Конструктор с берегов Илима |
15 Декабря 2019 г. |
Разработчик межконтинентальных баллистических ракет, ставших основой ракетных войск стратегического назначения СССР, Михаил Кузьмич Янгель, родился в восточно-сибирской деревне Зырянова Иркутской губернии 7 ноября 1911 года. Биография Михаила ЯнгеляДетство и юностьПредки Янгеля были крестьянами и жили на Черниговщине, отсюда и его фамилия (янгом запорожские казаки называли ковш, в котором варят похлебку), но были сосланы в Сибирь за бунтарство. В семье Янгелей было двенадцать детей. Чтобы прокормить такую семью, трудиться приходилось всем. Работали не только в поле, но и ходили на охоту, рыбачили. Отца будущего академика, Кузьму Лаврентьевича, уважали в деревне за ум и справедливый характер, ценили его мнение, обращались за советом. После начальной Зыряновской школы Михаил уехал учиться сначала в Куйтун, а в 1926 году, окончив шестой класс, переехал в Москву к брату Константину. Учась в седьмом классе, подрабатывал в типографии, разносил по городу печатную продукцию. Через год будущий конструктор решил переехать в подмосковный Красноармейск – там требовались молодые рабочие на ткацкую фабрику. Гарантировалось жилье и обучение. Михаил осваивал ткацкое дело, учился в местном ФЗУ. Особенно его увлекали точные науки и лекции по истории и философии. Получив должность помощника мастера на фабрике, молодой человек не стал останавливаться на достигнутом и поступил на рабфак. В 1931 году двадцатилетний Михаил стал членом коммунистической партии и студентом Московского авиационного института. В 1937 году окончил его, получив диплом с отличием по специальности «Самолетостроение». КонструкторЕще во время учебы Янгель поступил на работу в конструкторское бюро Николая Поликарпова, который стал научным руководителем талантливого студента и его дипломного проекта, посвященного истребителю-моноплану. «Король истребителей», как называли Поликарпова коллеги, пригласил Янгеля в свой коллектив. В КБ Николая Поликарпова будущий ракетчик проработал десять лет и занимался только самолетами. Начав с должности простого конструктора, Михаил Кузьмич прошел путь до помощника главного конструктора и ведущего инженера. Он принимал участие в модификации биплана По-2, разработке самолета И-153, доводке И-180, И-185. В годы войны Янгель работал начальником цеха на авиационном заводе, эвакуированном из Москвы в Новосибирск. Он сутками не уходил с работы, организуя выпуск боевых истребителей, так необходимых тогда фронту. Руководство доверяло молодому и энергичному специалисту и включило его в состав советского представительства в США. Там наши специалисты изучали опыт американских коллег в области машиностроения, самолетостроения, металлургии, и закупали необходимое для нужд советской промышленности оборудование. Янгель отчетливо представлял, как необходимо использовать наработки партнеров: «Автоматическое повторение даже лучших образцов, подражание в технике столь непродуктивно, как и в искусстве. Копия не будет лучше оригинала. Зарубежный опыт, точно так же как и успехи коллег в стране, нужны для того, чтобы превзойти их. Повторять не имеет смысла!». РакетчикВ 1948 году Янгель поступил в Академию авиационной промышленности и окончил ее с отличием в 1950 году. В послевоенные годы перед СССР встала задача по созданию такого типа вооружения, которое могло бы предотвратить новую войну. И Янгель активно включился в этот процесс. «Ракетный университет» он проходил под руководством Сергея Королева. В 1954 году Янгель получил назначение главным конструктором особого конструкторского бюро в Днепропетровске (сегодня – КБ «Южное»). Михаилу Кузьмичу удалось собрать и сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, которые работали «не за страх, а за совесть». Инженеры новой проектной организации работали без праздников и выходных, вместе с заводскими специалистами проводили практически круглые сутки в цехах. А после сборки ракетных комплексов долгие недели Янгель проводил на полигоне. Порой конструктор предлагал технические решения, казавшиеся абсурдом даже специалистам, но опытные образцы показывали правоту Михаила Янгеля, а вскоре его идеи воплощались в жизнь. Большим преимуществом ОКБ было то, что здесь собрались представители разных школ, что обогащало весь коллектив и приводило к очень хорошим результатам. Сотрудниками ОКБ под руководством Янгеля в короткие сроки были разработаны и собраны ракеты: Р-12 (дальность 2 000 километров), Р-14 (дальность 4 500 километров), Р-16 (13 000 километров). Но далеко не все шло гладко. Первый испытательный запуск ракеты Р-16 24 октября 1960 года привел к трагедии, во время которой погибло 74 человека, в том числе главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин. Янгель лишь по счастливой случайности избежал гибели в страшной катастрофе, он просто отошел покурить за пару минут до взрыва. В результате стресса он слег с инфарктом, не мог работать несколько месяцев. Но после выздоровления закончил работу и поставил Р-16 на вооружение. До конца жизни Михаил Кузьмич чувствовал ответственность, которую он нес как руководитель проекта за взрыв. Тогда в полностью заправленной ракете произошел сбой системы управления из-за выявившихся позже недоработок. Советское руководство торопило ракетчиков совершить пуск ракеты и отчитаться перед партией в канун очередной годовщины Октябрьской революции, что и привело к ошибкам при запуске. При этом создание ракеты Р-16 наряду с Р-7 Королева позволило достичь ядерного паритета с США. Ракета Р-36, принятая на вооружение в 1965 году стала контраргументом создаваемой американцами системе ПРО. Следующая разработка коллектива под руководством Янгеля и его первого ученика Владимира Уткина – ракетный комплекс Р-36М стал самым мощным из всех межконтинентальных баллистических ракет. Эта махина весила 211 тонн. НАТОвские специалисты за технические характеристики (ее было сложно распознать и очень трудно сбить), прозвали ракету «Сатаной». На ней Янгель опробовал свою последнюю крупную инновацию – минометный старт, когда ракету выбрасывает из шахты газогенератором, и лишь после этого она запускает свои двигатели. Но одно дело небольшие ракеты, и другое – это чудовище. КБ встало на дыбы – не бывает минометного старта таких ракет. Янгель терпеливо выслушал длинный перечень причин, по которым его идея неосуществима, вздохнул и сказал: «Я вас понял. Итак, мы делаем минометный старт». И сделал. Правда, первого запуска Р-36М он уже не увидел… Среди мирных проектов академика Михаила Янгеля – космические ракеты-носители «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», ракетные блоки лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ, космические аппараты «Космос», «Интеркосмос», «Метеор», «Целина». За свой доблестный труд академик АН СССР и Украины Михаил Янгель был дважды удостоен звания Героя Социалистического труда, награжден орденами Ленина и Красной звезды, стал лауреатом Ленинской и Государственной премии СССР. Именем ученого названы географические объекты не только на земле, но и в космосе. Михаил Кузьмич Янгель, несмотря на болезнь сердца и перенесенные четыре инфаркта, трудился на благо Родины до последних лет жизни, отдав всего себя любимому делу. Он скончался в результате пятого инфаркта 25 октября 1971 года – в свой день рождения по старому стилю, когда принимал поздравления с шестидесятилетием. Из-за засекреченности работы имя академика Янгеля стало известным широкой публике только после его смерти.
|
|