ, полковник в отставке Александр Пономарёв.

Военных лётчиков поздравил генерал-майор авиации Виктор Павлович Помыткин, председатель оргкомитета по подготовке празднования юбилея ВВС.

Военно-воздушные силы прошли свой славный столетний путь. Их маршрут пролегал через мирные и военные годы, они терпели поражения и одерживали победы. Личный состав ВВС со всем народом переживал триумфы и трагедии, взлёты и падения, все поколения авиаторов были одновременно и заложниками, и избранниками своего непростого времени. Лётчики стали первыми Героями Советского Союза после спасения челюскинцев и первыми слетали через Северный полюс в Америку. Они отважно сражались с врагами в небе Китая, Испании и Монголии, их же беспощадно уничтожали в годы репрессий. Даже Золотые Звёзды не спасали сталинских соколов от расстрела.

Но самым суровым испытанием для нашего народа, его Красной армии и Военно-воздушных сил была Великая Отечественная война. После жестоких поражений 1941 года в сражениях с немецкими люфтваффе наши ВВС завоевали господство в воздухе. Немцы потеряли на Восточном фронте 72 тыс. самолетов.

А после войны лётчики ВВС первыми освоили реактивную технику и преодолели звуковой барьер, первыми испытали ядерное оружие и первыми штурмовали космос.

– Мое поколение пришло в боевую авиацию, когда противостояние двух сверхдержав достигло апогея, и мир находился на пороге третьей мировой войны, – вспоминает экс-главком ВВС России, Герой России, генерал армии Пётр Дейнекин. – Продолжая традиции фронтовиков, мы достойно защищали мирный труд советского народа в годы холодной войны. Ходили в открытый океан на разведку ударных авианосцев США и дежурили в воздухе у берегов Америки, охраняли воздушные рубежи и сбивали самолёты-нарушители, теряли боевых друзей в небе Кореи и Афгана.

Нас упраздняли и воссоздавали, увольняли и призывали, любили и ненавидели, защищали и предавали. Что было, то было.

В нашем городе живут люди, которые хранят славные традиции Военно-воздушных сил. И это то, чем мы можем гордиться.

  • Расскажите об этом своим друзьям!