ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

И всегда любовь...

Изменить размер шрифта

alt

Татьяна Васильевна Доронина, замечательная русская актриса, режиссёр, художественный руководитель МХАТ им. Горького с 1987 года 12 сентября отметила 80-летний юбилей.

Будущая актриса родилась в Ленинграде 12 сентября 1933 года в семье Василия Ивановича и Анны Ивановны Дорониных, перебравшихся из городка Данилова Ярославской области в «северную столицу». Когда началась война, Татьяне было восемь лет. Семья уехала обратно в Данилов, и детство девочки прошло там. После возвращения в Ленинград Таня продолжила учёбу в школе. Там же и зародилась её любовь к театру, – Татьяна с увлечением играла в самодеятельности, посещала кружки французского языка, художественной гимнастики, пения и спортивной стрельбы.

Точные науки давались девочке с трудом, однако, что касается гуманитарных дисциплин, то здесь ей в школе не было равных. Ещё в начальных классах она выучила наизусть поэму Константина Симонова «Сын артиллериста» и читала её с таким вдохновением, что учителя специально водили Таню в старшие классы «на гастроли».

Учёба

В восьмом классе Татьяна тайно от родителей отправилась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. 14-летняя девочка блестяще прошла конкурс и уже могла бы быть зачислена, но тут выяснилось, что у неё ещё нет аттестата о среднем образовании. Тане пришлось вернуться домой доучиваться.

Спустя два года упорная девушка вновь приехала в Москву, подала заявления во все театральные училища и всюду была принята! В конце концов, Татьяна выбрала всё ту же Школу-студию МХАТ. Класс Павла Массальского был одним из самых сильных. Но уже тогда Татьяна выделялась своим талантом. Впоследствии Массальский не раз ставил Доронину в пример остальным студентам.

На своём курсе Татьяна сразу поразила мужские сердца красотой, но была независима и горда. Однокурсник Виктор Сергачёв вспоминает, как на студийном собрании разбирали Доронину за «примадонство». Предлагали её даже стипендии лишить и дать выговор по комсомольской части.

БДТ

По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину пригласили сразу в несколько театров. Но Доронина была уже замужем за Олегом Басилашвили и как примерная жена укатила из столицы в Сталинградский театр вслед за супругом. Однако прожили они там недолго, вернулись в Питер и устроились в Театр имени Ленинского комсомола. В 1959 году самобытный талант Дорониной был замечен художественным руководителем ленинградского БДТ Георгием Товстоноговым, который и пригласил её в свой театр.

Одной из первых ролей Дорониной была Надежда Монахова в спектакле «Варвары». После этого спектакля к Татьяне Дорониной пришла слава. В театре ей стали давать исключительно главные роли. Публика просто ломилась на постановки с её участием.

Кино

Дебют Дорониной в кино состоялся в 1955 году: в фильме Калатозова «Первый эшелон» она сыграла маленькую роль Зои. Но активно сниматься она начала в 60-е годы, будучи уже известной театральной актрисой. Татьяна Доронина сыграла не так много ролей, но сумела завоевать любовь зрителей всей страны. Так в мелодраме «Старшая сестра» она сыграла Надю. А на следующий год Доронину ждал ещё больший успех: главная роль в мелодраме «Три тополя на Плющихе». По собственному признанию, Татьяна Доронина в роли Надежды воплотила образ своей мамы, «её манеру говорить, петь, её открытость, доверчивость и самоотрешённость».

Эти фильмы вошли в золотой фонд отечественного кино, а Доронина два года подряд (1967 и 1968) называлась лучшей актрисой страны по итогам опроса журнала «Советский экран».

В 1966 году Татьяна Доронина покинула БДТ и перебралась в Москву с новым мужем Эдвардом Радзинским, там поступила в Московский Художественный театр им. М. Горького. Однако работа в МХАТе в тот период не принесла ей удовлетворения. Спустя три десятилетия актриса признаётся: «Уход из БДТ – это моя ошибка. Нельзя было предавать режиссёра, который выстраивал на меня репертуар».

