НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Эпоха Венгера. Ушёл из жизни любимый иркутский артист

27 Октября 2016 г.

 

Легенда иркутской сцены артист Виталий Венгер ушёл из жизни 20 октября на 89-м году после продолжительной болезни. Более 60 лет он отдал Иркутскому академическому драматическому театру им. Н. П. Охлопкова, где сыграл более 300 ролей. Именно с этой сцены мастера проводили в последний путь. В театр поступили сотни телеграмм и телефонных звонков с соболезнованиями от известных артистов, режиссёров, учеников, друзей, коллег и поклонников Виталия Венгера, ведь с этим артистом завершилась целая эпоха в иркутском театре.

Виталий Венгер– Виталия Венгера можно назвать душой этого театра, он был из самых корней культуры и заставлял нас постоянно пересматривать какие-то традиционные вещи, – подчеркнул театральный критик и друг Виталия Венгера Сергей Захарян. – Например, утверждение, что «в здоровом теле здоровый дух». Он был очень нездоров в последние десять лет телесно, но восхищал близких своим духовным здоровьем. Сегодня мы его хороним, но я уверен, что он останется добрым великим гением этого театра.

Виталий Венгер родился 18 апреля 1928 года в Москве в семье секретаря-машинистки и специалиста по международной торговле. После окончания школы он неожиданно для всех поступил в театральное училище, хотя ему, по собственному признанию, очень нравился цирк и он хотел быть чечёточником.

В одном из интервью Виталий Венгер так прокомментировал свой выбор: «Видимо, актёрство передалось мне от матери. У неё вообще нет нормальных фотографий – то она шубу какую-то напялила, то шляпу с пером, то в какой-то позе необычной. Чтобы я ел молочную тюрю, она связывала четыре стула, – это называлось у нас «московский автобус». Я садился за руль, кастрюля была привязана к спинке стула, она играла пассажира и втюхивала в меня противную жижу. Пока доезжали – съедал как миленький. Вот мой первый театр и первый режиссёр!».

Учился Виталий Венгер в знаменитой «Щуке». Среди педагогов были вахтанговцы – Вера Львова и Леонид Шихматов. Среди однокурсников – Юрий Катин-Ярцев и Михаил Ульянов. Рассказывают, что экзаменационную комиссию возглавляла легендарная принцесса Турандот – Цецилия Мансурова. Виталий Венгер подготовил несколько произведений, в том числе басню «Волк и ягнёнок».

Очевидно, что басня эта предполагает диалог, поэтому Виталий Венгер выбрал себе партнёром одного из членов комиссии – театрального педагога, актёра, режиссёра Бориса Захаву. Тот не мог не подыграть юному соискателю. И когда Волк рычал, склонившись над креслом, Ягнёнок вжимался в кресло. Подыгрывал. Волк так вошёл в раж, что водрузил одно колено на экзаменационный стол, и комиссия, видимо, боясь, что он взгромоздится туда весь, сказала: «Хватит!». Виля расстроился – не понравилось, видно... Но комиссию Волк впечатлил, и Венгера пропустили на следующий тур.

Так Виталий Венгер был отобран в театральное училище им. Б. В. Щукина в числе 44 счастливчиков из 937 соискателей. В 1950 году он окончил его по специальности «артист драмтеатра». И поехал работать в Иркутск.

«Сначала мне предложили Армавир, в котором никогда театральное дело не было развито, – вспоминал Виталий Венгер. – Было и два московских предложения – театр транспорта и им. Маяковского. Но... во вспомогательный состав, вдвоём на одну ставку. И вдруг звонок из училища, говорят: «Приехали главный режиссёр и директор из иркутского театра». Я говорю: «Где это?» Секретарша отвечает: «Я не знаю, но театр хороший». Я поехал в гостиницу «Москва» к ним на встречу. Приезжайте, говорят, нам очень нужны специалисты. Не пожалеете, работа будет!».

