«Мою страну воспитывало небо» |
15 Августа 2012 г. |
Они смотрели в небо и радовались как дети: ого, грузовичок летит – АН-12! И повторяли знакомые фамилии членов экипажа. И азартно рассказывали свежему человеку, какой это замечательный самолёт, теперь уже история авиации, хотя и сегодня продолжает состоять на службе ВВС, работает на авиазаводе, перевозит военные грузы. С особым чувством провожал его глазами и полковник Владимир Сидоренко. 12 августа вместе с товарищами он стоял на площади перед Вечным огнём и следил за полётами. Конечно, это не было авиашоу в Жуковском – не тот размах. Но чувства бывших лётчиков были той же силы. Недаром готовил праздник, посвящённый 100-летнему юбилею Военно-воздушных сил России, оргкомитет, в который вошли члены Иркутского областного совета ветеранов Афганистана и других боевых действий, Комитета солдатских матерей, Совета ветеранов авиабазы «Белая». А инициатива проведения праздничных мероприятий принадлежала Иркутской областной организации Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы. Так вспомним, товарищ Наверное, лётчики тоже не бывают бывшими. Стоит только пробудиться воспоминаниям – и становится понятно: прошлое навсегда в крови. – Мы прилетели из Кабула на маленький аэродром. Ночью «духи» коварно его обстреливали. Спрячут орудие где-нибудь на горке, сориентируют на стоянку самолётов, а ночью подкрадутся, дернут за верёвку – и тикать! – вспоминает Владимир Дмитриевич Сидоренко. – Вот мы и старались не задерживаться на аэродроме. Был у нас замечательный инженер эскадрильи Евгений Скоморохов. Он придумал такое приспособление – лебёдку – что мы наш АН-12 разгружали за шесть минут, а как-то даже рекорд поставили: за четыре минуты всё нутро вычистили. Он же придумал специальную тележку, чтобы менять колёса самолёта. Тоже с космической скоростью меняли – жить-то хотелось. А начинал летать Сидоренко вполне мирно: распылял химикаты над колхозными полями. Скучно показалось – пошёл в армию. Окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации, но нашёл себя в авиации военной. Уже в армии закончил Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина. Летал в Йемене, Анголе, воевал в Афганистане. Гордится тем, что в Афганистане у него не погиб ни один лётчик и не был потерян ни один самолёт. Сам командир тоже летал: дважды в неделю, четыре полёта в день. Опасность, впрочем, подстерегала лётчиков не только в небе. Сидоренко запомнил день 15 мая 1985 года. Накануне из расположения полка ушёл БТР, который периодически постреливал по «зелёнке», пугая душманов. А вечером летчики смотрели кино. Забора вокруг не было. На крышах сидели пулемётчики и тоже, как выяснилось, смотрели фильм – хорошее кино привезли. Тут и швырнул душман гранату – прямо в толпу. Спасло чудо: граната упала в ямку, где был металл. Но всё же двоих ранило серьёзно, а 15 человек задело осколками. Нападавших позднее поймали, увезли в Кабул. У каждого из тех, кто пришёл в этот день на праздник, свои истории, свой путь. Военный лётчик Георгий Лудиков не бывал в горячих точках. «Слава Богу, не бывал!» – говорит. Но если бы послали, что же, отдал бы долг Родине. Георгий Дмитриевич летал на ТУ-22МЗ до конца 80-х, в последнее время – командиром воздушного судна. На праздник он пришёл с женой Альбиной. Сколько пережито вместе, сколько было переездов, военных городков, сколько