НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Инна Чурикова: от Бабы-яги до Офелии

04 Октября 2013 г.

alt

5 октября 2013 года народная артистка СССР Инна Михайловна Чурикова празднует 70-летний юбилей. Её творческая судьба одинаково успешно сложилась и в кино, и в театре. 40 лет она служит в одном из самых известных театров Москвы – «Ленкоме». У неё огромное количество наград за роли в кино и в театре. Она – звезда, которая не боится быть смешной. Она – женщина, которая с возрастом становится ещё красивее.

Инна Чурикова родилась 5 октября 1943 года в Белебее, близ Уфы, в семье, абсолютно далёкой от искусства. С начала 50-х годов Инна с матерью обосновались в Москве — родители к тому времени разошлись.

Впервые Инна вышла на сцену в начале 50-х летом в пионерском лагере, где она занималась в драматическом кружке и активно участвовала во всех его постановках. Лицедейство настолько захватило её, что чуть позже, уже будучи ученицей 9 класса, она записалась в молодёжную студию при Драматическом театре имени Константина Станиславского.

О себе Инна Чурикова рассказывает: «Артисткой я стала благодаря маме. Мама мне всегда говорила, что я буду актрисой. Я не хотела её огорчать. Она в жизни всего сама добилась — трудом, напором, волей. Бабушка почти безграмотная была, а мама — химик, профессор. Она всегда говорила: «Дочка, если что задумаешь, так тому и быть». А у меня внешность не артистическая — что с такой внешностью задумывать? Мама же говорила: «Дочка, ты у меня красавица». Смешно… И знаете, если бы не она, я бы, возможно, в себя не поверила, хотя, мне кажется, с пелёнок что-то разыгрывала, представляла, изображала…»

«Неартистическая» внешность

Окончив десятилетку, Инна Чурикова подала документы сразу в два театральных вуза — в Школу-студию МХАТа и в Театральное училище имени Щукина. Однако ни в одно из этих заведений её не приняли: во МХАТе она «срезалась» на экзамене (читала серьёзное стихотворение с закрытыми глазами, как советовала ей мама, а вся комиссия умирала от хохота), а в «Щуке» её «забраковали» из-за внешности. Один из тамошних преподавателей прямо во время экзамена внезапно спросил: «Девушка, а вы давно рассматривали своё отражение в зеркале?», Инну Чурикову это настолько потрясло, что она расплакалась и забрала документы. К счастью для нашего искусства, обида жила в ней недолго. Удача улыбнулась Инне Чуриковой в Театральном училище имени Щепкина, где она благополучно сдала все экзамены и была зачислена на первый курс. Своих педагогов актриса неизменно вспоминает с благодарностью: они дали ей уроки мастерства, верное направление в профессии.

Буквально с первого же года обучения её стали приглашать сниматься в кино. Правда, роли ей доставались сплошь комические — непутёвые девахи с нестандартной внешностью и неустроенной судьбой.

Профессия

После окончания Щепкинского училища в 1965 году молодую актрису ждало распределение на Камчатку «укреплять там театральное искусство». Саму выпускницу этот факт не особо огорчил — раз Родине надо — значит, надо, и главное — есть театр. Но мама сделала всё, чтобы оставить единственную дочь в Москве и ей это удалось. Самой актрисе очень хотелось попасть в свой любимый Театр сатиры, но её не взяли, несмотря на горячие рекомендации Татьяны Пельтцер. То же произошло в театре Ермоловой. И только в ТЮЗе Иннне предложили место, но и то не актёрскую, а суфлёрскую мизерную ставку.

Актриса вспоминает: «Я посмотрела свысока на директора театра Михаила Мариенгофа и направилась к двери, всячески демонстрируя своё несогласие с таким унижением. И он сдался. И я — о счастье! — стала актрисой профессионального театра, хоть он и был Театром юного зрителя. Я проработала в нём три года и встретилась там с Лией Ахеджаковой, с которой дружу и поныне. Но мои детские и юношеские фантазии в роли никак не воплощались. Вместо красавиц принцесс мне приходилось быть в основном какими-нибудь домашними животными. Я даже была свиньёй в пьесе Михалкова».

