ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Мастер настоящего шлягера

Изменить размер шрифта

leonid derbenev


12 апреля поэту-песеннику Леониду Дербенёву исполнилось бы 84 года. Он написал более двух тысяч стихотворений, которые стали основой для сотен песен. «Остров невезения», «Песня про зайцев», «Помоги мне», «Песенка о медведях», «Волшебник-недоучка», «Лучший город земли», «Все могут короли», «Где же ты была?» – кто не знает этих песен? Про Дербенёва говорили, что он знал секрет создания бессмертного шлягера.

Леонид Петрович Дербенёв родился 12 апреля 1931 года в Москве, годы войны прожил в деревне Улово Владимирской области, откуда был родом его дед. После окончания Великой Отечественной войны вернулся в Москву.
Стихи Лёня начал писать ещё в школе, когда учился в седьмом классе. Причём дебют был настолько удачным, что стихотворение опубликовали в газете «Пионерская правда».
Но поэтом Леонид становиться не планировал, поэтому поступил в Московский юридический институт и окончил его в 1952 году. Четыре года работал юристом в различных организациях и продолжал писать стихи. Их печатали, причём в таких крупных изданиях, как «Комсомольская правда», «Известия», «Московский комсомолец». А ещё Леонид сочинял рифмованные подписи к карикатурам в журнале «Крокодил».
Со временем Леониду Дербенёву стало понятно, что поэзия для него явно важнее юриспруденции. Начать писать песни помог случай: однажды, придя за гонораром, Дербенёв узнал, что что за большое стихотворение в сто строк платят 2 рубля, а за три куплета и припев – 8, и решил попробовать сочинить песню.
Сочинение пошло удачно, на поэта стали обращать внимание композиторы. Наибольший успех на этом этапе ждал Леонида Дербенёва при сотрудничестве с Александром Флярковским, пригласившим его в кинофильм «Русское поле». «Белая лебедь», «Колдовство» и «Говорила мама мне» – эти три песни дали поэту путёвку в жизнь.

Союз с кинематографом

Но настоящий звёздный час в жизни Дербенева наступил после встречи с Александром Зацепиным. Вместе они написали песни к легендарным гайдаевским фильмам «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию».
Рассказывает вдова поэта Вера Дербенёва:
«Лёня быстро стал известен как автор песен к фильмам. Причём у него было огромное преимущество – он мог писать на готовую музыку и делал это быстро. Поскольку он не был членом Союза писателей, часто бывало так, что на начальном этапе режиссёры обращались, прежде всего, к официально одобренному поэту. А когда тот не справлялся с задачей, просили Дербенёва выручить. Но если первому поэту отводили на творческие муки три месяца, то Лёне надо было сдать тексты «уже вчера». Все были довольны и звали его в следующий фильм. В итоге Леонид Петрович написал песни к 120 кинофильмам».
Интересно то, что Леонид Петрович так и не стал членом Союза писателей – не приняли. В том числе и из-за песни «Есть только миг». Да-да, как это ни странно звучит, в песне нашли крамолу: слова «есть только миг между прошлым и будущим – именно он называется жизнь» не совпадали с тогдашней политикой. Ведь поколению советских людей необходимо было стремиться к коммунизму как к светлому будущему... то есть настоящая жизнь должна была быть именно там – в будущем... В «Правде» появилась разгромная статья и двери в Союз писателей оказались закрыты.
А официально зарабатывать творчеством в СССР могли только «зарегистрированные» писатели. Поэтому к Дербенёвым даже наведывался участковый: выяснял, на какие доходы куплена кооперативная квартира и машина. И чтобы хоть где-то числиться, успешному и уже известному автору песен пришлось сначала вступить в профсоюз литераторов.
А потом на выручку пришёл Союз кинематографистов. Он принял поэта-песенника в свои ряды. Так Дербенёв стал первым поэтом – членом Союза кинематографистов. Причём с формулировкой: «В виде исключения, за выдающиеся заслуги». Руководство СК не погрешило против истины. Заслуги были действительно выдающимися – песни более чем к сотне фильмов.
Конечно, не обходилось и без нападок цензуры: однажды Леонид Петрович рассказывал, как после выхода фильма «Бриллиантовая рука» его вызвала министр культуры СССР Екатерина Фурцева, гневалась и обвиняла: «Дербенёв, вы чему советский народ учите? Это кому «всё равно»? Это что такое «всё равно»?».
Именно в период работы с Зацепиным появилась молодая певица Алла Пугачёва. Песню на стихи Дербенёва «Хожу-вожу» будущая примадонна советской эстрады исполнила, когда ей было всего 16 лет. Творческое трио Дербенёв – Зацепин – Пугачёва было великолепно во всех отношениях и добилось ошеломительного успеха. Было написано и исполнено более сорока песен, большинство из которых стали звёздными.
Тандем Дербенёва и Зацепина разбило желание композитора уехать за рубеж. Новыми соавторами Дербенёва стали Максим Дунаевский и Вячеслав Добрынин.
«Со Славой была другая беда, – вспоминает Дербенёва. – Он не член Союза композиторов, ему в кино дороги нет. Если член союза ещё мог протянуть за собой автора со стороны, то не член ничего не мог сделать. И Дербенёв с Добрыниным начали просто писать песни для эстрады. Тогда появились Лёва Лещенко с песнями «Прощай», «Кто тебе сказал?» и Миша Боярский с «Кленовым листом» – это всё друзья Славы...»

