НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Легенда Пушкинского музея

23 Марта 2017 г.

muzei 

20 марта принимала поздравления с 95-летием Ирина Антонова – легендарный куратор Пушкинского музея. Она была директором музея в течение 52 лет, до 2013 года. В настоящее время Ирина Александровна занимает пост президента ГМИИ имени Пушкина, занимается организацией новых выставок.

Ирина Антонова – легендарный куратор Пушкинского музея

Биография Ирина Антоновой

Ирина Антонова родилась в Москве 20 марта 1922 года. Семья была интеллигентной, родители любили литературу, театр, музыку. Мама Ирины окончила консерваторию по классу фортепиано, отец в молодости недолго был актёром и сохранил особое отношение к театру. Он обязательно посещал все театральные премьеры и дочь обязательно брал с собой.

В 1929 году Антонов-старший уехал по работе в Германию вместе с семьёй. За четыре года за границей маленькая Ирина в совершенстве выучила немецкий язык и читала в оригинале Шиллера и Гёте.

После окончания школы Ирина поступила в Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ).

Но в 1941 году ИФЛИ объединили с МГУ, и Антонова стала студенткой Московского государственного университета.

В начале Великой Отечественной войны Ирина окончила курсы медицинских сестёр и до самой победы работала в госпитале на Красной Пресне.

В 1945 году Ирина Антонова получила диплом о высшем образовании и стала аспирантом в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Защитив диссертацию, она осталась в музее в качестве научного сотрудника.

Ирина Александровна проработала в музее 16 лет и занимала должность старшего научного сотрудника, когда ей предложили занять должность директора.

Ирина Александровна приняла предложение, хотя и сомневалась: ведь в музее были сотрудники старше и опытнее. Но, как показали последующие годы, решение было абсолютно правильным.

Золотой период

Ирина Антонова сделала Пушкинский музей настоящей легендой. Именно она дала возможность жителям Советского Союза увидеть не только шедевры мирового зарубежного искусства, но и показала публике наших российских художников-импрессионистов и абстракционистов, чьи работы не одобрялись цензурой.

Замыслы Ирины Александровны были новаторскими и часто для их реализации требовались огромные силы и мужество. Приходилось действовать на свой страх и риск, преодолевая сопротивление властей. Так было, например, с выставкой Александра Тышлера – известного художника, отношение к которому в СССР было негативным, и его работы поэтому почти не выставлялись.

Позже состоялась экспозиция работ Матисса.

Антонова не побоялась организовать в музее музыкальные вечера, где звучали произведения опальных композиторов: Стравинского, Шнитке, Рахманинова.

В 1974 году Ирина Александровна добилась, казалось бы, невозможного: в музей привезли знаменитую Джоконду Леонардо да Винчи. Для этого был изготовлен специальный пуленепробиваемый ящик, а главное – добыта многомиллионная страховая сумма. Картина вызвала настоящее помешательство, народ дежурил сутками около музея, чтобы ровно на 15 секунд оказаться перед знаменитым шедевром.

Ещё одним нововведением стали смешанные выставки, на которых посетители могли одновременно увидеть и сравнить работы отечественных и зарубежных мастеров. Именно такой была знаменитая выставка портретов Серова и Ренуара.

Отдельно стоит упомянуть знаменитые «Декабрьские вечера», которые проводятся в музее с 1980 года.

Задуман этот проект был ещё в шестидесятых, когда Антонова познакомилась со Святославом Рихтером. Тогда и родилась идея фестиваля живописи и музыки. Осуществить задуманное удалось через 20 лет. «Декабрьские вечера» давно стали знаменитыми, проводятся ежегодно в залах музея, и каждый раз картины и музыка посвящаются новой теме. За организацию этого уникального фестиваля Ирина Александровна стала лауреатом Государственной премии РФ.

1981 год ознаменовался выставкой «Москва – Париж». Это была возможность не только посмотреть работы зарубежных авангардистов, но и впервые увидеть извлечённых из запасников наших художников: Шагала, Малевича, Кандинского. Эта выставка стала культурным событием мирового значения.

Ирина Александровна прославилась тем, что организовывала не только выставки картин, но и абсолютно новые художественные проекты.

Одним из таких была выставка о моде «Шанель. По законам искусства». Музей имени Пушкина стал первым из российских музеев, который провёл подобный показ. Эксперимент оказался очень удачным.

В 2010 году в Пушкинский музей привезли все работы Пабло Пикассо из Франции, дополнили теми, что хранились в самом музее, и в результате получилась беспрецедентная по своему масштабу выставка работ гениального художника и скульптора. Посетители могли увидеть все периоды творчества Пикассо. Музей побил все рекорды посещаемости – за три месяца выставку увидели 236 тысяч человек.

Были и другие не менее масштабные творческие проекты.

Антонова реализовала несколько идей по расширению музея. Так появился Музей частных коллекций, Детский центр, Музей импрессионистов.

Благодаря своей репутации, Ирина Александровна смогла представить в музее уникальные шедевры из зарубежных коллекций, которые чрезвычайно редко вывозятся из своей страны. Публика смогла увидеть полотна из галерей Дрездена, Флоренции, Неаполя.

Взгляды и увлечения

Антонова — сторонница идей социализма. Считает, что это единственно верная система, которая, «к сожалению, на практике себя нигде не оправдала». В современном российском обществе ей неприятен «олигархический элемент» и богатые люди вообще. Называет себя человеком неверующим. В юности мечтала стать цирковой наездницей, любит цирк и экстремальный спорт, где человек выкладывается на пределе своих возможностей. Говорит, что «там совсем нельзя соврать». Уверена, что так долго живёт, потому что абсолютно не думает о смерти, в жизни была всегда искренней и «никогда не держала фигу в кармане».

Антонова признаётся, что никогда специально ничего не делала для своего здоровья, не придерживалась никакой диеты.

По сей день Ирина Александровна ведёт очень активный образ жизни и у неё большие нагрузки дома и на работе: каждый день бывает в музее, ездит в заграничные командировки, сама водит машину и летом, и зимой, успевает бывать в театре. Недавно продлила срок водительских прав. Ездить Антонова любит быстро.

Свободно владеет немецким, французским и итальянским языками.

Награды и звания

Ирина Александровна Антонова посвятила искусству всю свою жизнь и её деятельность оценена многими наградами и званиями не только в России, но и за рубежом.

Антонова – полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Такой награды кроме неё удостоились всего пять женщин России.

Кроме того, она награждена орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Дружбы народов, орденом Почётного легиона Французской республики (командор), орденом Командора литературы и искусства Франции и итальянским орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой» (командор).

Ирина Александровна является автором более 100 публикаций, куда входят не только статьи и каталоги, но и созданные ей сценарии телепередач и научно-популярных фильмов.

В апреле 2013 года Антонова была назначена главным куратором российских музеев, а в мае 2013 года возглавила комиссию по закупкам произведений искусства при Минкультуры РФ.

  • Расскажите об этом своим друзьям!