ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Комик с серьёзным лицом

Изменить размер шрифта

garin erast

116 лет назад, 10 ноября 1902 года, родился великий актёр и режиссёр театра и кино, народный артист СССР Эраст Павлович Гарин.

garin erast 47

«Обыкновенное чудо»

Фильмы, где играл Гарин, всегда производили большое впечатление на зрителей. На счету актёра более сорока ролей в кино, но чаще всего вспоминают его доброго и чудаковатого, наивного, но совсем не простого Короля в фильме «Золушка».

Биография Эраста Гарин

«Гаринский» стиль

Эраст Герасимов (такова настоящая фамилия актёра) родился в Рязани в семье лесничего и домохозяйки.

Отучившись в рязанской гимназии, семнадцатилетний Эраст ушёл добровольцем в Красную армию. Два года красноармеец Герасимов играл в рязанском гарнизонном театре. Когда труппа приехала в Москву, одну из постановок посетил Мейерхольд.

Встреча, перевернувшая судьбу провинциального актёра, состоялась в 1921 году. Великий Всеволод Мейерхольд заметил паренька в мешковатом костюме с ярко-выраженной комической внешностью – худощавым телосложением, выразительным лицом с длинным острым носом, оттопыренными ушами и глубоко посаженными глазами (с особым остекленевшим взглядом), выдающейся вперёд нижней губой, а главное – высоким, старческим и пронзительным голосом, манерой «проглатывать» слова.

Эраст взял себе звучный псевдоним Гарин и стал любимцем, лучшим учеником и верным последователем Всеволода Мейерхольда. И, конечно же, ведущим актёром ТИМа – театра Мейерхольда. Именно на этой сцене Эраст Павлович выработал свой «гаринский» стиль игры и стал тем актёром, которого мы знаем. Он был неотразим в гротескных комических ролях, в которых воплощал резко отрицательных персонажей.

Одна из первых серьёзных ролей Гарина – Гулячкин в пьесе «Мандат». Именно она принесла начинающему актёру первый успех и во многом определила его манеру игры – то, что в будущем Мейерхольд называл «хамелеонством Гарина» – способность многократно и мгновенно перевоплощаться, показывая множество «лиц» на первый взгляд простого и незначительного персонажа. Кроме того, именно образ Гулячкина помог Гарину выработать особый голос. Актёр никак не мог подобрать нужную интонацию и решил спародировать режиссёра Эрдмана. Результат был блестящим, и эта манера говорить осталась с актёром навсегда.

В 1926 году 24-летний Эраст Гарин стал самым молодым исполнителем роли Хлестакова. Критики писали, что несмотря на перевоплощения, «во всех превращениях гаринского Хлестакова неизменно сохранялась нотка холодноватой, зловещей надменности».

Потом артист сыграл Чацкого, абсолютно отличного от всех предыдущих трактовок. И все убедились, что Гарин не только эксцентричный комедийный актёр, но и большой драматический талант, способный быстро переходить в буффонаду. Тогда впервые Эраста Сергеевича стали сравнивать с Чарли Чаплиным.

В 1936 году Гарин перешёл в Ленинградский театр комедии, однако дружбы со своим учителем не прерывал. Когда в 1938 году ТИМ был закрыт, а сам Мейерхольд подвергся гонениям и нападкам, только Гарин из всей труппы остался предан своему другу. Свой последний вечер перед арестом Мейерхольд провёл с Гариным и его женой, обсуждая их дебют – киноленту «Женитьба».

Муж и отец

Эраст Гарин женился в 1922 году на девушке с прекрасными глазами, своей ровеснице Хесе Локшиной, в которую влюбился сразу, как увидел. Чувство было взаимным. Хеся нежно любила своего мужа, восхищалась его гениальностью, заботилась о нём и всячески помогала. Эраст Павлович во время разлук очень скучал по жене и ежедневно писал ей. Они были очень близки и духовно, поэтому супругам так хорошо удавалась совместная работа. Гарин и Локшина стали режиссёрами фильмов «Доктор Калюжный», «Принц и нищий», «Синегория», «Весёлые расплюевские дни», вместе писали сценарии.

