НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Кавалер «Ордена улыбки»

29 Июня 2017 г.

kotenochkin

90 лет назад, 20 июня 1927 года, родился тот, кого потом стали называть русским Диснеем – мультипликатор Вячеслав Котёночкин.

2906 24 1

Биография Вячеслава Котёночкина

Вячеслав Михайлович нарисовал и поставил много весёлых и ярких мультфильмов, был режиссёром журнала «Фитиль», но в историю мультипликации он вошёл как создатель популярнейшего сериала «Ну, погоди!».

Вячеслав Михайлович Котёночкин родился в Москве. Одно из самых ярких воспоминаний его детства – новогодняя ёлка в Колонном зале, где показывали мультфильмы. Тогда он увидел их впервые. Нельзя сказать, что в тот же миг он принял решение посвятить свою жизнь анимации, но след в душе это событие оставило.

Слава рано остался без отца – отец его умер от туберкулёза перед самой войной. Как и многие мальчишки, Вячеслав мечтал оказаться на фронте.

В 1942 году, после седьмого класса, он поступил в артиллерийскую спецшколу. Там в конце войны получил аттестат и прошёл военную подготовку. После этого Вячеслава направили в противотанковое артиллерийское училище в Пензе, которое он окончил в 1947 году. Кроме военной специальности будущий мультипликатор приобрёл ещё один навык – научился играть на маленькой трубе под названием «корнет-а-пистон».

Легкомысленная фамилия

После училища надо было как-то устраивать свою жизнь. И тут произошла встреча, которая определила судьбу будущего аниматора.

Как потом вспоминал о начале своей карьеры сам Вячеслав Михайлович, увлечение рисованием и «легкомысленная фамилия» привели его на студию «Союзмультфильм».

Котёночкин познакомился с выдающимся мультипликатором Борисом Дёжкиным, который, узнав о том, что его новый знакомый когда-то занимался в изостудии при Дворце пионеров и немного рисует, посоветовал ему попытаться поступить на курсы художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме».

Конкурс был огромный, но Котёночкину повезло, его взяли. Но самое главное, что он окончил эти курсы. Потому что далеко не всем принятым художникам это удалось – слишком специфическая это профессия – художник-мультипликатор. Тут мало одного художественного таланта, надо ещё чувствовать движение, обладать актёрским даром, быть музыкальным...

В 1947 году Вячеслав Котёночкин начал работать на студии сначала художником-мультипликатором, затем художником-постановщиком.

Котёночкин участвовал как художник-аниматор в огромном количестве фильмов, работал с разными выдающимися режиссёрами «Союзмультфильма» 1940-х и 1950-х годов, классиками советской анимации, учился у них. Всего он принял участие в создании более чем 80 картин. Некоторые из них сейчас считаются классикой: «Необыкновенный матч» (1955 год) и «Чудесница» (1957 год).

Лучше всего у Вячеслава Михайловича получалось «оживлять» ритмические, «быстрые» эпизоды, он был мастером танцевальных сцен. Поэтому все мультфильмы, которые он создавал, тоже получались очень динамичными.

С 1962 года Вячеслав Котёночкин взялся и за режиссуру. Дебют был удачным: один из первых его фильмов – «Следы на асфальте» – получил серебряную медаль на фестивале в Будапеште.

Большую популярность заслужил у зрителей и мультфильм «Лягушка-путешественница».

Вячеслав Михайлович поставил самые озорные, насыщенные активными действиями и юмором мультфильмы «Межа», «Он попался», «Попался, который кусался», «Аленький цветочек», «Старая пластинка», «Котёнок с улицы Лизюкова».

Наш ответ Диснею

В 1969 году Вячеслав Котёночкин снял первую серию «Ну, погоди!». Действие там разворачивается на пляже, а во второй серии — уже в луна-парке. Следующие серии выходили в 70–80-е годы.

Идея мультфильма была такова: «Не обижай маленького, а то сам попадёшь в смешное положение».

