НА КАЛЕНДАРЕ

Иркутский след маршала Голованова. К 120-летию со дня рождения создателя Дальней авиации

По материалам статьи Дмитрия ХАЗАНОВА (Ассоциации историков Второй мировой войны), опубликованной ТАСС   
18 Августа 2024 г.

В разгар Великой Отечественной войны в советских Вооруженных силах была создана Авиация дальнего действия (АДД) с подчинением непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования (ВГК). Туда определили все дальние и тяжелые авиаполки, школу штурманов, часть аэродромов, учебные центры, ремонтные мастерские. Даже авиазавод закрепили за АДД. Инициатором этих мероприятий стал Александр Голованов, который и возглавил Авиацию дальнего действия.

Полная редакция мемуаров Александра Голованова издана только через десятилетия после его кончины

Из чекистов в летчики

Будущий военачальник родился 7 августа 1904 года в нижегородской семье капитана буксирного парохода и оперной певицы, дочери народовольца Николая Кибальчича, казненного за участие в убийстве императора Александра II. В восьмилетнем возрасте Голованова отдали в Александровский кадетский корпус. Высокий, плечистый парень выглядел значительно старше своих 13 лет, когда в октябре 1917 года вступил в Красную гвардию, решив бороться за новую власть. К Рабоче-крестьянской Красной армии он примкнул в мае 1919 года. Был ранен в конце Гражданской войны, демобилизовался. Потом работал курьером, сплавщиком леса, электромонтером, окончил среднюю школу.

С октября 1924 года служил в особых отделах и на оперативной работе в Объединенном государственном политическом управлении (ОГПУ; бывшая ВЧК) в Нижнем Новгороде и Москве. Быстро продвигался по служебной лестнице. В число ярких событий его биографии можно отнести участие в аресте эсера и ярого врага советской власти Бориса Савинкова. Был командирован в Китай, Монголию и Францию. С августа 1930 года служил в ОГПУ в Алма-Ате. В 1931–1933 годах работал ответственным секретарем заместителя народного комиссара в Наркомате тяжелой промышленности.

Тогда же, в 1932 году, Голованов окончил летную школу Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). С июля 1933 по 1941 год он работал в Главном управлении гражданского воздушного флота (ГВФ). Пройдя путь от рядового пилота до командира особого авиаотряда тяжелых кораблей Среднеазиатского управления ГВФ в Ашхабаде, в начале 1935 года он получил назначение на должность начальника Восточно-Сибирского управления гражданского воздушного флота в Иркутске. Казалось, что и дальше все будет безоблачно, но в 1937 году Александр Голованов был исключен из партии и даже ожидал ареста. В тот год был арестован муж сестры Голованова, которого вскоре расстреляли. Александр же, сорвавшись в Москву, сумел в Комиссии партийного контроля доказать преданность стране.

Обратно в Иркутск Голованов уже не вернулся, устроившись в сентябре 1937 года работать летчиком транспортного авиаотряда в Московском управлении ГВФ, затем там же пилотом-инструктором. Вскоре он стал шеф-пилотом эскадрильи особого назначения и завоевал право считаться одним из лучших летчиков гражданской авиации. В 1938 году газеты писали о нем как о «летчике-миллионере», то есть налетавшем миллион километров. Голованов был награжден знаками «Отличник Аэрофлота» и «За безаварийный налет» (300 тыс. и 500 тыс. км).

Участие в конфликте на реке Халхин-Гол против Японии и в Советско-финской войне принесло боевой опыт и помогло завоевать авторитет в армии. Пилотируя самолет DC-3 «Дуглас», Александр Голованов перевозил высший командный состав, вывозил в тыл тяжелораненых, доставлял в войска срочные грузы.

В начале 1941 года он обратился с письмом к Сталину, утверждая, что необходимо проводить специальную подготовку экипажей дальней бомбардировочной авиации к полетам в плохую погоду вне видимости земли. После личной встречи с вождем, устроенной по инициативе прославленного аса, дважды Героя Советского Союза Якова Смушкевича, Голованову присвоили звание подполковника и назначили командиром 212-го полка дальних бомбардировщиков. В этой должности он и встретил Великую Отечественную войну.

«Особое доверие»

Александр Голованов неоднократно бывал в кабинете Иосифа Сталина. Во время одного из посещений Кремля Голованов, тогда командир авиадивизии, задремал. От вождя можно было ждать любой реакции…

Дни были тяжелые, немцы, не считаясь с потерями, рвались к Москве, и у комдива попросту не было времени на сон. Александр Голованов банально не смог вспомнить, когда удалось поспать последний раз. И тут Сталин показал, что он действительно является мудрым полководцем: отдал приказ пересмотреть график несения службы и отдыха у личного состава армии, чтобы бойцы и командиры не изматывались до крайности. Отношение же к Голованову у главы Советского государства после этого случая только улучшилось.

Писатель и журналист Феликс Чуев в книге «Несписочный маршал» также отмечал: «Положение Голованова, а также всей АДД знаменуется очень близким отношением Голованова к Сталину… Александр Голованов в числе немногих имеет право на свободный доступ к Сталину, который называет его по имени в знак своего особого доверия».

Переобучение с результатом

В трудные дни зимы 1941–1942 годов в Ставке часто обсуждался вопрос о необходимости наносить по врагу удары в ответ на варварские налеты на советские города и села, бомбить объекты в немецком тылу, коммуникации, железнодорожные станции, порты. Однако поскольку за первые месяцы войны дальнебомбардировочные полки сильно поредели, требовалось не только пополнение, но и переобучение экипажей на ночную работу, чтобы снизить потери. Свидетелем событий февраля-марта 1942 года стал полковник (потом маршал авиации) Николай Скрипко, которого назначили заместителем Голованова.

