НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Королева с трудной судьбой

22 Августа 2014 г.

artmane


21 августа 2014 года исполнилось бы 85 лет Вие Артмане – популярнейшей актрисе советского кино. Одной из самых ярких её работ стала роль Джулии Ламберт в экранизации романа С.Моэма «Театр». Всего за свою кинематографическую карьеру она снялась более чем в сорока лентах. Большим успехом пользовались и театральные постановки с её участием.


Вия Артмане, урожденная Алида Фрицевна Артмане, родилась в небольшом посёлке Тукумского района Латвии в крестьянской семье 21 августа 1929 года. Дата её рождения не точная: в некоторых источниках указано 21 июля.
Детство будущей актрисы выдалось трудным. Мать Вии была из очень бедной семьи и работала прислугой. Девушка была очень красива, и сын одного из зажиточных хуторян влюбился в неё. Состоялась свадьба, но счастье молодых было кратким. Девятнадцатилетний отец Вии надорвался и умер за четыре месяца до рождения дочери. После этого его вдову с грудным ребёнком на руках выгнали с хутора.
Анна снова пошла батрачить, скитаясь от одних хозяев к другим, а Алида целыми днями была предоставлена самой себе. В 10 лет мама отдала Алиду в пастушки, и пять лет девочка пасла коров.
Позже, когда Вия была уже подростком, её мать взяли прислугой в богатую рижскую семью, где ценилось искусство. Старшие дочери хозяев учились в Берлине, одна — пению, вторая в балетной школе. Последняя однажды заметила, как Вия танцевала в пустой комнате, включив радио, и научила дочь батрачки нескольким балетным па. Когда в Риге была создана школа танца «а-ля Айседора Дункан», способная девочка стала её ученицей. Потом Вию увлёк театр, и каждый вечер она бегала на представления то русской, то латышской труппы, а днём помогала матери, которая к тому времени устроилась работать уборщицей.
После установления Советской власти в Латвии Алида окончила школу и хотела стать юристом: «Чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых». Но ещё больше её увлекал мир театра и кино – там были волшебство, красота, торжествовала справедливость.
Несмотря на то что мать была против, Алида поступила в драматическую студию при Художественном академическом театре имени Я. Райниса. Здесь она поменяла имя на более звучное – Вия.


Театр


После окончания актёрской студии Артмане приняли на работу в театр «Дайлес». Примадонны театра придирчиво разглядывали девятнадцатилетнюю Вию, шипя: «Что за актриса? Ни груди нет, ни задницы. Нет профиля!» А ещё говорили, что за душой у неё нет страданий. Никто и не подозревал, что она уже успела испытать на себе унижения сиротства, бедности и голода. Нежелание делиться переживаниями осталось в Вие до конца жмзни: она никогда и никому не жаловалась на трудности.
В самом начале актёрского пути Вия Артмане зарекомендовала себя как актриса классического репертуара. Играла Джульетту, королеву Елизавету, Офелию. Но Вия очень хотела играть роли современных женщин и получила такую возможность в кино.
Артмане дебютировала в 1956 году в фильме «После шторма». Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм «Родная кровь», в котором она снималась с Евгением Матвеевым. В этой мелодраме, ставшей любимой картиной всех народов СССР, героиня по имени Соня – паромщица, мать нескольких детей, – была женственной, искренней, жизненно достоверной.
Потом была роль в фильме «Никто не хотел умирать». В 1966 году ещё одна удача – любовная драма «Эдгар и Кристина». Эти работы сделали Артмане любимой актрисой миллионов людей, ей писали письма, обращаясь как к родному человеку. В советские времена на родине народную артистку СССР Вию Артмане именовали гордым именем «Мать-Латвия».
Многие помнят одну из самых ярких ролей актрисы – Джулия в любовном телеромане «Театр». Вия Артмане рассказывала об этой роли: «Джулия близка всем. Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она и негодяйка, но негодяйка очаровательная. Но, прежде всего, Джулия – человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом её прелесть. Она честно анализирует себя, свои проделки, романы, при этом она очень изысканная и, я думаю, ранимая. Она привлекательна, потому что честна. Дай бог каждой женщине быть такой честной».


Любовь не как в кино


Мужем Вии, первым и единственным, был популярный актёр красавец Артур Димитерс. Он был старше Вии на четырнадцать лет. Ухаживать начал ярко, напористо. Вия сопротивлялась – ведь «кавалер» был женат. Ухаживания сочетались с преследованиями и даже шантажом: он грозился выжить Вию из театра, если она не станет его женой. Он мог вступить в драку, если кто-то пытался завладеть вниманием его юной избранницы. Наконец Вия согласилась на брак. Но счастливой семейной жизни не вышло.
Было время, Вия даже хотела уйти от мужа, настолько ей казалось тяжёлой жизнь вместе. Димитерс был востребован в театре и кино, а на семью, детей его сил не хватало. Дом был полностью заботой Вии. Королевой Артмане была только на сцене. И всё-таки с Артуром Димитерсом Вия прожила 27 лет, он помог ей стать по-настоящему великой актрисой. Когда его не стало, она долго не могла прийти в себя. Для них обоих театр был главным в жизни.
Вия Францевна рассказывала: «Мой муж не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась. Да... Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актёр. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит».

 

Разрыв

После распада СССР актриса подверглась настоящим гонениям в националистически настроенной Латвии. Её преследовали за то, что она позволила себе сняться в фильме по русской прозе. Речь шла о фильме «Человек свиты».
Кроме того, Артмане припомнили, что она была кандидатом в ЦК Компартии Латвии. Её упрекали в том, что теперь она не участвует в политической жизни страны. Короче говоря, началась целенаправленная травля.
Актриса тяжело переживала разрыв отношений её родной Латвии с СССР, но, не смотря ни на что, в Москву не уехала, хотя ей предлагали это.
В 1993 году в результате неонационализации актриса лишилась квартиры. Дом, в котором она прожила более сорока лет, передали потомку бывшего владельца. Чтобы ускорить выселение, Артмане отключили отопление и подняли плату за коммунальные услуги. Попытки актрисы вернуть себе жильё, унижения и беготня по инстанциям подорвали её здоровье: случилось несколько инсультов. За мать вступился сын, написав статью в газету «Сколько стоит Вия Артмане?», поднял огромный шум, призвал опомниться. Квартиру дали, но она была после пожара, и на ремонт денег не было: квартплата в два раза превышала пенсию.
Актриса ушла из театра и переехала на семейную дачу в сорока километрах от Риги: столетний одноэтажный домик с печкой посередине. Там она и жила с дочерью и внучкой. Жизнь Вии Артмане на пенсии была более чем скромной, практически на грани бедности. Свои сельские будни она заполняла работой в саду, вязанием и чтением газет.
Об Артмане снова вспомнили в 1999 году: за вклад в искусство театра и кино министр культуры Латвии вручила Артмане похвальную грамоту и скромную денежную премию.
В 2002 году актриса снялась в роли императрицы Екатерины II в фильме российского режиссёра Хотиненко «Золотой век». Это была её последння работа в кино.
Когда у Артмане случился третий инсульт, родные ухаживали за ней дома. Позже её устроили в специальную клинику, где она провела последние недели своей жизни и скончалась 11 октября 2008 года.
Об актрисе были сняты два документальных фильма «Разговор с королевой» и «Обидеть королеву. Вия Артмане». Также изданы книги её воспоминаний «Сердце на ладони» и «Зимостойкие. Мгновения моей жизни».

  • Расскажите об этом своим друзьям!