Ни до, ни после ни один отечественный мультфильм не имел такого оглушительного успеха у зрителя. Мешками приходили письма, проводилось бесчисленное количество творческих встреч во всех уголках страны. Зрители просили продолжения. И фильм, который изначально не планировался как сериал, стал самым длинным мультсериалом советских времён.

Музыку для мультсериала Котёночкин тоже подбирал сам, в каждой серии звучат разные фрагменты популярных в то время мелодий советской и зарубежной эстрады.

Персонажи мультика были чрезвычайно узнаваемы, так как «списаны» с людей. Например, Волка – лохматого хулигана из подворотни – Котёночкин «нашёл» среди весьма колоритной уличной публики, обитающей в некоторых районах Москвы. Ну, а положительного Зайца сразу представил с голубыми глазками и розовыми щеками.

Озвучили Волка и Зайца замечательные актёры – Анатолий Папанов и Клара Румянова. Хотя изначально голосом Волка должен был говорить Владимир Высоцкий, но худсовет не одобрил такую «сомнительную» кандидатуру.

Сериал получился своим, народным и понятным любому зрителю СССР. Его страстно полюбили не только дети, но и взрослые.

Когда Котёночкина спрашивали о влиянии на его творчество Диснеевских мультфильмов, он рассказал, что когда он пришёл работать на студию в 1946 году, то там было множество диснеевских трофейных мультфильмов, вывезенных из Германии. И он использовал эти ленты в качестве учебного пособия.

Cерия фильмов «Ну, погоди!» принесла Вячеславу Котёночкину славу не только в СССР, но и практически во всех социалистических странах. В Болгарии появилось кафе «Ну, погоди!», а польские дети в 1985 году присудили Котёночкину самую высокую награду, о которой мечтает каждый режиссёр детских фильмов – «Орден улыбки».

Кроме этого, четвёртый выпуск «Ну, погоди!» получил приз на кинофестивале спортивных фильмов в Италии.

А в Советском Союзе была создана одна из первых в истории СССР электронная игра «Ну, погоди!» – невиданное доселе чудо техники, мечта всех детей восьмидесятых. Главным персонажем игры был Волк, который ловил яйца в корзину. Среди детей ходили легенды, что если набрать в игре 1000 очков, что было очень трудно, то на экране покажут мультфильм «Ну, погоди!».

В 1993 году умер Анатолий Папанов и встал вопрос: закрывать ли мультфильм? О том, чтобы Волк заговорил по-другому, тогда не было и речи. Но оказалось, что сохранилось много записей голоса Папанова, их-то и использовали для съёмок новых серий.

Всего на экраны вышло 20 серий «Ну, погоди!», причём 19 и 20-я снимались уже после смерти Вячеслава Котёночкина, и создал их сын знаменитого мультипликатора – Алексей Вячеславович.

Другие работы

Вячеслав Котёночкин мечтал когда-нибудь создать большой, полнометражный фильм, и в конце 1980-х – начале 1990-х годов началась работа над «Русланом и Людмилой». Но проекту не суждено было состояться.

Но и того, что сделано, хватило бы и на две жизни. Глядя на фильмографию Котёночкина, поражаешься – как много успел сделать этот человек! И сколько улыбок он подарил нескольким поколениям зрителей!

Интересно, что в связи с просто колоссальным успехом «Ну, погоди!» в народе гуляли мифы о том, что Котёночкин – миллионер. Это было безумно далеко от истины. На самом деле знаменитый мультипликатор, по словам его сына, совершенно не умел и не хотел пользоваться своей славой, и никакой серьёзной материальной прибыли от мультфильмов не было. Вячеслав Михайлович ездил на «Запорожце», который был куплен после четвёртой серии фильма, и вся семья вместе с бабушкой жила в квартире площадью 24 квадратных метра.

В 1987 году Котёночкину было присвоено звание народного артиста РСФСР, в 1988 году его наградили Государственной премией СССР, а спустя год вышла книга его воспоминаний «Ну, Котёночкин, погоди!».
Умер Вячеслав Михайлович Котёночкин в ноябре 2000 года.

  • Расскажите об этом своим друзьям!