Инна Чурикова: от Бабы-яги до Офелии |
04 Октября 2013 г. |
5 октября 2013 года народная артистка СССР Инна Михайловна Чурикова празднует 70-летний юбилей. Её творческая судьба одинаково успешно сложилась и в кино, и в театре. 40 лет она служит в одном из самых известных театров Москвы – «Ленкоме». У неё огромное количество наград за роли в кино и в театре. Она – звезда, которая не боится быть смешной. Она – женщина, которая с возрастом становится ещё красивее. Инна Чурикова родилась 5 октября 1943 года в Белебее, близ Уфы, в семье, абсолютно далёкой от искусства. С начала 50-х годов Инна с матерью обосновались в Москве — родители к тому времени разошлись. Впервые Инна вышла на сцену в начале 50-х летом в пионерском лагере, где она занималась в драматическом кружке и активно участвовала во всех его постановках. Лицедейство настолько захватило её, что чуть позже, уже будучи ученицей 9 класса, она записалась в молодёжную студию при Драматическом театре имени Константина Станиславского. О себе Инна Чурикова рассказывает: «Артисткой я стала благодаря маме. Мама мне всегда говорила, что я буду актрисой. Я не хотела её огорчать. Она в жизни всего сама добилась — трудом, напором, волей. Бабушка почти безграмотная была, а мама — химик, профессор. Она всегда говорила: «Дочка, если что задумаешь, так тому и быть». А у меня внешность не артистическая — что с такой внешностью задумывать? Мама же говорила: «Дочка, ты у меня красавица». Смешно… И знаете, если бы не она, я бы, возможно, в себя не поверила, хотя, мне кажется, с пелёнок что-то разыгрывала, представляла, изображала…» «Неартистическая» внешность Окончив десятилетку, Инна Чурикова подала документы сразу в два театральных вуза — в Школу-студию МХАТа и в Театральное училище имени Щукина. Однако ни в одно из этих заведений её не приняли: во МХАТе она «срезалась» на экзамене (читала серьёзное стихотворение с закрытыми глазами, как советовала ей мама, а вся комиссия умирала от хохота), а в «Щуке» её «забраковали» из-за внешности. Один из тамошних преподавателей прямо во время экзамена внезапно спросил: «Девушка, а вы давно рассматривали своё отражение в зеркале?», Инну Чурикову это настолько потрясло, что она расплакалась и забрала документы. К счастью для нашего искусства, обида жила в ней недолго. Удача улыбнулась Инне Чуриковой в Театральном училище имени Щепкина, где она благополучно сдала все экзамены и была зачислена на первый курс. Своих педагогов актриса неизменно вспоминает с благодарностью: они дали ей уроки мастерства, верное направление в профессии. Буквально с первого же года обучения её стали приглашать сниматься в кино. Правда, роли ей доставались сплошь комические — непутёвые девахи с нестандартной внешностью и неустроенной судьбой. Профессия После окончания Щепкинского училища в 1965 году молодую актрису ждало распределение на Камчатку «укреплять там театральное искусство». Саму выпускницу этот факт не особо огорчил — раз Родине надо — значит, надо, и главное — есть театр. Но мама сделала всё, чтобы оставить единственную дочь в Москве и ей это удалось. Самой актрисе очень хотелось попасть в свой любимый Театр сатиры, но её не взяли, несмотря на горячие рекомендации Татьяны Пельтцер. То же произошло в театре Ермоловой. И только в ТЮЗе Иннне предложили место, но и то не актёрскую, а суфлёрскую мизерную ставку. Актриса вспоминает: «Я посмотрела свысока на директора театра Михаила Мариенгофа и направилась к двери, всячески демонстрируя своё несогласие с таким унижением. И он сдался. И я — о счастье! — стала актрисой профессионального театра, хоть он и был Театром юного зрителя. Я проработала в нём три года и встретилась там с Лией Ахеджаковой, с которой дружу и поныне. Но мои детские и юношеские фантазии в роли никак не воплощались. Вместо