НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Мастер эпизода

20 Ноября 2014 г.

gluzski

21 ноября 2014 года исполнилось бы 96 лет актёру Михаилу Андреевичу Глузскому – народному артисту СССР. Он сыграл более 150 ролей, большая часть из них – второго плана и эпизоды. Но Михаил Андреевич имел особый дар – блистать даже в небольших ролях. Глузский гордился тем, что ни одно звание, присвоенное ему – ни заслуженного артиста, ни народного – не было приурочено ко дню рождения. Значит, не к празднику давали, а потому что заслужил! Он был счастлив, получив в 1997 году «Нику» за «Лучшую мужскую роль второго плана» и два года спустя «За честь и достоинство».

Михаил Глузский родился 21 ноября 1918 года в Киеве. Его отец – Гмырёв Андрей Михайлович – родом из крестьян, революционер, поэт, журналист. В 1922 году он умер от тифа и мать Миши – Глузская Ефросинья Кондратьевна перебралась с дочерью и маленьким сыном в московскую коммуналку.
Мама работала продавщицей в игрушечном отделе магазина «Мюр и Мерелиз». Ей, постоянно занятой на работе, не с кем было оставлять сына, и она скрывала его от начальства... под прилавком, где мальчик часами развлекался, как мог. Когда Миша пошёл в школу, все заботы о нём взяла на себя старшая сестра Люда. Однако её сил не всегда хватало, чтобы справиться с энергичным и шустрым братом. Миша часто сбегал из-под сестриной опеки, слонялся с товарищами по нэпмановской Москве, бил фонари на улицах, дрался со сверстниками. Какое-то время он даже состоял на учёте в милиции.
В школе Глузский раздражал весь преподавательский состав своим огромным чубом и хулиганским поведением. Замечания и выговоры на него не действовали, по крайней мере до тех пор, пока однажды его чуть не исключили. Из-за таких выходок Миша Глузский так и не стал ни пионером, ни комсомольцем.


В артисты


С пятнадцати лет Михаил пошёл работать. Он устроился сначала учеником слесаря, а в дальнейшем – электромонтёром в Центральном универмаге Мосторга, где работала его мама. Параллельно юноша окончил вечернюю школу рабочей молодёжи и стал активным участником клубного драмкружка, которым руководили актёры МХАТ-2. Участие в художественной самодеятельности подтолкнуло молодого человека к смене профессии – он решил стать актёром. Но только через два года Михаил сумел поступить во вновь созданную Школу киноактёра при киностудии «Мосфильм». Школа эта была организована на базе ВГИКа. Михаил Андреевич вспоминал о своём поступлении: «...поступая в Школу киноактёра, я такое выделывал, что меня и смотреть не хотели. А потом предложили просто почитать Зощенко. Я почитал – и меня сразу взяли. Взять-то взяли, но потом несколько раз отчисляли...за злостное нарушение дисциплины. Я слыл страшным пижоном: брюки носил широченные – это было модно задолго до «стиляжных» дудочек, полы штанинами подметал. Вообще я был совершенно антиобщественным элементом: ни комсомольцем, ни членом партии так и не стал...»
В годы учёбы Михаил Глузский начал сниматься в кино в небольших ролях: пограничника в комедии «Девушка с характером», дворового в историческом фильме «Минин и Пожарский», гимназиста в картине Григория Рошаля «Семья Оппенгейм» и Абдурахмана в историческом «Салавате Юлаеве».
Благодаря этим ролям в 1940 году молодой актёр, окончив Школу киноактёров, был зачислен в штатную труппу «Мосфильма». Через год началась война, и артист Михаил Глузский ушёл на фронт, где выступал в составе концертных бригад.


