НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Игорь Ясулович: «Я называл себя родоначальником советской киноэротики»

18 Июня 2018 г.

ysulovich igor

«Когда речь заходила о главных ролях, мне часто говорили, что я не вписываюсь в визуальные стандарты — мол, внешность излишне интеллигентная. И не давали», — о своей кино- и театральной карьере, учителях и кумирах, о любви, одной и на всю жизнь, актер рассказал tele.ru.

Игорь Ясулович

Игорь Ясулович 

— Игорь Николаевич, вы сыграли в десятках спектаклей и фильмов, и, конечно же, вас знают все. Однако спроси любого про артиста Ясуловича, в первую очередь вспомнят бедолагу инженера Щукина из «12 стульев», оставшегося голышом на лестничной площадке...

— Так и есть, но что поделать. Конечно, в молодые годы всем хочется «медных труб», но очень мало тех, кому они трубят. И даже если показалось, что схватил Бога за бороду, везение может быть краткосрочным. А идеально складывается только у единиц.

Что же касается меня, я своей творческой жизнью доволен. Многие фильмы, где играл, получили зрительское признание, работать довелось с блистательными режиссерами, а для актера это великое счастье. Поэтому, когда Леонид Гайдай предложил роль в своей экранизации обожаемого мною романа Ильфа и Петрова, я не сомневался ни секунды. (С улыбкой.) А сыграв, стал гордо называть себя родоначальником советской киноэротики. Хотя, если честно, первенство в этом «звании» все-таки принадлежит Евгению Леонову с его ролью в «Полосатом рейсе». Да, пионером-первопроходцем был он.

Мое появление нагишом на лестнице снимали на «Мосфильме». Гайдай скрупулезно обсудил со мной каждую деталь пластики в этом эпизоде, после чего я разделся, и меня с головы до ног обмазали пеной. Но тут возникла неожиданная проблема: из-за жары в павильоне пена эта мгновенно растворялась, стекала по телу, слезила глаза. Пришлось максимально ускорить процесс подготовки и самой съемки. В итоге ограничились двумя дублями.

А если говорить о главных ролях, то тут огромное значение имеет, пришелся ли типаж актера ко времени. Мне говорили, что я не вписываюсь в визуальные стандарты, поясняли: мол, внешность излишне интеллигентная. В то время были востребованы другие лица, и они, надо признать, были прекрасны. Конечно, меня такая ситуация немного огорчала, но не сильно. Мне кажется, что в нашем деле, как, впрочем, и в любом другом, гораздо важнее не что ты делаешь, а как справляешься с этим. Для меня всегда на первом месте стоял сам факт того, что есть работа. Я ведь пришел в профессию потому, что без нее не представлял своей жизни.

В картине «12 стульев» актер сыграл мужа Эллочки-людоедки. С Арчилом Гомиашвили

В картине «12 стульев» актер сыграл мужа Эллочки-людоедки. С Арчилом Гомиашвили

— Что же к этому подвигло?

— Абсолютно случайно все произошло, и усматриваю в этом перст судьбы. Я окончил школу в Таллине, там же занимался в театральной студии. Дело в том, что отец мой был корабелом — работал начальником техотдела Дунайской флотилии и главным инженером на кораблестроительном заводе, закончил службу в звании капитана первого ранга. Незаурядный был человек. В военные годы служил на торпедных катерах инженером-механиком. Его работа подразумевала постоянные переназначения и переезды с одного места на другое, благодаря чему наша семья постоянно моталась по стране, пока наконец мы не осели в Таллине.

Родители хотели, чтобы я по примеру старшего брата Бориса поступил в политехнический институт и стал инженером. Но я еще в школе однозначно решил пойти в артисты. Мне повезло оказаться в театральном кружке, который вел известный артист таллинского Русского драматического театра Иван Россомахин. И играли мы наши спектакли, между прочим, прямо на сцене драмтеатра, что было очень престижно. К слову, там вместе со мной учились Лариса Лужина, Виталий Коняев — актер Малого театра, питерская актриса Лиля Малкина, Володя Коренев — исполнитель главной роли в фильме «Человек-амфибия».

Поступать в театральный институт я отправился в Москву. Спасибо родителям — не возражали и не отговаривали. Они видели, насколько я увлечен этим делом. Приехал уже на закате приемной сессии. Как все абитуриенты, ходил по кругу — от одного театрального вуза к другому. В нескольких местах срезался. А во ВГИКе получилась невероятная история — говорю же, перст судьбы.