12 августа 1950 года Виталий Венгер увидел Иркутск и влюбился в него с первого взгляда, хоть и похож он был на большую деревню. Деревянные избы, один автобусный маршрут, ещё не закованная в бетон Ангара... и прекрасное, величественное здание театра, затмившее все остальные впечатления. Здесь он встретил свою единственную любовь – Эльзу, с которой прожил более 60 лет.

В театре молодой актёр с головой погрузился в работу. Сначала это были эпизоды на два-три слова. Были и заметные роли – дон Хуан в комедии Кальдерона «С любовью не шутят», Костя Налево в «20 лет спустя». Так за несколько сезонов было сыграно 30 ролей.

Перечислить все роли, сыгранные Венгером за почти шестьдесят лет, просто невозможно. Среди наиболее заметных – Лаэрт в «Гамлете», Адуев в «Обыкновенной истории», Кречинский и Тарелкин в пьесе Сухово-Кобылина. Он играл в пьесах Островского и Зорина, Эдуарда де Филиппо и Жака Кокто, Горина и Арбузова, Горького и Чехова, Шукшина и Вампилова. Потом был Подколёсин в «Женитьбе» и Несчастливцев в «Лесе», Серебрякова в «Дяде Ване», Дорна в «Чайке» и, конечно, шекспировский король Лир и Тевье-молочник в «Поминальной молитве». Именно эта роль в 2001 году сделала Виталия Венгера лауреатом премии «Лучшая мужская роль» первого фестиваля сибирских театров «Сибирский транзит».

«В нашей работе очень много «статей», которые входят в комплекс мастерства актёра, – говорил Виталий Венгер. – Это не только хорошая память, которая нужна, чтобы выучить тридцать страниц текста, фантазия, но и своё видение, и ощущение драматургического материала. Играя эпизод или роль в какой-либо пьесе, нужно прочесть другие произведения автора, ознакомиться с его биографией, почувствовать эпоху, атмосферу, стиль, понять его героев. Я с первых шагов начал понимать, что это очень сложная профессия, ведь то напряжение, которое ты испытываешь, изнашивает душу, мозг и сердце».

Десять лет назад у актёра случился инсульт. Он победил болезнь, но не смог преодолеть её последствий. От сцены пришлось отказаться, но осталось литературное творчество, без которого жизнь потеряла бы смысл. Он сидел и одним пальцем отбивал на печатной машинке книгу «Птицы небесные». Творческих хобби у Венгера немало. Виталий Константинович на протяжении всей жизни рисовал великолепные шаржи на своих коллег, знакомых и друзей, был неизменным участником театральных капустников. За десять лет он написал семь книг воспоминаний. Благодаря им его читатели будут помнить имена многих артистов, работавших на сцене драматического театра, начиная с 1950-х годов прошлого века.

Будучи артистом провинциального театра, Виталий Венгер получил всевозможные звания и награды: народный артист России, лауреат Государственной премии, почётный гражданин города и области, но до последних дней он оставался очень простым человеком, посвятившим всю свою жизнь служению искусству.

«Поскольку театр для меня – это целый мир, меньше всего я думаю, что его спасёт красота, – размышлял Виталий Венгер. – Ведь мы видим сегодня, как красота уничтожается, а вот любовь может спасти мир, потому что все мы сегодня испытываем её недостаток. Любовь к женщине, ребёнку, малой родине, природе, ведь по-прежнему есть что-то помимо денег. Ещё я думаю, что искусство способно нам напомнить об этом чувстве, ведь художник в широком смысле слова может повлиять на сознание людей, сделать их чуточку лучше, напомнить им о банальных, но чрезвычайно важных человеческих ценностях».

Поэт Евгений Евтушенко предложил увековечить память любимого артиста иркутян:

«Я с глубоким прискорбием присоединяюсь к соболезнованиям о потери одного из лучших актёров России Виталия Константиновича Венгера, которого хорошо знал, восхищался его мастерством, талантом и добротой души. Было бы хорошо и заслуженно, если бы его именем назвали одну из улиц его любимого Иркутска».

Виталия Венгера похоронили 24 октября на Александровском кладбище Иркутска.

  • Расскажите об этом своим друзьям!