Эпоха Венгера. Ушёл из жизни любимый иркутский артист |
27 Октября 2016 г. |
Легенда иркутской сцены артист Виталий Венгер ушёл из жизни 20 октября на 89-м году после продолжительной болезни. Более 60 лет он отдал Иркутскому академическому драматическому театру им. Н. П. Охлопкова, где сыграл более 300 ролей. Именно с этой сцены мастера проводили в последний путь. В театр поступили сотни телеграмм и телефонных звонков с соболезнованиями от известных артистов, режиссёров, учеников, друзей, коллег и поклонников Виталия Венгера, ведь с этим артистом завершилась целая эпоха в иркутском театре. – Виталия Венгера можно назвать душой этого театра, он был из самых корней культуры и заставлял нас постоянно пересматривать какие-то традиционные вещи, – подчеркнул театральный критик и друг Виталия Венгера Сергей Захарян. – Например, утверждение, что «в здоровом теле здоровый дух». Он был очень нездоров в последние десять лет телесно, но восхищал близких своим духовным здоровьем. Сегодня мы его хороним, но я уверен, что он останется добрым великим гением этого театра. Виталий Венгер родился 18 апреля 1928 года в Москве в семье секретаря-машинистки и специалиста по международной торговле. После окончания школы он неожиданно для всех поступил в театральное училище, хотя ему, по собственному признанию, очень нравился цирк и он хотел быть чечёточником. В одном из интервью Виталий Венгер так прокомментировал свой выбор: «Видимо, актёрство передалось мне от матери. У неё вообще нет нормальных фотографий – то она шубу какую-то напялила, то шляпу с пером, то в какой-то позе необычной. Чтобы я ел молочную тюрю, она связывала четыре стула, – это называлось у нас «московский автобус». Я садился за руль, кастрюля была привязана к спинке стула, она играла пассажира и втюхивала в меня противную жижу. Пока доезжали – съедал как миленький. Вот мой первый театр и первый режиссёр!». Учился Виталий Венгер в знаменитой «Щуке». Среди педагогов были вахтанговцы – Вера Львова и Леонид Шихматов. Среди однокурсников – Юрий Катин-Ярцев и Михаил Ульянов. Рассказывают, что экзаменационную комиссию возглавляла легендарная принцесса Турандот – Цецилия Мансурова. Виталий Венгер подготовил несколько произведений, в том числе басню «Волк и ягнёнок». Очевидно, что басня эта предполагает диалог, поэтому Виталий Венгер выбрал себе партнёром одного из членов комиссии – театрального педагога, актёра, режиссёра Бориса Захаву. Тот не мог не подыграть юному соискателю. И когда Волк рычал, склонившись над креслом, Ягнёнок вжимался в кресло. Подыгрывал. Волк так вошёл в раж, что водрузил одно колено на экзаменационный стол, и комиссия, видимо, боясь, что он взгромоздится туда весь, сказала: «Хватит!». Виля расстроился – не понравилось, видно... Но комиссию Волк впечатлил, и Венгера пропустили на следующий тур. Так Виталий Венгер был отобран в театральное училище им. Б. В. Щукина в числе 44 счастливчиков из 937 соискателей. В 1950 году он окончил его по специальности «артист драмтеатра». И поехал работать в Иркутск. «Сначала мне предложили Армавир, в котором никогда театральное дело не было развито, – вспоминал Виталий Венгер. – Было и два московских предложения – театр транспорта и им. Маяковского. Но... во вспомогательный состав, вдвоём на одну ставку. И вдруг звонок из училища, говорят: «Приехали главный режиссёр и директор из иркутского театра». Я говорю: «Где это?» Секретарша отвечает: «Я не знаю, но театр хороший». Я поехал в гостиницу «Москва» к ним на встречу. Приезжайте, говорят, нам очень нужны специалисты. Не пожалеете, работа будет!». 