НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Мастер настоящего шлягера

16 Апреля 2015 г.

leonid derbenev


12 апреля поэту-песеннику Леониду Дербенёву исполнилось бы 84 года. Он написал более двух тысяч стихотворений, которые стали основой для сотен песен. «Остров невезения», «Песня про зайцев», «Помоги мне», «Песенка о медведях», «Волшебник-недоучка», «Лучший город земли», «Все могут короли», «Где же ты была?» – кто не знает этих песен? Про Дербенёва говорили, что он знал секрет создания бессмертного шлягера.

Леонид Петрович Дербенёв родился 12 апреля 1931 года в Москве, годы войны прожил в деревне Улово Владимирской области, откуда был родом его дед. После окончания Великой Отечественной войны вернулся в Москву.
Стихи Лёня начал писать ещё в школе, когда учился в седьмом классе. Причём дебют был настолько удачным, что стихотворение опубликовали в газете «Пионерская правда».
Но поэтом Леонид становиться не планировал, поэтому поступил в Московский юридический институт и окончил его в 1952 году. Четыре года работал юристом в различных организациях и продолжал писать стихи. Их печатали, причём в таких крупных изданиях, как «Комсомольская правда», «Известия», «Московский комсомолец». А ещё Леонид сочинял рифмованные подписи к карикатурам в журнале «Крокодил».
Со временем Леониду Дербенёву стало понятно, что поэзия для него явно важнее юриспруденции. Начать писать песни помог случай: однажды, придя за гонораром, Дербенёв узнал, что что за большое стихотворение в сто строк платят 2 рубля, а за три куплета и припев – 8, и решил попробовать сочинить песню.
Сочинение пошло удачно, на поэта стали обращать внимание композиторы. Наибольший успех на этом этапе ждал Леонида Дербенёва при сотрудничестве с Александром Флярковским, пригласившим его в кинофильм «Русское поле». «Белая лебедь», «Колдовство» и «Говорила мама мне» – эти три песни дали поэту путёвку в жизнь.

Союз с кинематографом

Но настоящий звёздный час в жизни Дербенева наступил после встречи с Александром Зацепиным. Вместе они написали песни к легендарным гайдаевским фильмам «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию».
Рассказывает вдова поэта Вера Дербенёва:
«Лёня быстро стал известен как автор песен к фильмам. Причём у него было огромное преимущество – он мог писать на готовую музыку и делал это быстро. Поскольку он не был членом Союза писателей, часто бывало так, что на начальном этапе режиссёры обращались, прежде всего, к официально одобренному поэту. А когда тот не справлялся с задачей, просили Дербенёва выручить. Но если первому поэту отводили на творческие муки три месяца, то Лёне надо было сдать тексты «уже вчера». Все были довольны и звали его в следующий фильм. В итоге Леонид Петрович написал песни к 120 кинофильмам».
Интересно то, что Леонид Петрович так и не стал членом Союза писателей – не приняли. В том числе и из-за песни «Есть только миг». Да-да, как это ни странно звучит, в песне нашли крамолу: слова «есть только миг между прошлым и будущим – именно он называется жизнь» не совпадали с тогдашней политикой. Ведь поколению советских людей необходимо было стремиться к коммунизму как к светлому будущему... то есть настоящая жизнь должна была быть именно там – в будущем... В «Правде» появилась разгромная статья и двери в Союз писателей оказались закрыты.
А официально зарабатывать творчеством в СССР могли только «зарегистрированные» писатели. Поэтому к Дербенёвым даже наведывался участковый: выяснял, на какие доходы куплена кооперативная квартира и машина. И чтобы хоть где-то числиться, успешному и уже известному автору песен пришлось сначала вступить в профсоюз литераторов.
А потом на выручку пришёл Союз кинематографистов. Он принял поэта-песенника в свои ряды. Так Дербенёв стал первым поэтом – членом Союза кинематографистов. Причём с формулировкой: «В виде исключения, за выдающиеся заслуги». Руководство СК не погрешило против истины. Заслуги были действительно выдающимися – песни более чем к сотне фильмов.
Конечно, не обходилось и без нападок цензуры: однажды Леонид Петрович рассказывал, как после выхода фильма «Бриллиантовая рука» его вызвала министр культуры СССР Екатерина Фурцева, гневалась и обвиняла: «Дербенёв, вы чему советский народ учите? Это кому «всё равно»? Это что такое «всё равно»?».
Именно в период работы с Зацепиным появилась молодая певица Алла Пугачёва. Песню на стихи Дербенёва «Хожу-вожу» будущая примадонна советской эстрады исполнила, когда ей было всего 16 лет. Творческое трио Дербенёв – Зацепин – Пугачёва было великолепно во всех отношениях и добилось ошеломительного успеха. Было написано и исполнено более сорока песен, большинство из которых стали звёздными.
Тандем Дербенёва и Зацепина разбило желание композитора уехать за рубеж. Новыми соавторами Дербенёва стали Максим Дунаевский и Вячеслав Добрынин.
«Со Славой была другая беда, – вспоминает Дербенёва. – Он не член Союза композиторов, ему в кино дороги нет. Если член союза ещё мог протянуть за собой автора со стороны, то не член ничего не мог сделать. И Дербенёв с Добрыниным начали просто писать песни для эстрады. Тогда появились Лёва Лещенко с песнями «Прощай», «Кто тебе сказал?» и Миша Боярский с «Кленовым листом» – это всё друзья Славы...»

