НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Эпоха Донатаса Баниониса

11 Сентября 2014 г.

banionis donatas

4 сентября 2014 года в возрасте 90 лет ушёл из жизни Народный артист СССР Донатас Банионис. Советские зрители знали и любили этого великолепного актёра за роли в фильмах «Солярис», «Мёртвый сезон», «Никто не хотел умирать».


Родился Донатас Банионис 28 апреля 1924 года в городе Каунасе. Его отец был революционером, сидел в тюрьмах, много лет провёл в эмиграции в Бразилии. Мать в это время растила двоих детей одна, ей с трудом удавалось одеть и накормить их.
Донатас увлёкся актёрской игрой очень рано, уже с первого класса участвовал в школьных представлениях. Очень любил ходить в кино и хотя денег на билет мальчика как правило не было, маленький Донатас находил возможность проникнуть в зал. Его любимым актёром был Чарли Чаплин.
Донатас мечтал об актёрской карьере. Хотел даже попасть юнгой на пароход до Америки, чтобы там стать знаменитым в Голливуде. Но реальность не была такой радужной: родители не могли себе позволить отдать сына в гимназию и поэтому после средней школы Донатас оказался в ремесленном училище, где начал учиться на керамиста.
Кстати, эти навыки позже пригодились в жизни: когда Банионис стал худруком в театре кукол, то головы своим «актёрам» он лепил сам.


Счастливая актёрская судьба


Сам Банионис считал, что его актёрская судьба была счастливой. Ему везло, и, не смотря на отсутствие денег на актёрское образование, он сумел попасть в театр.
Уже будучи учащимся первой ремесленной школы Каунаса, Донатас со своим другом организовывал разные выступления. И тут при литовской Палате труда в Каунасе создали любительский театр. Но поступить туда Донатас не смог: мальчику было всего 14, с ним даже разговаривать не стали. И вот тут вмешалась судьба
Шел 1939 год, в Литву из Франции, где уже начиналась война, вернулся Юозас Мильтинис. Мильтинис был очень крупной фигурой и согласился возглавить театр, созданный на основе того самого любительского объединения. Для работы они выбрали городок Паневежис, куда Мильтинис и его труппа и уехали. И в 41-м году, когда театр вернулся в Каунас с первыми постановками, Донатас снова пришёл на прослушивание, понравился режиссёру и сразу попал в театр. Так 1 июня 1941 года Банионис стал актёром-кандидатом с зарплатой и местом в общежитии. Правда, его отец был настроен скептически, но препятствовать устремлениям сына не стал.
Первую свою роль Донатас получил в спектакле «Поросль» – он сыграл школьника из бедной семьи. Как вспоминал актёр, ему даже не нужно было вживаться в образ – он просто жил на сцене. Этот спектакль имел большой успех.
Потом был Павка Корчагин. Эту роль Банионис запомнил на всю жизнь. «Павка Корчагин — это тоже я, это моя судьба. И для меня он остается героем», – говорил актёр.
В 1944 году Донатас Банионис окончил студию при Паневежском театре, став профессиональным актером и с 50-х годов был ведущим артистом театра. С тех пор его жизнь  была неразрывно связана с Паневежисом. В родном театре Банионис сыграл более ста ролей.
У Мильтиниса Банионис прошёл прекрасную актёрскую школу, он играл самые разные роли – и комедии, и трагедии. Именно это позволило потом актёру с блеском играть и в исторической драме, и в комедии.
Несмотря на многочисленные работы в кино, особенно в 60–70-е годы, Донатас Банионис никогда не порывал с театром. В 1980 году после ухода на пенсию Мильтиниса возникла угроза самому существованию Паневежисского театра – некому было ставить спектакли, актёры не репетировали... В этих условиях Донатас Банионис был назначен главным режиссёром, приняв на себя весь груз театральных проблем. Он руководил театром до 1988 года.