Но после почти пятнадцати лет брака Гарин встретил Любу Фейгельман (Руднёву) и влюбился. Каково же было изумление всех, кто знал Гарина как однолюба, когда выяснилось, что девушка моложе него на 12 лет и ждёт от него ребёнка. Когда в 1938 году родилась дочь Олечка, Эраст Павлович развёлся и ушёл к Любе. Вместе они прожили шесть лет, но Гарин как будто разрывался на две части – он переживал из-за Хеси, которая осталась совсем одна. В результате Гарин вернулся к первой жене. Хеся была счастлива, приняла мужа обратно и никогда не упрекала его за измену. Знакомые и друзья, вспоминая эту ситуацию, по-разному объясняли поведение Эраста Гарина, но сходились на том, что он по-настоящему любил Хесю и вернулся к ней не из чувства долга. С дочерью Эраст Сергеевич продолжал общаться, чему Хеся никогда не препятствовала. Ольга Эрастовна Гарина стала искусствоведом.

Кино

Карьеру актёра и кинорежиссёра Эраст Гарин начал в тридцатых годах. Дебютом на экране стала главная роль адъютанта Каблукова в комедии «Поручик Киже».

В тот же период Гарин вместе с женой снял свою первую картину «Женитьба», где сам сыграл Подколёсина. Фильм вызвал прекрасные отклики, но потом, в рамках борьбы с «мейерхольдовщиной», его запретили, а все плёнки уничтожили.

В 1941 году за роль Тараканова в фильме «Музыкальная история» Гарину была присуждена Государственная премия СССР. В 1944 году на экраны вышла сатирическая комедия «Свадьба». Великолепный актёрский ансамбль создал великое творение, наполненное смесью тонкого юмора и едкой сатиры. «Я вам не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами разные кренделя! Я человек положительный!», «В Греции всё есть» – эта и многие другие фразы из фильма разошлись на цитаты.

После окончания войны Эраст Гарин перешёл работать в Театр-студию киноактёра в Москве и получил предложение сняться в сказке «Золушка». Ильм вышел в 1947 году и был встречен с восторгом. Гарин создал совершенно незабываемый образ Короля: «Связи связями, но совесть тоже надо иметь...», «Ухожу в монастырь!»

Кстати, королей Эраст Сергеевич играл ещё неоднократно: в собственном фильме «Обыкновенное чудо», который снял в соавторстве с женой, и в ленте «Каин XVIII».

В 1961 году на Международном кинофестивале в Каннах Эраст Гарин был награждён специальным призом и удостоен «особого упоминания» за роль дьячка Савелия в фильме «Ведьма» по одноимённому рассказу Чехова.
У Эраста Сергеевича была своя неповторимая манера двигаться, говорить, своеобразная мимика лица, жесты. Большое внимание актёр уделял слову, интонационной и пластической разработке роли, использовал приёмы эксцентрики, буффонады. Его называли комиком с серьёзным лицом и именовали «русским Чаплиным».

Гарин много времени посвятил озвучиванию мультфильмов (всего его голосом говорят более сорока персонажей) и работе на радио. Он был режиссёром первого в стране радиоспектакля «Тридцать три раунда».

Грустный ослик Иа в мультфильме «Вини Пух и день забот» – одна из последних и поистине гениальных «озвучек» мастера.

Финал

Карьера блестящего комика оборвалась внезапно. Во время съёмок фильма «Весёлые расплюевские дни» произошёл несчастный случай, в результате которого Гарин лишился глаза, а вскоре ослеп полностью.

Для актёра это было непереносимо: он остался без любимой работы и своего единственного хобби – чтения.

Последними яркими эпизодическими ролями Эраста Гарина стали профессор Мальцев в фильме «Джентльмены удачи» и театральный критик в «12 стульев».

Несмотря на то, что преданная Хеся оставалась рядом с ним, актёр впал в тяжёлую депрессию, чувствовал себя брошенным и никому не нужным. Последние несколько лет жизни он лежал в своей квартире в Рязани. В конце жизни он даже перестал разговаривать, просто показывал знаками, что ему это тяжело. Умер Эраст Сергеевич 4 сентября 1980 года.

  • Расскажите об этом своим друзьям!