Не найдя счастья во МХАТе, Доронина в 1971 году перешла в театр имени Маяковского, где блистала в ролях Аркадиной в «Чайке», Мэгги в «Кошке на раскалённой крыше» Уильямса и двух королев в спектакле «Королева, виват!» Роберта Болта.

В 70-е годы Татьяна Доронина снималась в кино уже реже. Среди её работ тех лет – главные роли в мелодраме Олега Бондарева «Мачеха», лирической драме «Обещание счастья», приключенческом фильме «На ясный огонь». Повзрослели и героини Дорониной. Теперь это – сильные и властные женщины, с широкой неугомонной натурой. Они всегда хозяйки своей, часто драматической, судьбы, которую актриса проживает на экране с предельной эмоциональной наполненностью.

Снова во МХАТе

В 1983 году Доронина вернулась во МХАТ к Олегу Ефремову. К сожалению, несколько лет спустя, в 1987 году, произошло разделение театра, в результате которого Татьяна Васильевна стала художественным руководителем МХАТа имени Горького на Тверском бульваре, а Олег Николаевич остался руководить МХАТом имени Чехова. Сама актриса признаётся, что была противницей разделения, но иначе быть не могло…

«Ещё раз про любовь»

По признанию самой актрисы, она всегда была очень влюбчивой. Влюблялась — выходила замуж. «У меня были красивые, талантливые, умные мужья. С каждым из них я честно отбывала по семь лет», — слова самой Дорониной. Первый муж— Олег Басилашвили — появился ещё в студенчестве. Басилашвили считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом. Их роман был бурным и вскоре сыграли скромную свадьбу без свадебного платья и колец. Через семь лет развелись — по инициативе Дорониной.

Вторым был театральный критик Анатолий Юфит: ему хватило одного взгляда, чтобы влюбиться в актрису. Расставание было нелепым: Юфит не смог встретить королеву с гастролей. Вскоре Доронина познакомилась с третьим мужем— драматургом Эдвардом Радзинским, на репетиции спектакля «104 страницы про любовь» по его пьесе. Для своей жены Радзинский написал множество пьес, но самой известной и популярной стала «Ещё раз про любовь», по который в 1967 году сняли фильм. Несмотря на скорый развод и свой сложный характер, ставший в театральном мире чуть ли не притчей во языцех, Доронина сохранила добрые отношения с бывшим супругом. «Её характер, – говорит Радзинский, – это несчастное продолжение таланта. Как она жила? Каждый день, кроме воскресенья, уходила в театр. Утром – репетиции, вечером – спектакли. В перерывах она не уходила домой, а спала в гримуборной. Когда в театре были выходные, Таня ехала на студию на съёмки».

Четвёртым мужем стал актёр Борис Химичев. Он признавался, что жил под гнётом жены, но уйти от неё не мог — с этой проблемой сталкивались все мужья Дорониной. Последним был Роберт Тохненко — человек, далёкий от театральный среды, работник ЦК комсомола. Их брак длился больше 10 лет, но и Тохненко не прошёл испытание железным характером Дорониной — они развелись в 1985 году. С тех пор главной любовью Татьяны Васильевны остаётся МХАТ.

Удивительно, но со всеми своими бывшими мужьями Доронина продолжает сохранять добрые отношения. В свою очередь все они с огромным восторгом вспоминают её и как актрису, и как женщину.

Сегодня

Актриса почти тридцать лет не снимается в кино – с тех пор как возглавила МХАТ имени Горького, известный сегодня как «доронинский». Татьяна Васильевна руководит театром, режиссирует, играет на сцене.

Вопреки созданному в прессе образу Дорониной как скандальной и резкой особы, близкие ей люди рисуют совсем другой портрет актрисы: «Женственная, ранимая, беззащитная. Напускает на себя властность и агрессивность для того, чтобы отстоять своё имя Актрисы, свои несовременные взгляды на искусство».

По материалам СМИ

  • Расскажите об этом своим друзьям!