ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Дон Кихот советского кино

Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/grinko_26-05_15 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

grinko nikolai

Высокая, чуть сутулая худая фигура, выразительное доброе лицо с мягкими чертами, большое обаяние. Это Николай Григорьевич Гринько – прекрасный актёр, сыгравший более 100 ролей в кино. Многие помнят его как экранного папу двух «не настоящих», но таких живых мальчишек: Буратино и Электроника. Но кроме этого героями Гринько были партизаны и крестьяне, русские и иностранцы, учёные, монахи, учителя, отцы и деды. Своих героев артист неизменно наделял большой душевной теплотой, мягкостью и мудростью. 22 мая Николаю Григорьевичу исполнилось бы 95 лет.

Николай Гринько родился в 1920 году в Херсоне в актёрской семье. Его родители играли в труппе Рабоче-крестьянского передвижного театра. Мальчик с пяти лет выходил на сцену и с детства знал, что он тоже станет актёром. Но учёбе помешала война.
Николай ушёл на фронт, служил стрелком–радистом на бомбардировщиках дальнего действия и был комсоргом полка.
После войны Гринько работал сначала помощником режиссёра, а затем актёром в драматических театрах Запорожья и Ужгорода. С 1955 года Николай Гринько стал актёром и художественным руководителем Киевского эстрадного оркестра «Днепр». Кстати, профессионального актёрского образования Гринько так и не получил, что не помешало ему стать первым в истории Украинской ССР народным артистом.

Мастер перевоплощения

Первой по-настоящему серьёзной работой актера стала роль солдата–союзника в драме Александра Алова и Владимира Наумова «Мир входящему» в 1961 году. В этом фильме Гринько сыграл роль американского шофёра, который на «Студебекере» возил по дорогам войны и американцев, и русских. Картину резали и сокращали, и даже хотели задвинуть на полку. Но фильм всё-таки прорвался на фестиваль в Венеции, где получил «Золотого льва». Американцы, бывшие на фестивале, проспорили ящик коньяка, утверждая, что шофёра играет их соотечественник. А знаменитая автофирма решила: «За рекламу «Студебекера» актёру, сыгравшему шофёра, вручить автомобиль»! Правда, машина до Гринько так и не доехала, её получил кто-то другой.
С 1963 года Николай Гринько стал актёром киностудии имени Довженко, и с 1964 года полностью переключился только на работу в кино. Однако на родной киностудии его снимали очень мало. Он снялся в кинопоэме «Тени забытых предков», героической драме «Гибель эскадры» и комедии «Стёжки-дорожки».
Основные же работы актёра, которые прославили его, были сыграны на «Мосфильме». Его очень ценили режиссёры за умение перевоплощаться и работать с полной самоотдачей. «Будучи по природе человеком мягким, застенчивым, немного замкнутым, Гринько способен к самым неожиданным метаморфозам. Если работа его захватывает, актёр мгновенно преображается», – говорил о нём режиссёр Геннадий Полока.
«Я не люблю актёров, играющих в каждом фильме себя. Я люблю актёров, которые стараются уйти подальше от собственного «я» и войти глубоко в суть образа», – говорил сам Гринько.
Интересной работой Николая Григорьевича стала роль Антона Павловича Чехова в картине Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа». Писатель и актёр были похожи внешне и внутренне настолько, что на фотографиях их просто путали. Даже рост у актера был подходящим для этой роли. Своей жене Гринько потом признавался, что несколько лет не мог выйти из образа Чехова.
В семидесятых проявила себя новая грань дарования Николая Григорьевича: огромное чувство юмора, любовь к импровизации и отличная, почти балетная пластика – всё это как нельзя более подходило к ролям в детском кино. Ролан Быков, с которым Гринько играл ещё в «Андрее Рублёве», пригласил друга в 1975 году на постановку «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». Быков говорил о Гринько: «Работать и играть с ним – огромная радость».
То же самое мог сказать и режиссер Леонид Нечаев, который в том же году выпустил знаменитый фильм «Приключения Буратино». Гринько также сыграл в 1979 году профессора Громова в «Приключениях Электроника» – фильме, который очень любят смотреть дети и сегодня. Его герои – олицетворение справедливости, терпения и благородства, мудрые, добрые, строгие и умеющие рассмешить.
Почти за сорок лет в кино выдающийся актёр снялся более чем в ста фильмах, играя у великих режиссёров – Андрея Тарковского, Сергея Параджанова, Сергея Бондарчука, Александра Зархи, Владимира Бортко, Алексея Германа, Динары Асановой. Роли, сыгранные им в этих картинах, вошли в золотой фонд отечественного и мирового кино. Также Николай Григорьевич снимался за рубежом: в Болгарии, Чехословакии, Германии, Норвегии.