Важнейшее решение по преобразованию дальнебомбардировочной авиации в Авиацию дальнего действия с ее подчинением непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования ГКО было принято 5 марта 1942 года. Командующим АДД, как я уже отмечал, сразу был назначен генерал-майор авиации Александр Голованов. Были сформированы новые полки и дивизии, в объединение вошел основной состав ГВФ. Несколько месяцев шла напряженная учеба, а летом и осенью 1942 года противник уже почувствовал силу ударов дальников. Особенно заметную роль они сыграли в боях под Сталинградом, громя ночами мотомеханизированные части врага.

Во второй половине года советская промышленность увеличивала производство самолетов, что определяло изменения в организационной структуре соединений и частей АДД – была увеличена штатная численность самолетов в полках. Появилась возможность формировать более крупные соединения. В конце апреля 1943 года по предложению Александра Голованова на базе 11 отдельных авиационных дивизий были образованы 8 авиакорпусов, из них первые 4 с присвоением им звания гвардейских (особо показательных). Ни одна крупная битва не обходилась без участия подчиненных генерала Голованова. Существенный вклад они внесли в разрушение мощных оборонительных сооружений врага, его транспортной инфраструктуры в ходе боев на Курской дуге в июле–августе 1943 года.

Боевые успехи дальников обсуждала, конечно, и фронтовая печать. 269 авиаторам АДД было присвоено звание Героя Советского Союза, а пять летчиков и один штурман были удостоены этого звания дважды. В августе 1943 года Александру Голованову присвоили звание маршала авиации, спустя примерно год – Главного маршала. Таким образом, за три с половиной года он вырос в воинских званиях от подполковника до высшего в своем роде войск. Это рекорд советских Вооруженных сил за все время их существования.

С новой угрозой ареста

В середине 1944 года АДД еще больше усилилась – в подчинение Голованова перешли Воздушно-десантные войска. Но дальнейшие события носили негативный характер. Тяжелая болезнь маршала, вызванная сильным переутомлением, и преувеличенные ожидания от налетов, например, на Хельсинки (пострадали не столь сильно), привели к тому, что в начале декабря 1944 года АДД переформировали в 18-ю воздушную армию, включив в состав ВВС наряду с остальными.

Что касается отношений между командующими ВВС и АДД, то стоит отметить, что они складывались напряженно. В годы войны Голованов ни разу не побывал на аэродромах фронтовой авиации, а командующий Военно-воздушными силами РККА Александр Новиков – на аэродромах АДД. Они еще больше ухудшились в конце 1944 года, когда Главный маршал Голованов и его армия поступили в прямое подчинение Главного маршала Новикова. Современники и историки отмечают, что, например, немало трений возникло при штурме Кенигсберга, причем оба апеллировали к Сталину. Недолюбливали Голованова и многие сотрудники штаба ВВС.

После войны, в апреле 1946 года, когда стало разворачиваться «Авиационное дело», Александр Голованов получил назначение на должность командующего дальней авиацией, созданной на основе прежней 18-й ВА. Но примерно через два года был снят и направлен на учебу в Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова, которую окончил с золотой медалью, получив общевойсковую подготовку. После этого долго не получал назначения. А с мая 1952 по апрель 1953 года командовал 37-м гвардейским воздушно-десантным корпусом. Это было понижение, не имеющее аналогов, – за всю историю Вооруженных сил СССР корпусом никогда не командовал Главный маршал рода войск.

Смерть Иосифа Сталина в марте 1953 года стала еще одним ударом для Голованова. На предложение «сверху» подписать текст с осуждением «культа личности» он ответил категорическим отказом и был отправлен в отставку. По свидетельству очевидцев, Главный маршал авиации ожидал ареста со дня на день, как и в 1937 году, но снова обошлось.

С 1958 года и до ухода на пенсию он работал заместителем начальника НИИ гражданской авиации по летной службе. С 1966 года все помыслы Голованова занимала подготовка мемуаров «Дальняя бомбардировочная…», которые без купюр увидели свет лишь в 2004 году. Кавалер девяти боевых орденов, включая три полководческих ордена Суворова I степени, четырех иностранных орденов и множества медалей Александр Голованов скончался в Москве 22 сентября 1975 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

***

Память жива

В Иркутской библиотеке № 3 культурно-досугового центра «Марат» 7 августа открылась выставка, посвященная 120-летию со дня рождения советского военачальника Александра Голованова и 110-летию образования отечественной Дальней авиации.

На выставке представлены модели самолетов, медали времен Великой Отечественной войны, редкие документы, архивные фотографии, в том числе Героев Советского Союза, биографические справки, а также книга, написанная Александром Головановым.

Экспозицию подготовил председатель оргкомитета по проведению патриотической акции «Память жива», руководитель одноименного проекта, ветеран Дальней авиации Николай Кустов. Выставка будет работать до 27 сентября.

  • Комментарий редакции «МГ». Александр Голованов, безусловно, входит в число прославленных полководцев Великой Отечественной. Однако ни он, ни, например, начальник Генерального штаба, кавалер ордена «Победа», генерал армии Алексей Антонов, тоже приближенный к Сталину, так и не удостоены звания Героя Советского Союза, которое, несомненно, заслужили. Быть может, к 80-летию Великой Победы справедливость все же будет восстановлена…

  • Расскажите об этом своим друзьям!