С Анной Халилулиной в спектакле Деклана Доннеллана «Буря» (2011)

С Анной Халилулиной в спектакле Деклана Доннеллана «Буря» (2011)

— То есть фортуна все-таки развернулась к вам лицом. Что же произошло во ВГИКе?

— В списках поступивших моей фамилии не оказалось. И вот поздно вечером мы, компания абитуриентов-неудачников, сели в троллейбус возле института, чтобы разъехаться по местам жительства. Девчонки плакали, у меня, конечно же, тоже кошки на душе скребли, но я виду не подавал, старался их развеселить — болтал чего-то, кривлялся, словом, валял дурака. На следующей остановке в троллейбус вошли члены приемной комиссии, которых мы не заметили. А потом я узнал, что Александр Александрович Бендер, педагог по актерскому мастерству, глядя на меня, шутовски раскованного, сказал декану — Гургену Арташесовичу Тавризяну: «Слушай, а давай все-таки этого парня пропустим». А тот ответил: «Ладно, Бог с ним, пускай учится».

И вот представляете, прихожу в институт забирать документы, а мне сообщают, что я допущен до общеобразовательных экзаменов. Оглушенный счастьем, отправляюсь сдавать историю СССР и... получаю двойку. Потрясение — это не то слово. Я был в шоке, убит. И тут ко мне подходит Бендер и говорит: «Ладно, приходи завтра. Только перед тем, как пойдешь сдавать, дай мне знать».

— Интересно, почему он так к вам проникся? Есть идеи?

— Никаких! Сам не понимаю. Так вот, всю ночь я штудировал экзаменационные билеты. Успел прочитать все, кроме последнего. По закону жанра мне попался именно он. А Бендера я звать не стал — постеснялся. Но ребята-абитуриенты, которые были в курсе ситуации, сообщили ему. Благодаря чему с грехом по­полам мне была поставлена троечка. Так я стал вгиковцем — в 16 лет. Причем студентом мастерской самого Михаила Ильича Ромма.

В картине «Гостья из будущего» партнером Ясуловича стал козел по кличке Наполеон. С Алешей Фомкиным

В картине «Гостья из будущего» партнером Ясуловича стал козел по кличке Наполеон. С Алешей Фомкиным

Человек кристальной порядочности, он оказал колоссальное влияние на меня. Личностью своей воспитывал, человеческими качествами. И разве только меня? Всех, кто с ним соприкасался. Очень уважительно к нам относился, принимая такими, какие мы есть.

Вот маленькая деталь. Я умел пародировать педагогов. И когда Ромму исполнилось 60 лет, мы, приветствуя его в нашей аудитории, придумали такое поздравление: всех педагогов усадили и стали их изображать. Я был в образе Михаила Ильича. После завершения все были в восторге, а Ромм, отсмеявшись, спросил: «Неужели я действительно так гримасничаю?!» И все с радостью заорали: «Да!» Когда Михаил Ильич приступил к лекции, он был неузнаваем — читал крайне сдержанно, без эмоций и характерной мимики, только по обыкновению продолжал курить. (С улыбкой.) Правда, хватило его сдержанности не более чем на четверть часа. В какой-то момент он забыл о «смене имиджа» и вернулся в свой естественный облик...

С гордостью вспоминаю о том, что снимался в его интеллектуальной драме «Девять дней одного года», причем единственный из нашего курса. Мне представилась возможность увидеть, как Михаил Ильич работает на съемочной площадке с актерами, да еще с какими: Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Кирилл Лавров, Татьяна Лаврова... Которые, кстати, при ближайшем рассмотрении оказались людьми совершенно не звездными, сразу предложили перейти с ними на «ты». Короче говоря, на протяжении всей работы я пребывал в ощущении абсолютного счастья.

Игорь Ясулович (слева) в роли молодого ученого в фильме «Девять дней одного года»

Игорь Ясулович (слева) в роли молодого ученого в фильме «Девять дней одного года»

— А кто еще учился вместе с вами?

— Мне посчастливилось оказаться в этом вузе в особый период времени. Оттепель, дыхание свободы, атмосфера творческого полета. Студенческая компания была потрясающая. В свободное время мы все объединялись, выпивали, дурачились, устраивали замечательные игры, в шарады обожали играть... Боже, какие люди учились на режиссерском факультете! Кого ни назови — личность. Только что выпустился Василий Шукшин. А Андрон Кончаловский еще снимал дипломную работу. Он уже был с консерваторским образованием и иногда играл в аудитории на фортепиано. Именно в его исполнении я впервые услышал рок-н-ролл. Мы с ним даже в каких-то этюдах вместе участвовали.