12 августа 1950 года Виталий Венгер увидел Иркутск и влюбился в него с первого взгляда, хоть и похож он был на большую деревню. Деревянные избы, один автобусный маршрут, ещё не закованная в бетон Ангара... и прекрасное, величественное здание театра, затмившее все остальные впечатления. Здесь он встретил свою единственную любовь – Эльзу, с которой прожил более 60 лет. В театре молодой актёр с головой погрузился в работу. Сначала это были эпизоды на два-три слова. Были и заметные роли – дон Хуан в комедии Кальдерона «С любовью не шутят», Костя Налево в «20 лет спустя». Так за несколько сезонов было сыграно 30 ролей. Перечислить все роли, сыгранные Венгером за почти шестьдесят лет, просто невозможно. Среди наиболее заметных – Лаэрт в «Гамлете», Адуев в «Обыкновенной истории», Кречинский и Тарелкин в пьесе Сухово-Кобылина. Он играл в пьесах Островского и Зорина, Эдуарда де Филиппо и Жака Кокто, Горина и Арбузова, Горького и Чехова, Шукшина и Вампилова. Потом был Подколёсин в «Женитьбе» и Несчастливцев в «Лесе», Серебрякова в «Дяде Ване», Дорна в «Чайке» и, конечно, шекспировский король Лир и Тевье-молочник в «Поминальной молитве». Именно эта роль в 2001 году сделала Виталия Венгера лауреатом премии «Лучшая мужская роль» первого фестиваля сибирских театров «Сибирский транзит».
«В нашей работе очень много «статей», которые входят в комплекс мастерства актёра, – говорил Виталий Венгер. – Это не только хорошая память, которая нужна, чтобы выучить тридцать страниц текста, фантазия, но и своё видение, и ощущение драматургического материала. Играя эпизод или роль в какой-либо пьесе, нужно прочесть другие произведения автора, ознакомиться с его биографией, почувствовать эпоху, атмосферу, стиль, понять его героев. Я с первых шагов начал понимать, что это очень сложная профессия, ведь то напряжение, которое ты испытываешь, изнашивает душу, мозг и сердце». Десять лет назад у актёра случился инсульт. Он победил болезнь, но не смог преодолеть её последствий. От сцены пришлось отказаться, но осталось литературное творчество, без которого жизнь потеряла бы смысл. Он сидел и одним пальцем отбивал на печатной машинке книгу «Птицы небесные». Творческих хобби у Венгера немало. Виталий Константинович на протяжении всей жизни рисовал великолепные шаржи на своих коллег, знакомых и друзей, был неизменным участником театральных капустников. За десять лет он написал семь книг воспоминаний. Благодаря им его читатели будут помнить имена многих артистов, работавших на сцене драматического театра, начиная с 1950-х годов прошлого века. Будучи артистом провинциального театра, Виталий Венгер получил всевозможные звания и награды: народный артист России, лауреат Государственной премии, почётный гражданин города и области, но до последних дней он оставался очень простым человеком, посвятившим всю свою жизнь служению искусству. «Поскольку театр для меня – это целый мир, меньше всего я думаю, что его спасёт красота, – размышлял Виталий Венгер. – Ведь мы видим сегодня, как красота уничтожается, а вот любовь может спасти мир, потому что все мы сегодня испытываем её недостаток. Любовь к женщине, ребёнку, малой родине, природе, ведь по-прежнему есть что-то помимо денег. Ещё я думаю, что искусство способно нам напомнить об этом чувстве, ведь художник в широком смысле слова может повлиять на сознание людей, сделать их чуточку лучше, напомнить им о банальных, но чрезвычайно важных человеческих ценностях». Поэт Евгений Евтушенко предложил увековечить память любимого артиста иркутян: «Я с глубоким прискорбием присоединяюсь к соболезнованиям о потери одного из лучших актёров России Виталия Константиновича Венгера, которого хорошо знал, восхищался его мастерством, талантом и добротой души. Было бы хорошо и заслуженно, если бы его именем назвали одну из улиц его любимого Иркутска». Виталия Венгера похоронили 24 октября на Александровском кладбище Иркутска.
Тэги: |
|