 Театр и кино


После войны, почти сорок лет, с 1946 по 1995 год Глузский служил в Театре-студии киноактёра при «Мосфильме». В этот же период Михаил Андреевич работал по приглашению в Театре Советской военной администрации в Германии, в Театре «Современник», в Театре имени Ермоловой. О своей работе в Германии Глузский рассказывал: «Был период, когда я с семьёй жил очень, очень бедно. И меня пригласили в Германию по контракту. Там, конечно, началась совсем другая жизнь. А я через какое-то время прервал контракт и вернулся домой. Помните, в «Лесе» у Островского Аркашка Счастливцев рассказывает о том, как он попал к тётушкам-богомолкам? Они его приодели, кормили по всем правилам – завтрак, обед, ужин. Покой, в общем! «И я, – говорит Аркашка, – однажды ночью просыпаюсь и думаю: а не удавиться ли мне?..» И сбежал. Так и я сбежал из-за границы».
В 1950-е годы Михаила Андреевича часто приглашали играть отрицательных персонажей. Две таких роли стали этапными в судьбе актёра, принесли ему широкую известность. В 1956 году он весьма убедительно сыграл шпиона Ивашева в фильме «Тайна двух океанов», в 1957 – есаула Калмыкова в эпопее Сергея Герасимова «Тихий Дон».
С тех пор Глузский снимался без перерывов. Правда, актёру часто доставались неглавные роли, а порой и просто эпизодические, но и они не остались незамеченным, свидетельствуя о его незаурядном артистическом даре, которому свойственна особая лаконичная выразительность. Магия актёрского таланта позволила многие из его ролей сделать настолько сочными, что их герои воспринимаются миллионами зрителей, как народные, почти легендарные.


 «Все роли играл честно»


В своём интервью Михаил Андреевич говорил, что его актёрская судьба сложилась странно: свои главные роли он сыграл после 60 лет. «Единственная моя главная роль – и самая сложная – профессор Сретенский в «Монологе». Признаться честно, часто испытываю страхи, когда берусь за новую работу. Не знаю, недостаток ли это или, наоборот, достоинство?.. Я прекрасно осознаю, что Глузский – не самый знаменитый актёр. Для меня не писались сценарии. Но все роли играл честно, во всю актёрскую силу».
Глузский ценил обязательность, пунктуальность в работе. На репетиции приходил подготовленным и того же требовал от коллег. Увидев, что кто-либо из артистов едва ориентируется в тексте, хотя должен бы знать его наизусть, мог объявить режиссёру: «Сегодня не репетируем! Не го-то-вы!». Из-за запаха алкоголя на сцене или съёмочной площадке мог развернуться и уйти. Хотя при всём том была у Глузского традиция, и о ней киношный мир тоже помнит: устраивать в последний день съёмок скромную пирушку. Причём к столу Михаил Андреевич звал и костюмеров, и гримёров, и осветителей, и ассистентов.
В жизни Глузского, наверное, как и у других актёров, бывали периоды безработицы, бескартинья, но он никогда не опускал руки. Был очень трудолюбивым. Занимался дубляжом, готовил поэтические программы, выступал с ними в музеях, репетировал. Михаил Андреевич стал первым исполнителем цикла стихов великого поэта Николая Заболоцкого, которые долгие годы были запрещены в СССР.
Голосом Михаила Глузского говорят многие персонажи иностранных фильмов, среди которых – герои Бурвиля, Луи де Фюнеса, Эдуардо Ди Филиппо.
Резких откликов о коллегах Глузский себе не позволял, но если слышал о ком-то из артистов «не востребован», «сидит без работы», говорил: «Не ищет! Лентяй! Не хочет!»
Михаил Глузский был профессором ВГИКа. Одиннадцать лет он руководил двумя мастерскими на актёрском отделении, выпустил два курса – таджикский и русский.


Последние годы


С 1994 года Глузский работал в театре «Школа современной пьесы», играл в спектакле «Уходил старик от старухи» вместе с Марией Мироновой. Считал эту роль большой удачей. По воспоминаниям коллег, у Михаила Андреевича никогда не исчезал вкус к жизни: он прекрасно одевался, ходил с великолепной тростью, всегда был в курсе последних новостей.
Михаил Глузский действительно работал до самого конца: последний раз он вышел на сцену в «Чайке» 13 июня 2001 года, фактически сбежав из больницы. Тогда он уже был в инвалидной коляске. Умер Михаил Андреевич 15 июня 2001 года в возрасте 83-х лет.


  • Расскажите об этом своим друзьям!