И Андрюша Смирнов в ту пору учился, хотя он мой ровесник, а на режиссеров брали людей постарше, с жизненным опытом. У Бори Яшина, например (советский кинорежиссер. — Прим. «ТН»), вообще было звание капитана третьего ранга. А Баадур Цуладзе, Георгий Шенгелая, Отар Иоселиани! Кстати, на актерском тогда же училась Софико Чиаурели. И ВГИК мы в шутку называли Военно-грузинским институтом кинематографии — у нас была военная кафедра, и это давало освобождение от армии.

Я очень близко дружил с Женей Харитоновым и Людой Абрамовой, прямо неразлучная троица у нас была. Еще во время учебы Люда снялась в фильме «713-й просит посадку» и там, на съемках встретилась с Володей Высоцким. Тогда же они и поженились. Я тоже примерно тогда же связал себя узами брака. И мы вместе собирались у них на Каретном, первые записи там делали.

К завершению учебы в институте мы решили создать театр пантомимы — «Эктемим». Чудом нам удалось это осуществить, и мы объездили с гастролями полстраны. В каждом городе на наших спектаклях были аншлаги, овации, цветы, девушки-поклонницы. Мы чувствовали себя на гребне успеха... Увы, счастье было недолгим — почему-то нас закрыли и перевели в труппу Театра-студии киноактера.

 С Татьяной Васильевой в фильме «Самая обаятельная и привлекательная»

С Татьяной Васильевой в фильме «Самая обаятельная и привлекательная»

— Там вы что-то новое для себя открыли?

— Еще бы! Можно сказать, я там продолжил обу­чение. Ведь выходили на сцену поистине великие артисты: Борис Андреев, Нонна Мордюкова, Сергей Мартинсон... Акустика в театре была ужасающая, артисты, чтобы быть услышанными в зале, рвали себе голосовые связки, а звук все равно еле долетал до зрителей. Но когда говорил Мартинсон, его было слышно в любой, даже самой отдаленной точке. Одно слово — мастер.

И с Эрастом Гариным посчастливилось работать — четыре года, мы репетировали «Горе от ума». Наблюдение за актером такого уровня мастерства — бесценно. Например, когда роль у нас не шла — бывает такое, ну, не получается, и все тут, застопорилось, — он говорил в своей характерной манере: «Оставим пока, тут погнить должно». И это абсолютно правильно. Он был мейерхольдовским артистом и всю жизнь мучился от того, что произошло с его учителем. Даже умирая, все повторял: «За что они его, за что?!»

Знаете, мне очень нравится мысль, которую сформулировал итальянский ученый и философ Умбер­то Эко: «Надо помнить о том, что мы карлики, стоящие на плечах гигантов». И это на самом деле так. Когда я думаю о том, что имел честь быть учеником таких людей, осознаю это особо остро. Поверите ли, до сих пор, выходя на сцену или снимаясь в кино, я пользуюсь теми навыками, которые получил от них.

1806 sudba6

Фото с сайта russia.tv

А если вернуться в прошлое, то в 1993 году Театр киноактера посчитали нерентабельным и ликвидировали. Мне повезло: я перешел в труппу Московского ТЮЗа, который возглавляют два уникальных режиссера — Генриетта Яновская и Кама Гинкас. Они возродили театр, создав в нем очень близкий мне театральный стиль, объединяющий в каждом актере психологию, эксцентрику и пластику.

— В гайдаевской комедии «Бриллиантовая рука» ваша роль гражданина с собачкой построена именно на вашей пластичности. Так изначально задумано или рисунок образа был найден непосредственно во время съемок?

— Гайдай сразу так придумал — его вдохновили пластические миниатюры великого мима Марселя Марсо, некогда приезжавшего в Москву. У него, кстати, была сценка с собакой, тянущей его на поводке. Так вот, узнав о нашем театре пантомимы, Леонид Иович позвал меня на эпизод, в котором маленький песик тянет гражданина на газон, где выгуливать собак запрещается. А он, бедный, от этого мучается. И моей задачей было ювелирно, при помощи тела продемонстрировать, как собака (которой практически не видно) тянет меня, я сопротивляюсь, и в финале сцены выясняется, что песик крохотный, в чем вся хохма и заключается.

Нонна Мордюкова, как всегда, была блистательна, она буквально затягивала партнеров в свое энергетическое поле. Мне рассказывали, что у нее случались эксцессы с разными актерами, но со мной ничего такого не было. В перерывах между дублями мы замечательно общались, а один раз даже на прогулочном кораблике вместе катались. Снимали-то в Сочи.

