«Колыбельные и сказки — это и есть национальная идея» |
26 Февраля 2015 г. |
24 февраля возглавляемый Надеждой Бабкиной ансамбль «Русская песня» представил в Московском Государственном музыкальном театре фольклора новую программу. А менее чем через месяц певица отпразднует юбилей. Однако наш разговор с народной артисткой России, членом партии «Единая Россия» и депутатом Мосгордумы не приурочен к календарным датам. Хранительница традиций русского народного песенного творчества искренне переживает за судьбу страны. Своими соображениями Надежда Георгиевна поделилась с корреспондентом «Культуры». Культура: Сейчас много говорят об охране культурного наследия России. Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять в данной области, дабы впоследствии не было «мучительно больно»? Бабкина: Дело в том, что само понятие «культурное наследие» в течение последних десятилетий претерпело значительные изменения. Ведь оно не ограничивается только памятниками и коллекциями тех или иных предметов. Культурное наследие также подразумевает базовые традиции, унаследованные от предков, которые мы должны передать потомкам. А это и устное народное творчество — сказки и былины, и исполнительское искусство — песни, танцы, и обычаи, обряды, праздники, знание традиционных ремесел. В 90‑х ЮНЕСКО активно работала над созданием концепции нематериальной культуры. В 2001‑м эта организация провела исследование, целью которого было определить: что вообще скрывается за размытой фразой «нематериальное культурное наследие»? Ответ очевиден: то, что мы читаем, слушаем, смотрим — словом, неосязаемые вещи, которые фиксируют историческую память и в итоге определяют нашу духовную будущность. Не случайно поэтому в списке шедевров оказался, в частности, мало кому известный сегодня якутский героический эпос «Олонхо». Но здесь интересно — а скорее, загадочно — другое. Конвенция, предусматривающая создание Репрезентативного списка нематериального культурного наследия человечества и рекомендующая странам организовать соответствующие ведомства, вступила в силу в 2006 году. Но ее до сих пор не ратифицировали Соединенные Штаты, Великобритания, Канада и Россия. Вроде бы не самые последние страны, верно? С США все ясно: они боятся признать, что вся их народная культура — это традиции и обычаи индейцев. Британцев тоже можно понять: очевидно, на кого они в последние десятилетия боязливо оглядываются. А вот Россия должна не только сохранять и приумножать собственную культуру, но и активно продвигать ее, демонстрировать всему миру. Однако в нашей стране проблема охраны нематериального культурного наследия по каким-то причинам находится на заднем плане. Есть несколько регионов, где эта тема получает активную поддержку: Ханты-Мансийский автономный округ, Татарстан, Дагестан... Там созданы представительные органы, активно составляются перечни охраняемых объектов. Но в целом по стране ситуация далека от идеальной. Положение вещей в области возрождения традиционной культуры сегодня действительно вызывает много вопросов. Главный из которых, как водится, самый русский: что делать? Бабкина: В основе развития любого государства лежит культурная среда — что очевидно. Это почва, на которой строится общество, развиваются отношения и связи, создается государство с экономикой, политикой и социальным сектором. По отношению ко всему, что нас окружает, культура всегда является первоосновой. Ибо при ее низком уровне экономика не то что не может развиваться — само ее существование находится под большим вопросом. Культурная среда формируется на основе собственных, корневых посылов: традиций, обычаев, песен, танцев, кухни, манеры одеваться, общаться — словом, народной мудрости. Именно это и есть — возвращаясь к предыдущему вопросу — нематериальное духовное наследие. Способность и потребность творить дана Богом, то есть от природы. Человек созидает согласно своей духовной, традиционной культуре. А она всегда сопряжена с той средой, в которой мы живем. Стоит подчеркнуть, что общественное мнение формирует и информационное поле, которое влияет на сознание. Роль медиа здесь крайне важна: кто воздействует на умонастроения социума, тот им и управляет. Но как не утонуть в море информации, научиться отделять зерна от плевел? Особенно в наше неспокойное время... Бабкина: Информационная война против России идет давно. Нам все время навязывают через интернет и СМИ западные стандарты — особенно в вопросах воспитания и образования детей. Идет зомбирование населения при помощи монстров, агрессивных и темных сил, мертвецов и прочей нечисти. Пропагандируется загробный мир, навязываются суицидальные идеи. При этом никто не берет на себя труд разъяснить элементарную формулу Маяковского «что такое хорошо, и что такое плохо». Самое скверное: негатив часто заменяет хорошее, а мы этого как-будто не замечаем. Куда делись положительные герои? Современные дети знают порожденных Голливудом чудищ лучше, чем Садко, Илью Муромца или Василису Прекрасную. И в этом, увы, нет ничего удивительного. У среднестатистической русской мамы, приходящей в магазин игрушек, выбор невелик: вопрос лишь в том, какой голливудский персонаж — наименее отталкивающий... Запрещать американских героев — не выход. Тем более что запретный плод всегда сладок. Надо просто создавать благоприятные условия для производства российских кинолент, мультфильмов, книг — с целью продвижения отечественных героев. Нужна программа, направленная на популяризацию родных персонажей. Следует насторожиться: сегодня эти негативные игрушки и фильмы формируют сознание подрастающего поколения, а завтра оно само станет полноправным обществом. Нашим обществом — то есть населением России. Брошены огромные средства и силы на деградацию и развращение детей. Следовательно, жизненно необходимо обезопасить информационное поле России во всех направлениях: контролировать видео-, книжную и игровую продукцию. Это уже вопрос национальной безопасности. Трудно не согласиться. Но как достучаться до обыкновенного человека, который в наш материальный век едва ли готов сосредоточиться на проблемах нематериальной культуры? Ему ведь попросту не до того... Бабкина: Вот и напрасно. Если разобраться, нематериальная культура — это и есть национальная идея, основа нашей идентичности. Какую колыбельную поет ребенку мать, какие сказки слушает малыш, какие он смотрит мультфильмы, в какие игрушки играет — вот что в конечном итоге формирует душу и сознание. А значит — охраняет духовную и информационную безопасность. Соответственно, все это нуждается не только в популяризации и продвижении на государственном уровне, но и в охране.
|
|