{gallery}TXTS/2015/grinko_26-05_15{/gallery}

«Талисман» Тарковского

Жена Николая Григорьевича Айше Гринько рассказывала: «Однажды после тяжёлого гастрольного турне Гринька собрал рюкзак с твёрдым намерением совершить рыбачий рейс в Канев. Вдруг раздался звонок в дверь. На пороге стоял Георгий Натансон, которому один начинающий режиссёр велел «без Гринько не возвращаться».
Этим начинающим был Андрей Тарковский, а съёмки планировались как раз в Каневе. Время на рыбалку тоже было обещано. Через год на премьере «Иванова детства» Гринько всё сокрушался, что к съёмкам отнесся несерьёзно – рыбачил и по команде «стоп-камера» бегал проверять удочки.
У Андрея Тарковского Гринько сыграл во всех сделанных в СССР фильмах. В 1966 году был снят легендарный «Андрей Рублёв», включенный в список 100 лучших фильмов в истории кино. В этой картине Гринько исполнил одну из главных ролей – Даниила Чёрного.
Затем были сняты фантастический фильм «Солярис» и автобиографическая картина «Зеркало». Одной из самых сильных работ актёра у Андрея Тарковского стала роль Профессора в фантастической притче «Сталкер».
Гринько с большим уважением относился к Тарковскому и это уважение было взаимным. Единственное, что огорчало артиста, так это то, что Тарковский никогда не давал ему возможности импровизировать.
Тарковский признавался, что Гринько – его любимый актёр. Для него Николай Григорьевич был своего рода талисманом.

Верный рыцарь

В семейной жизни Николай Григорьевич был очень счастлив. Он встретил «свою» женщину, с которой прожил в любви всю свою жизнь. Их история началась, когда Николай Гринько работал конферансье в эстрадном ансамбле «Днепр», пел куплеты, развлекал публику эксцентричными номерами. Его рост в 2 метра во многом определял и характер номеров. Как-то он вышел на сцену в образе «белой лебеди» из «Лебединого озера». И когда, встав на пуанты, стыдливо одернул пачку и начал танцевать, публика захохотала. Но была в зале одна зрительница, которая не смеялась. Миниатюрная красивая турчанка, скрипачка из оркестра «Днепр» Айше Чулак-Оглы смотрела на «двухметровую лебедь» и не могла сдержать слез. Она... влюбилась. С первого взгляда и на всю жизнь.
Для того, чтобы быть рядом с мужем, Айше ушла с последнего курса консерватории, диплом так и не получила. Но никогда позже не жалела об этом. По её собственным словам, она обрела больше, чем потеряла. Им было отпущено 30 лет семейного счастья, до 10 апреля 1989 года. В этот день Николай Григорьевич ушёл из жизни.
«...По отношению ко мне этот человек был действительно рыцарем, всегда красиво ухаживал за мной», – вспоминает Айше Гринько.


Из несбывшегося

Несмотря на мировое признание, на родной киностудии имени Довженко Николай Григорьевич не сыграл ни одной главной роли. И актёр решил снять фильм сам, хотел сделать что-то своё, украинское. Но написанный им сценарий по «Украденному счастью» Ивана Франко шесть лет провалялся в студийных кабинетах и был положен «на полку».

Он мечтал сыграть Дон Кихота, но смог воплотить этот образ только в  в советском фильме-сказке "Приключения в городе, которого нет". Но Николай Гринько сам в течение всей жизни был ярким воплощением лучших черт Рыцаря печального образа.

  • Расскажите об этом своим друзьям!