трудностей и радостей – это связывает так, что нет уз крепче и надёжней. От модели – к планеру, с планера – на самолёт! И хотя отмечали 12 августа 100-летие ВВС, прикоснуться к празднику захотели все, кто взмывал в небо. – Мы с детства имеем отношение к авиации, – с гордостью сказал Владимир Васильевич Трунов, ветеран гражданской авиации. И посмотрел на своих товарищей. Виталий Михайлович Баюн, Павел Афанасьевич Бурлакин и Вениамин Иванович Проклин с ним согласились. У каждого более двадцати тысяч часов в воздухе. А начиналось всё с того, что охрана авиазавода гоняла влюблённых в небо мальчишек от ограды аэродрома. «Как врагов или шпионов!» – обижались ребята. Потом был авиамодельный кружок, аэроклуб, армия. Потом – гражданская авиация. Трунов перечисляет модели самолётов, которые он освоил: ИЛ-14, ТУ-104, АН-2, ЯК-52, ЯК-18, ТУ-154 – список впечатляет. А Николай Михайлович Нояренчук имеет отношение и к авиации, и к военным действиям. Впрочем, юношей он воевал в пехоте и в артиллерии. А после войны окончил лётное училище, стал инструктором и подготовил более ста лётчиков. И в мирное время летал ещё 34 года! Такая история Но всё же герои дня – военные лётчики. Им вручают грамоты и юбилейные медали «В память 350-летия Иркутска». Получить награду выходит полковник Валерий Артамохин. «Служу Отечеству!» – говорит он. И добавляет: «Это награда не мне, это всем моим товарищам награда!» И это не просто слова. Ощущение лётного братства, благородства и верности присяге разлито в воздухе. Оно – в радостных объятиях, в готовности рассказать не о себе, а о товарищах. Вот и об Артамохине друзья говорят: он спасал воздушный флот в эпоху распада СССР. Валерий Михайлович же скромно говорит: выполнял распоряжение. А история была такая. В 1991 году Артамохин служил в Семипалатинске. Там стояла дивизия – два полка стратегической авиации. Полковник Артамохин только что закончил Военно-воздушную академию имени Гагарина и был полон желания служить Родине. Но понятие Родины вдруг резко изменилось.– После 1991 года, когда распался Союз, начался делёж. Один генерал в Узине сдал всю дивизию Украине – вместе с самолётами и личным составом. А мог бы, не дожидаясь приказа, улететь в Россию, – вспоминает полковник Артамохин. В дивизии, где он служил, один полк успели перегнать на восток, а второй оставался в Казахстане. Опасаясь, что в любой момент технику могут объявить собственностью государства, на территории которого она базировалась, новые самолёты стали потихоньку перегонять в Россию. Оставалось три самолёта. Артамохин подобрал три экипажа, и самолёты, не извещая об этом казахов, отправили на родину. Иначе их постигла бы участь ТУ-16, база хранилища которых была разграблена, а самолёты изрезаны и проданы как цветной лом. Захвачены были и склады с НЗ и одеждой для лётного состава. О доблестях, о подвигах, о славе Но праздник есть праздник: здесь вспоминают о прошлом и очень надеются на будущее. Об истории Военно-воздушного флота напомнил генерал-майор авиации в отставке Александр Барсуков. «Мою страну воспитывало небо, и вместе с небом Родина росла» – в этих поэтических строчках слава и история воздушного флота. Первый российский авиатор, потомственный моряк, контр-адмирал А. Ф. Можайский создал проект и стал конструктором полноразмерного аэроплана. Ещё в 1881 году он получил патент на воздухоплавательный снаряд.