В ТЮЗе на таких ролях Чурикова продержалась три года и ушла.

Вернулась она на театральную сцену в 1973 году, в Ленком, куда её пригласил Марк Захаров на роль Неле в «Тиле» Г. Горина по книге Шарля де Костера.

Режиссёру сразу стало понятно, что это большая настоящая актриса. И даже пьесу изменили под неё так, что все женщины, которые встречаются на пути Тиля, напоминают ему Нелли, и всех их играла Чурикова.

За время работы Инны Михайловны в театре она сыграла ряд блистательных ролей в таких спектаклях, как «Оптимистическая трагедия», «Три девушки в голубом», в чеховских «Иванове» и «Чайке». В двух постановках «Гамлета», осуществленных на сцене «Ленкома», первая — А. Тарковским, вторая — Панфиловым актриса сыграла Офелию и Гертруду.

Недавняя работа — спектакль Глеба Панфилова «Аквитанская львица».

Творческий дуэт

В кино Инна Чурикова дебютировала ещё студенткой, сыграв Райку в картине «Тучи над Борском» в 1961 году. Затем она появлялась в небольших ролях в нескольких кинолентах.

Первой яркой ролью тоже студенческих времен стала мачехина любимая дочка Марфушка в фильме — сказке Александра Роу «Морозко». После этого фильма актриса была национальной героиней во многих социалистических странах. Это фильм помнят до сих пор.

Судьбу актрисы в корне изменила встреча с режиссёром Глебом Панфиловым, впервые увидевшим будущую героину многих своих фильмов в роли Бабы-яги. Незаурядный драматический талант Инны Чуриковой ярко раскрылся в картине Панфилова «В огне брода нет», в которой актриса исполнила главную роль художника-самородка Тани Тёткиной.

Актриса нашла своего режиссёра, режиссёр — свою актрису, которая станет душой практически всех его последующих фильмов. А вскоре соединились и их личные судьбы.

Следующий совместный фильм Панфилова и Чуриковой — «Начало» вышел в 1970 году, где Инна Чурикова исполняет одновременно две роли. Фильм принёс актрисе и режиссёру мировую известность.

Чурикова создала новый тип героини, тех девочек, которые не впечатляют своей красотой, но при этом на сцене и на экране становятся прекрасными. Инна Михайловна – актриса уникального дара, редчайшего сочетания трагедийного и комического.

Кстати, после «Начала» Чурикова попала в тайный список Госкино. В него заносили артистов, которых ни в коем случае нельзя снимать в главных ролях, — чтобы они своим видом не порочили партию, государство и красоту советского человека.

Особое место в творчестве Чуриковой — Панфилова занимают горьковские образы - Васса и Ниловна в кинолентах «Васса» и «Мать». Подтверждение высочайшего уровня этих работ — Золотой приз Московского кинофестиваля 1983 года за «Вассу» и двадцатиминутная овация, которой завершился показ «Матери» на Каннском кинофестивале 1990 года, где Панфилову был присуждён Специальный приз за вклад в мировое киноискусство. Эти награды по праву делит с ним Чурикова, его актриса, неизменный соавтор его работ.

В последнем фильме Панфилова «Романовы — Венценосная Семья» Чурикова впервые не появляется на экране как актриса. Здесь она «за кадром» — дублирует английскую актрису Линду Беллингхем, сыгравшую Александру Фёдоровну, и выступает как один из авторов сценария.

Параллельно с работой с Глебом Панфиловым актриса снималась в фильмах других режиссёров. Это «Военно-полевой роман» П. Тодоровского, «Ребро Адамово» В. Криштофовича, «Год собаки» С. Арановича, «Плащ Казановы» А.Галина и другие.

Просто жизнь

Инна Михайловна предпочитает никуда не спешить. Она любит смотреть на звездное небо, гулять по лесу, говорить с соседями, проводить время с мужем и сыном. Коллекционирует экстравагантные шляпки. Говорит, что для полного счастья ей не хватает только внуков.

  • Расскажите об этом своим друзьям!