НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Колыбельные и сказки — это и есть национальная идея»

26 Февраля 2015 г.

babkina

24 февраля возглавляемый Надеждой Бабкиной ансамбль «Русская песня» представил в Московском Государственном музыкальном театре фольклора новую программу. А менее чем через месяц певица отпразднует юбилей.

Однако наш разговор с народной артисткой России, членом партии «Единая Россия» и депутатом Мосгордумы не приурочен к календарным датам. Хранительница традиций русского народного песенного творчества искренне переживает за судьбу страны. Своими соображениями Надежда Георгиевна поделилась с корреспондентом «Культуры».

Babkina1

Культура: Сейчас много говорят об охране культурного наследия России. Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять в данной области, дабы впоследствии не было «мучительно больно»?

Бабкина: Дело в том, что само понятие «культурное наследие» в течение последних десятилетий претерпело значительные изменения. Ведь оно не ограничивается только памятниками и коллекциями тех или иных предметов. Культурное наследие также подразумевает базовые традиции, унаследованные от предков, которые мы должны передать потомкам. А это и устное народное творчество — сказки и былины, и исполнительское искусство — песни, танцы, и обычаи, обряды, праздники, знание традиционных ремесел.

В 90‑х ЮНЕСКО активно работала над созданием концепции нематериальной культуры. В 2001‑м эта организация провела исследование, целью которого было определить: что вообще скрывается за размытой фразой «нематериальное культурное наследие»? Ответ очевиден: то, что мы читаем, слушаем, смотрим — словом, неосязаемые вещи, которые фиксируют историческую память и в итоге определяют нашу духовную будущность. Не случайно поэтому в списке шедевров оказался, в частности, мало кому известный сегодня якутский героический эпос «Олонхо».

Но здесь интересно — а скорее, загадочно — другое. Конвенция, предусматривающая создание Репрезентативного списка нематериального культурного наследия человечества и рекомендующая странам организовать соответствующие ведомства, вступила в силу в 2006 году. Но ее до сих пор не ратифицировали Соединенные Штаты, Великобритания, Канада и Россия. Вроде бы не самые последние страны, верно? С США все ясно: они боятся признать, что вся их народная культура — это традиции и обычаи индейцев. Британцев тоже можно понять: очевидно, на кого они в последние десятилетия боязливо оглядываются. А вот Россия должна не только сохранять и приумножать собственную культуру, но и активно продвигать ее, демонстрировать всему миру.

Однако в нашей стране проблема охраны нематериального культурного наследия по каким-то причинам находится на заднем плане. Есть несколько регионов, где эта тема получает активную поддержку: Ханты-Мансийский автономный округ, Татарстан, Дагестан... Там созданы представительные органы, активно составляются перечни охраняемых объектов. Но в целом по стране ситуация далека от идеальной.

Babkina2

Положение вещей в области возрождения традиционной культуры сегодня действительно вызывает много вопросов. Главный из которых, как водится, самый русский: что делать?

Бабкина: В основе развития любого государства лежит культурная среда — что очевидно. Это почва, на которой строится общество, развиваются отношения и связи, создается государство с экономикой, политикой и социальным сектором. По отношению ко всему, что нас окружает, культура всегда является первоосновой. Ибо при ее низком уровне экономика не то что не может развиваться — само ее существование находится под большим вопросом. Культурная среда формируется на основе собственных, корневых посылов: традиций, обычаев, песен, танцев, кухни, манеры одеваться, общаться — словом, народной мудрости. Именно это и есть — возвращаясь к предыдущему вопросу — нематериальное духовное наследие.

Способность и потребность творить дана Богом, то есть от природы. Человек созидает согласно своей духовной, традиционной культуре. А она всегда сопряжена с той средой, в которой мы живем. Стоит подчеркнуть, что общественное мнение формирует и информационное поле, которое влияет на сознание. Роль медиа здесь крайне важна: кто воздействует на умонастроения социума, тот им и управляет.

Но как не утонуть в море информации, научиться отделять зерна от плевел? Особенно в наше неспокойное время...

Бабкина: Информационная война против России идет давно. Нам все время навязывают через интернет и СМИ западные стандарты — особенно в вопросах воспитания и образования детей. Идет зомбирование населения при помощи монстров, агрессивных и темных сил, мертвецов и прочей нечисти. Пропагандируется загробный мир, навязываются суицидальные идеи. При этом никто не берет на себя труд разъяснить элементарную формулу Маяковского «что такое хорошо, и что такое плохо». Самое скверное: негатив часто заменяет хорошее, а мы этого как-будто не замечаем. Куда делись положительные герои? Современные дети знают порожденных Голливудом чудищ лучше, чем Садко, Илью Муромца или Василису Прекрасную. И в этом, увы, нет ничего удивительного. У среднестатистической русской мамы, приходящей в магазин игрушек, выбор невелик: вопрос лишь в том, какой голливудский персонаж — наименее отталкивающий...

Babkina3

Запрещать американских героев — не выход. Тем более что запретный плод всегда сладок. Надо просто создавать благоприятные условия для производства российских кинолент, мультфильмов, книг — с целью продвижения отечественных героев. Нужна программа, направленная на популяризацию родных персонажей.

Следует насторожиться: сегодня эти негативные игрушки и фильмы формируют сознание подрастающего поколения, а завтра оно само станет полноправным обществом. Нашим обществом — то есть населением России. Брошены огромные средства и силы на деградацию и развращение детей. Следовательно, жизненно необходимо обезопасить информационное поле России во всех направлениях: контролировать видео-, книжную и игровую продукцию. Это уже вопрос национальной безопасности.

Трудно не согласиться. Но как достучаться до обыкновенного человека, который в наш материальный век едва ли готов сосредоточиться на проблемах нематериальной культуры? Ему ведь попросту не до того...

Бабкина: Вот и напрасно. Если разобраться, нематериальная культура — это и есть национальная идея, основа нашей идентичности. Какую колыбельную поет ребенку мать, какие сказки слушает малыш, какие он смотрит мультфильмы, в какие игрушки играет — вот что в конечном итоге формирует душу и сознание. А значит — охраняет духовную и информационную безопасность. Соответственно, все это нуждается не только в популяризации и продвижении на государственном уровне, но и в охране.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!