Генерал Барсуков: «Будем верить в лучшее». В строю – элита ВВС. В небе - иркутские асы. В начале 1910 года в Петербурге был создан Отдел воздушного флота, в задачи которого входило обучение офицеров армии и флота полётам на аэропланах. Появились военные аэродромы, школы военных лётчиков, механиков и мотористов. В мае 1910 года в воздух поднялся аэроплан отечественной конструкции, созданный уроженцем Иркутска Я. М. Гаккелем. Так что годом взлёта российской авиации стал 1910, а в 1912 году по Военному ведомству был издан приказ, по которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Эта дата и стала датой рождения ВВС России. Надежда – мой компас земной Внимание к юбилею первых лиц государства заронило в сердца современных авиаторов и ветеранов ВВС надежду, о которой сказал на празднике генерал-майор Александр Барсуков: «Хочется верить, что это не просто слова по поводу красивой даты. Мы надеемся, что Военно-воздушные силы действительно будут крепнуть и развиваться». Реальность пока даёт немного поводов для оптимизма. После того как в Иркутске было закрыто ИВВАИУ – кузница кадров для военной авиации, которое долгие годы возглавлял Александр Барсуков, кандидат технических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования РФ, город отчасти утратил былую военную славу. Исчезли с иркутских улиц бравые курсанты. А крепкие профессионалы из ИВВАИУ пополнили ряды преподавателей иркутских вузов. Студенты оценили их моральные качества и высокий уровень преподавания. Мальчишки, мечтающие о небе, должны теперь ехать поступать в Воронеж, на что не все могут отважиться. Вот и генерал-майора в отставке Барсукова волнует, много ли ребят из-за Урала поступило учиться в Воронеж. Он уверен, что таких – единицы. Правда, идут разговоры о создании на материальной базе ИВВАИУ Суворовского училища. Это по-нашему: раскатать по брёвнышку и начинать с нуля. Лётчики-пилоты Так что к гордости и радости праздника у ветеранов ВВС примешиваются не совсем праздничные чувства. Но вот в небе появляется истребитель СУ-30КН. Он выполняет фигуры высшего пилотажа. Звучат имена его пилотов: командир экипажа Сергей Манадышев, второй пилот – Алексей Янушковский. В небе над городом самолёты могут задержаться всего-то несколько минут: здесь проходят трассы множества гражданских судов. Экипаж АН-12: Николай Метляев, лётный директор авиакомпании Иркутского авиазавода, Валерий Шаргородский, командир ВС АН-12, Виктор Солодовников, старший штурман авиакомпании, Сергей Карань, бортовой механик и Вадим Ткачук, бортовой радист. АН-2 пилотируют командир экипажа Олег Добрынин и заслуженный военный штурман РФ, полковник в отставке Александр Пономарёв. Военных лётчиков поздравил генерал-майор авиации Виктор Павлович Помыткин, председатель оргкомитета по подготовке празднования юбилея ВВС. Военно-воздушные силы прошли свой славный столетний путь. Их маршрут пролегал через мирные и военные годы, они терпели поражения и одерживали победы. Личный состав ВВС со всем народом переживал триумфы и трагедии, взлёты и падения, все поколения авиаторов были одновременно и заложниками, и избранниками своего непростого времени. Лётчики стали первыми Героями Советского Союза после спасения челюскинцев и первыми слетали через Северный полюс в Америку. Они отважно сражались с врагами в небе Китая, Испании и Монголии, их же беспощадно уничтожали в годы репрессий. Даже Золотые Звёзды не спасали сталинских соколов от расстрела. Но самым суровым испытанием для нашего народа, его Красной армии и Военно-воздушных сил была Великая Отечественная война. После жестоких поражений 1941 года в сражениях с немецкими люфтваффе наши ВВС завоевали господство в воздухе. Немцы потеряли на Восточном фронте 72 тыс. самолетов. А после войны лётчики ВВС первыми освоили реактивную технику и преодолели звуковой барьер, первыми испытали ядерное оружие и первыми штурмовали космос. – Мое поколение пришло в боевую авиацию, когда противостояние двух сверхдержав достигло апогея, и мир находился на пороге третьей мировой войны, – вспоминает экс-главком ВВС России, Герой России, генерал армии Пётр Дейнекин. – Продолжая традиции фронтовиков, мы достойно защищали мирный труд советского народа в годы холодной войны. Ходили в открытый океан на разведку ударных авианосцев США и дежурили в воздухе у берегов Америки, охраняли воздушные рубежи и сбивали самолёты-нарушители, теряли боевых друзей в небе Кореи и Афгана. Нас упраздняли и воссоздавали, увольняли и призывали, любили и ненавидели, защищали и предавали. Что было, то было. В нашем городе живут люди, которые хранят славные традиции Военно-воздушных сил. И это то, чем мы можем гордиться.
Тэги: |
|