Новое поколение

После Добрынина, Боярского и других пришла очередь следующего поколения исполнителей. По рекомендации Иосифа Кобзона к поэту пришёл композитор Игорь Матета и привёл Машу Распутину. Певица потом называла Леонида Петровича своим главным автором и крёстным отцом.
Примерно в то же время Дербенёв стал работать с Киркоровым, который тогда ещё только мечтал о большой эстраде. Именно Леонид Дербенёв написал: «Ты, ты, ты», «Атлантиду» и другие песни.
«Маша и Филипп даже ругались порой за песни, – вспоминая, смеётся Вера Дербенёва. – Но Лёня всегда тонко чувствовал, какому исполнителю что подходит. Он говорил Распутиной: «Маруся, не задавай лишних вопросов. Я тоже хочу, чтобы ты стала богатой и знаменитой. Ты мне доверься». Петь банально о любви Лёня ее отговорил и года полтора писал ей песни на грани фола, тем более что разрешили». Так появились знаменитые «Гималаи», а потом и другие тексты: почти весь репертуар Распутиной создан из стихов Дербенёва.


Секреты шлягера

Дербенёва называют самым выдающимся поэтом-песенником второй половины ХХ века, он сделал звёздами эстрады многих исполнителей: они пели его песни и становились знаменитыми.
Его перу принадлежат такие шлягеры, как «Лучший город Земли» Муслима Магомаева, «Этот мир придуман не мной» Аллы Пугачевой, «Городские цветы» Михаила Боярского, «Всё, что в жизни есть у меня» «Самоцветов» и другие. Только при жизни поэта вышло сорок пластинок с его песнями.
Леонид Петрович Дербенёв умер 22 июня 1995 года в Москве после тяжёлой болезни.
22 ноября 2002 г. на Площади звёзд у концертного зала «Россия» был открыт памятный знак с именем Леонида Дербенёва.

Незабываемые фразы

«Стихотворный текст не должен быть ни слишком усложнённым, ни слишком примитивным, – говорил мастер, объясняя успех своих творений. – А удалась песня или нет, проверяю так: веду жену в ресторан и слушаю – если запели, значит нормально». Многие слова из песен Леонида Петровича стали крылатыми, ушли «в народ» да так там и остались.
«Ах, мама, мама,
как же ты была права!»
***
«Если б я был султан,
Я б имел трёх жен»
***
«Если долго мучиться,
Что-нибудь получится»
***
«Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь»
***
«Там живут несчастные
Люди-дикари,
На лицо ужасные,
Добрые внутри»
***
«Ты куда, Одиссей,
От жены, от детей? –
Шла бы ты домой, Пенелопа!»
***
«Губит людей не пиво,
Губит людей вода»
***
«А нам всё равно,
А нам всё равно...»

Источник: http://leonid-derbenev.sitecity.ru/index.phtml

  • Расскажите об этом своим друзьям!