красавиц принцесс мне приходилось быть в основном какими-нибудь домашними животными. Я даже была свиньёй в пьесе Михалкова». В ТЮЗе на таких ролях Чурикова продержалась три года и ушла. Вернулась она на театральную сцену в 1973 году, в Ленком, куда её пригласил Марк Захаров на роль Неле в «Тиле» Г. Горина по книге Шарля де Костера. Режиссёру сразу стало понятно, что это большая настоящая актриса. И даже пьесу изменили под неё так, что все женщины, которые встречаются на пути Тиля, напоминают ему Нелли, и всех их играла Чурикова. За время работы Инны Михайловны в театре она сыграла ряд блистательных ролей в таких спектаклях, как «Оптимистическая трагедия», «Три девушки в голубом», в чеховских «Иванове» и «Чайке». В двух постановках «Гамлета», осуществленных на сцене «Ленкома», первая — А. Тарковским, вторая — Панфиловым актриса сыграла Офелию и Гертруду. Недавняя работа — спектакль Глеба Панфилова «Аквитанская львица». Творческий дуэт В кино Инна Чурикова дебютировала ещё студенткой, сыграв Райку в картине «Тучи над Борском» в 1961 году. Затем она появлялась в небольших ролях в нескольких кинолентах. Первой яркой ролью тоже студенческих времен стала мачехина любимая дочка Марфушка в фильме — сказке Александра Роу «Морозко». После этого фильма актриса была национальной героиней во многих социалистических странах. Это фильм помнят до сих пор. Судьбу актрисы в корне изменила встреча с режиссёром Глебом Панфиловым, впервые увидевшим будущую героину многих своих фильмов в роли Бабы-яги. Незаурядный драматический талант Инны Чуриковой ярко раскрылся в картине Панфилова «В огне брода нет», в которой актриса исполнила главную роль художника-самородка Тани Тёткиной. Актриса нашла своего режиссёра, режиссёр — свою актрису, которая станет душой практически всех его последующих фильмов. А вскоре соединились и их личные судьбы. Следующий совместный фильм Панфилова и Чуриковой — «Начало» вышел в 1970 году, где Инна Чурикова исполняет одновременно две роли. Фильм принёс актрисе и режиссёру мировую известность. Чурикова создала новый тип героини, тех девочек, которые не впечатляют своей красотой, но при этом на сцене и на экране становятся прекрасными. Инна Михайловна – актриса уникального дара, редчайшего сочетания трагедийного и комического. Кстати, после «Начала» Чурикова попала в тайный список Госкино. В него заносили артистов, которых ни в коем случае нельзя снимать в главных ролях, — чтобы они своим видом не порочили партию, государство и красоту советского человека. Особое место в творчестве Чуриковой — Панфилова занимают горьковские образы - Васса и Ниловна в кинолентах «Васса» и «Мать». Подтверждение высочайшего уровня этих работ — Золотой приз Московского кинофестиваля 1983 года за «Вассу» и двадцатиминутная овация, которой завершился показ «Матери» на Каннском кинофестивале 1990 года, где Панфилову был присуждён Специальный приз за вклад в мировое киноискусство. Эти награды по праву делит с ним Чурикова, его актриса, неизменный соавтор его работ. В последнем фильме Панфилова «Романовы — Венценосная Семья» Чурикова впервые не появляется на экране как актриса. Здесь она «за кадром» — дублирует английскую актрису Линду Беллингхем, сыгравшую Александру Фёдоровну, и выступает как один из авторов сценария. Параллельно с работой с Глебом Панфиловым актриса снималась в фильмах других режиссёров. Это «Военно-полевой роман» П. Тодоровского, «Ребро Адамово» В. Криштофовича, «Год собаки» С. Арановича, «Плащ Казановы» А.Галина и другие. Просто жизнь Инна Михайловна предпочитает никуда не спешить. Она любит смотреть на звездное небо, гулять по лесу, говорить с соседями, проводить время с мужем и сыном. Коллекционирует экстравагантные шляпки. Говорит, что для полного счастья ей не хватает только внуков.
Тэги: |
|