— Вам везет на сцены с животными: в «Бриллиантовой руке» вы с собачкой, в «Гостье из будущего» — с козлом...

— (С улыбкой.) Да, его звали Наполеон, а снимали мы этот эпизод в Ботаническом саду. Я немножко волновался — думал, надо как-то пообщаться со своим парнокопытным партнером, пообвыкнуться, навыки дрессуры перенять. Но дрессировщик меня успокоил. «Не переживай, — сказал, — все пройдет нормально, сам увидишь. Не торопи события, в нужный момент я тебе открою главный секрет. А пока потерпи». Ну, я терпеливо ждал. И вот уже время съемки, вот-вот объявят: «Мотор!» — а я все не знаю, как же мне быть. Притом что козел должен бежать за мной, догонять. Я в большом волнении интересуюсь: «Так все-таки что делать-то?!» И дрессировщик безмятежно говорит: «Достань сигареты и покажи козлу». А я тогда был курильщиком. Ну, вынимаю пачку и протягиваю сигарету в сторону козла, сильно сомневаясь в успехе. И вдруг Наполеон ка-а-ак рванет ко мне! Так дальше и бегал, словно веревкой привязанный. Я был поражен, а дрессировщик смеялся: «Думаешь, я козла приучил к вредной привычке? Ничего подобного. И никаких чудес. Просто табак — это трава. Природа свое берет...»

— Вы являете редкое в актерской среде исключение — верный муж, женаты один раз...

— Да, так уж вышло. Просто мне повезло встретить свою единственную женщину, как говорится, половинку. Наталья Юрьевна — дочка известного кинорежиссера Юрия Павловича Егорова (среди фильмов: «Добровольцы», «Однажды двадцать лет спустя», «Отцы и деды». — Прим. «ТН»). Сама — выпускница исторического факультета МГУ, искусствовед, преподает искусствоведение и театральную сценографию в Школе-студии МХАТ.

С любимой женой — Натальей Егоровой

С любимой женой — Натальей Егоровой

Познакомились мы с Наташей еще в студенчестве, в общей компании. Благодаря Севе Абдулову, с которым дружили — каждый со своей стороны. Вот он-то и пригласил нас в числе других друзей-приятелей в ресторан. Мне Наталья сразу же приглянулась, очевидно, я ей тоже. У нас сразу закрутился роман, и мы скоро расписались. Просто в один прекрасный день заехали в ЗАГС и тихо отметили это событие в кругу родных и близких. С той поры минуло без малого пятьдесят пять лет, и среди них не было ни одного года, когда я не чувствовал бы себя счастливым.

— Сын последовал вашему примеру — я имею в виду профессию?

— Поначалу да. Алеша талантливый человек. Он великолепный музыкант: прекрасно играет на гитаре, на духовых инструментах. А в кино работать начал с детства. Но после того как снялся в полутора десятка фильмов, от актерского дела отошел. Увлекся монтажом, режиссурой и даже продюсированием. Сейчас он продюсер детского кино.

— А в личной жизни Алексей оказался таким же однолюбом, как его отец?

— Вот тут нет, у Леши иначе сложилось. Он не единожды женат. В первом браке у него родилась дочка Вера — она уже окончила продюсерский факультет РАТИ, во втором — Глафира. Пока что Глаша не знает, чем ей хочется заниматься, но я поддержу любой выбор. Я вообще считаю, что главное дело родителей — поддерживать своих детей, а задача дедов и бабушек — оказывать всяческую поддержку внукам. (С улыбкой.) Тогда и возникает полная гармония. И в семье, и в жизни.

  • Игорь Ясулович

Родился: 24 сентября 1941 года в с. Рейнсфельд (Куйбышевская обл.)

Образование: окончил актерский и режиссерский факультеты ВГИКа

Семья: жена — Наталья Егорова, искусствовед; сын — Алексей (52 года), актер, режиссер; внучки — Вера (24 года), продюсер, Глафира (9 лет)

Карьера: актер Московского театра юного зрителя. Снялся более чем в 220 фильмах и сериалах, среди которых: «Айболит-66», «Майор «Вихрь», «12 стульев», «Гостья из будущего», «Бриллиантовая рука», «Статский советник». Режиссер («Каждый мечтает о собаке», «Пропал и нашелся», «Здравствуй, река!»). Профессор ВГИКа

Источник: tele.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!