Мастер |
19 Мая 2016 г. |
— Вы писатель? — с интересом спросил поэт... — Я мастер. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова стали вспоминать с опозданием: спустя 25 лет после его смерти. С конца 20-х годов и до конца 1961 года проза его не печаталась вовсе. В рукописях лежали основные книги. На сцене шли только пьеса «Последние дни» («Пушкин») и инсценировка «Мёртвых душ». Не принявший искусства соцреализма, политики пятилеток и лагерей, уцелевший лишь благодаря капризу Сталина, он писал для себя и для внуков, писал, как принято говорить, в стол. Время стало союзником Булгакова. Сегодня все произведения Михаила Афанасьевича изданы. Они экранизируются, вызывают дискуссии в обществе. Булгаков — признанный классик русской литературы ХХ столетия и он по праву достоин звания Мастера. Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в интеллигентной провинциальной дворянской семье. Ранняя смерть отца и связанные с ней житейские тяготы не помешали будущему писателю получить хорошее образование. Он окончил Первую Александровскую гимназию, где учились дети русской интеллигенции Киева. Уровень преподавания в гимназии был высокий, занятия вели порой даже университетские профессора. В 1909 году Михаил Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1913 году будущий врач женился на Т. Н. Лаппа, дочери управляющего Саратовской казённой палатой. В 1914 году разразилась первая мировая война, разрушив надежды Булгакова и миллионов его сверстников на мирное и благополучное будущее, хотя дыхание войны в Киеве в полной мере почувствовалось далеко не сразу. Сам Булгаков после окончания университета работал в полевом госпитале сначала в Каменец-Подольском, потом в Черновцах. Это было время прорыва австрийского фронта армиями генерала Брусилова в мае-июне 1916 года. Русские войска несли большие потери, Булгаков видел страдания сотен, тысяч искалеченных людей. В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей в Сычёвский уезд Смоленской губернии, а осенью 1917 года он стал заведующим инфекционным и венерическим отделением городской земской больницы в Вязьме. Февральская революция нарушила привычный миропорядок, внесла зримые перемены и в жизнь молодого врача. Через несколько месяцев после Октябрьской революции Булгаков был освобождён от военной службы и вернулся в Киев, вскоре занятый германскими войсками. Так будущий писатель окунулся в водоворот гражданской войны. И вскоре переехал во Владикавказ. В самом конце 1919 Булгаков покинул ряды деникинской армии и стал сотрудничать в местных газетах, навсегда, по его собственным словам, бросив занятие медициной. Незадолго до отступления белых из Владикавказа Булгаков заболел возвратным тифом. Когда он выздоровел в начале весны 1920 года, город уже заняли части Красной Армии. Булгаков стал сотрудничать в подотделе искусств местного ревкома. Для Первого советского театра Владикавказа, для осетинской и ингушской театральных групп он написал несколько пьес. В мае 1921 года успешная постановка «Сыновей муллы» дала автору пьесы достаточную сумму денег для отъезда из Владикавказа в Тифлис, где он рассчитывал на более благоприятные условия для литературно-драматической деятельности. В Тифлисе, а потом в Батуми у Булгакова была реальная возможность эмигрировать. Но он уже тогда сознавал, что русский писатель должен жить и писать в России. Он принимает решение остановиться в Москве, куда, после короткой остановки в Киеве, прибыл в сентябре 1921 года. С весны 1922 года он стал регулярно печататься на страницах московских газет и журналов, а также в берлинской газете «Накануне». В сатирических фельетонах и очерках объектом булгаковской сатиры становится не только «накипь нэпа» – нувориши-нэпманы («Триллионер», «Чаша жизни»), но и та часть населения, чей низкий культурный уровень наблюдал писатель: обитатели московских коммуналок, базарные торговки, некомпетентные сослужащие и другие. Но Булгаков видит и ростки нового, приметы возвращения жизни в нормальное русло. В повести «Роковые яйца», созданной в 1924 году, Булгаков перенёс действие в воображаемое будущее – в 1928 год, когда результаты новой экономической политики уже привели к резкому подъёму уровня жизни народа. Великое открытие профессора Персикова, могущее принести благо всему человечеству, оборачивается трагедией, оказавшись в руках полуграмотных, самоуверенных людей, той новой бюрократии, которая пышно расцвела в эпоху военного коммунизма и усилила свои позиции в годы нэпа. Неслучайно в булгаковских повестях 20-х годов талантливые герои терпят неудачу. В «Роковых яйцах» была показана неготовность общества принять новые гуманистические принципы взаимоотношений, основанные на уважении к усердному труду, культуре и знаниям. В «Собачьем сердце» та же проблема рассматривается на уровне личности, причём выясняется, что нравственно сознание трудящегося ещё далеко не соответствует требованиям, предъявляемым новым строем. В 1924 году второй женой Булгакова становится Любовь Евгеньевна Белозёрская. Булгаков с первых дней литературной деятельности испытывал гонения со стороны «неистовых ревнителей» РАППа, оберегавших «идеологическую чистоту» литературы и искусства. В 1929 году нападки критики на Булгакова достигли апогея. Со сцены были сняты все его пьесы – «Дни Турбиных», пьеса-памфлет «Багровый Остров» и бытовая комедия «Зойкина квартира». После того как Главрепертком не рекомендовал к постановке новую булгаковскую пьесу «Мольер», драматург 28 марта 1930 года написал большое письмо правительству. Как и в написанном в сентябре 1929 года письме на имя секретаря ЦИК СССР, Булгаков указывал, что полное запрещение его произведений в СССР делает невозможным поддерживать даже простое физическое существование и потому просил разрешить ему выезд за границу. Письмо возымело действие: 18 апреля Булгакову позвонил Сталин. В результате состоявшегося разговора была удовлетворена просьба писателя о назначении его во МХАТ режиссёром-ассистентом. В 1932 году были возобновлены «Дни Турбиных» и там же, во МХАТе, поставлена булгаковская инсценировка «Мёртвых душ». Теперь Булгакову до конца жизни уже не придётся думать о куске хлеба. Однако после 1927 года на Родине писатель не увидел в печати ни единой своей строчки. После разговора со Сталиным Булгаков получил средства к существованию и возможность творить – но не мог при жизни сделать свои творения всеобщим достоянием. После того как в 1933 году окончилась неудачей попытка издать в серии «ЖЗЛ» роман «Жизнь господина де Мольера», Булгаков более не пытался публиковать свои произведения. Делом жизни для него стала работа над романом «Мастер и Маргарита», которая продолжалась почти двенадцать лет, причём последние полтора года – уже смертельно больным писателем, сознававшим, что напечатанным роман увидеть уже не удастся. Но Булгаков верил, что придёт время, когда созданное им будет необходимо соотечественникам... Создав своё великое произведение – «Мастера и Маргариту», где декларируемый идеал одновременно оказывается и небесно недосягаемым, и реальным до осязаемости, Булгаков дал новый импульс движению русской литературы в её поисках нравственной истины. С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался, и был похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.
Тэги: |
|