Боец невидимого фронта


Первую роль в кино Банионис сыграл в 1959 году в фильме «Адам хочет быть человеком». Но сам актёр своим подлинным дебютом считал роль председателя Вайтуса в фильме «Никто не хотел умирать». Фильм вышел на экраны в 1965 году, а через два года получил Государственную премию СССР. Он-то и принёс сорокалетнему литовскому актёру всесоюзную славу и стал его визитной карточкой.
Через пару лет Банионис получил роль разведчика Ладейникова в фильме Саввы Кулиша «Мёртвый сезон». Поначалу актёра даже сняли с роли, так как его внешность не соответствовала сложившемуся образу советского разведчика – высокого, стройного красавца. А тут...некрасивый и невысокий. Ну совсем не Кадочников. Но за Баниониса заступился прототип главного героя, разведчик Конон Молодый, сказав всем цензорам: «Я ничего не знаю про кино. Я знаю про жизнь. То, что снято Кулишом, и есть настоящая жизнь. Если это вам не нравится, ваше дело. Но я считаю, что Банионис должен играть дальше». Банионис рассказывал, что в этой роли он постарался сыграть не разведчика, а человека, попавшего в такие обстоятельства. Фильм вышел за рамки шпионского романа – это история об одиночестве порядочного человека и о жестокости мира.
Одним из главных своих фильмов Банионис считал фильм «Солярис» Тарковского, где он сыграл Криса Кельвина. Прежде чем дать согласие на съёмки актёр попросил Тарковского показать запрещённого «Рублёва» и был потрясён мастерством художника.
В творческой жизни актёра были и другие удачные, но менее известные фильмы, в каждом из которых проявилась многоплановость его таланта. Ярко и темпераментно он сыграл Франсиско Гойю в немецкой ленте «Гойя», великого Бетховена в фильме «Бетховен. Дни жизни».
А были ещё председатель Клуба самоубийц в «Приключениях принца Флоризеля» и пастор в тёмных очках из комедии Рязанова «Берегись автомобиля».

Кстати, когда Баниониса пригласили на роль пастора, он ещё ни разу не снимался в СССР и согласился, потому что хотел поработать со Смоктуновским и Рязановым. актёр прилетел в Одессу и только там его увидел Рязанов. Вот тут-то и выяснилось, что банионис совсем не похож на своего персонажа. Прибалтийский пастор должен был быть рыжим, тожим и светлоглазым. Но...искать другого было некогда и Банионис, надев очки, отправился на съёмки.
Всего Донатас Банионис сыграл более чем в 50 фильмах. Среди сыгранных актером ролей – и трагедийные образы, и комедийные, классические и современные, образы гротескные и глубоко психологические, живущие в разных эпохах, разных странах. О манере игры актёра высказался литовский режиссёр Витаутас Жалакявичус: «Баниониса называли «интеллектуальным» актёром... Банионис – глубоко чувствующий, лепящий образ «вовнутрь»... Его перевоплощения не требуют от него каких-либо психологических переустройств. Его внешность – внутри. Его лицо – внутри. Оно соткано из эмоций».
В большинстве русскоязычных фильмов Донатаса Баниониса озвучивал Александр Демьяненко, так как от литовского акцента актёр избавиться не смог. Сам Банионис был очень доволен тем как он «звучит» в фильмах. Этот голос настолько прочно закрепился за его обликом, что зрители были уверены, что так разговаривает сам литовский артист.


За кадром


Всю свою жизнь, почти 60 лет Банионис отдал одному театру небольшого города. Даже став знаменитым, он не ушёл оттуда. Всю свою жизнь он любил одну женщину – свою жену Ону. Когда его спросили однажды, не хотелось ли каких-то перемен, Донатас ответил: «Видимо, постоянство – вообще присуще моему характеру».
Банионис до 85 лет продолжал играть в двух театрах – в Паневежисе и Вильнюсе, сниматься и ездить на гастроли. Резко сдал знаменитый актёр после того как умерла его жена, с которой они прожили вместе 60 лет. Донатас Банионис очень тяжело пережил эту потерю, стал жаловаться на сердце. После смерти жены он практически перестал сниматься и редко выходил из дома. В июле актёр перенёс клиническую смерть и с тех пор находился в тяжёлом состоянии, потом случился инсульт, а 4 сентября Донатаса Баниониса не стало.
Литовский актёр искренне считал, что свой успех у советского зрителя он обязан разделить со всеми режиссёрами: «Мильтинис это мой учитель и отец. Он мне в театре дал всё. И я уверен, что в кино без Жалакявичюса, Тарковского, Козинцева, Саввы Кулиша, Михаила Швейцера, Конрада Вольфа я ничего не сделал бы. Я благодарю Бога, судьбу, что мне посчастливилось с ними встретиться».

  • Расскажите об этом своим друзьям!