Новое поколение

После Добрынина, Боярского и других пришла очередь следующего поколения исполнителей. По рекомендации Иосифа Кобзона к поэту пришёл композитор Игорь Матета и привёл Машу Распутину. Певица потом называла Леонида Петровича своим главным автором и крёстным отцом.
Примерно в то же время Дербенёв стал работать с Киркоровым, который тогда ещё только мечтал о большой эстраде. Именно Леонид Дербенёв написал: «Ты, ты, ты», «Атлантиду» и другие песни.
«Маша и Филипп даже ругались порой за песни, – вспоминая, смеётся Вера Дербенёва. – Но Лёня всегда тонко чувствовал, какому исполнителю что подходит. Он говорил Распутиной: «Маруся, не задавай лишних вопросов. Я тоже хочу, чтобы ты стала богатой и знаменитой. Ты мне доверься». Петь банально о любви Лёня ее отговорил и года полтора писал ей песни на грани фола, тем более что разрешили». Так появились знаменитые «Гималаи», а потом и другие тексты: почти весь репертуар Распутиной создан из стихов Дербенёва.


Секреты шлягера

Дербенёва называют самым выдающимся поэтом-песенником второй половины ХХ века, он сделал звёздами эстрады многих исполнителей: они пели его песни и становились знаменитыми.
Его перу принадлежат такие шлягеры, как «Лучший город Земли» Муслима Магомаева, «Этот мир придуман не мной» Аллы Пугачевой, «Городские цветы» Михаила Боярского, «Всё, что в жизни есть у меня» «Самоцветов» и другие. Только при жизни поэта вышло сорок пластинок с его песнями.
Леонид Петрович Дербенёв умер 22 июня 1995 года в Москве после тяжёлой болезни.
22 ноября 2002 г. на Площади звёзд у концертного зала «Россия» был открыт памятный знак с именем Леонида Дербенёва.

Незабываемые фразы

«Стихотворный текст не должен быть ни слишком усложнённым, ни слишком примитивным, – говорил мастер, объясняя успех своих творений. – А удалась песня или нет, проверяю так: веду жену в ресторан и слушаю – если запели, значит нормально». Многие слова из песен Леонида Петровича стали крылатыми, ушли «в народ» да так там и остались.
«Ах, мама, мама,
как же ты была права!»
***
«Если б я был султан,
Я б имел трёх жен»
***
«Если долго мучиться,
Что-нибудь получится»
***
«Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь»
***
«Там живут несчастные
Люди-дикари,
На лицо ужасные,
Добрые внутри»
***
«Ты куда, Одиссей,
От жены, от детей? –
Шла бы ты домой, Пенелопа!»
***
«Губит людей не пиво,
Губит людей вода»
***
«А нам всё равно,
А нам всё равно...»

Источник: http://leonid-derbenev.sitecity.ru/index.phtml

  • Расскажите об этом своим друзьям!