НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Дон Кихот советского кино

26 Мая 2015 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/grinko_26-05_15 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

grinko nikolai

Высокая, чуть сутулая худая фигура, выразительное доброе лицо с мягкими чертами, большое обаяние. Это Николай Григорьевич Гринько – прекрасный актёр, сыгравший более 100 ролей в кино. Многие помнят его как экранного папу двух «не настоящих», но таких живых мальчишек: Буратино и Электроника. Но кроме этого героями Гринько были партизаны и крестьяне, русские и иностранцы, учёные, монахи, учителя, отцы и деды. Своих героев артист неизменно наделял большой душевной теплотой, мягкостью и мудростью. 22 мая Николаю Григорьевичу исполнилось бы 95 лет.

Николай Гринько родился в 1920 году в Херсоне в актёрской семье. Его родители играли в труппе Рабоче-крестьянского передвижного театра. Мальчик с пяти лет выходил на сцену и с детства знал, что он тоже станет актёром. Но учёбе помешала война.
Николай ушёл на фронт, служил стрелком–радистом на бомбардировщиках дальнего действия и был комсоргом полка.
После войны Гринько работал сначала помощником режиссёра, а затем актёром в драматических театрах Запорожья и Ужгорода. С 1955 года Николай Гринько стал актёром и художественным руководителем Киевского эстрадного оркестра «Днепр». Кстати, профессионального актёрского образования Гринько так и не получил, что не помешало ему стать первым в истории Украинской ССР народным артистом.

Мастер перевоплощения

Первой по-настоящему серьёзной работой актера стала роль солдата–союзника в драме Александра Алова и Владимира Наумова «Мир входящему» в 1961 году. В этом фильме Гринько сыграл роль американского шофёра, который на «Студебекере» возил по дорогам войны и американцев, и русских. Картину резали и сокращали, и даже хотели задвинуть на полку. Но фильм всё-таки прорвался на фестиваль в Венеции, где получил «Золотого льва». Американцы, бывшие на фестивале, проспорили ящик коньяка, утверждая, что шофёра играет их соотечественник. А знаменитая автофирма решила: «За рекламу «Студебекера» актёру, сыгравшему шофёра, вручить автомобиль»! Правда, машина до Гринько так и не доехала, её получил кто-то другой.
С 1963 года Николай Гринько стал актёром киностудии имени Довженко, и с 1964 года полностью переключился только на работу в кино. Однако на родной киностудии его снимали очень мало. Он снялся в кинопоэме «Тени забытых предков», героической драме «Гибель эскадры» и комедии «Стёжки-дорожки».
Основные же работы актёра, которые прославили его, были сыграны на «Мосфильме». Его очень ценили режиссёры за умение перевоплощаться и работать с полной самоотдачей. «Будучи по природе человеком мягким, застенчивым, немного замкнутым, Гринько способен к самым неожиданным метаморфозам. Если работа его захватывает, актёр мгновенно преображается», – говорил о нём режиссёр Геннадий Полока.
«Я не люблю актёров, играющих в каждом фильме себя. Я люблю актёров, которые стараются уйти подальше от собственного «я» и войти глубоко в суть образа», – говорил сам Гринько.
Интересной работой Николая Григорьевича стала роль Антона Павловича Чехова в картине Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа». Писатель и актёр были похожи внешне и внутренне настолько, что на фотографиях их просто путали. Даже рост у актера был подходящим для этой роли. Своей жене Гринько потом признавался, что несколько лет не мог выйти из образа Чехова.
В семидесятых проявила себя новая грань дарования Николая Григорьевича: огромное чувство юмора, любовь к импровизации и отличная, почти балетная пластика – всё это как нельзя более подходило к ролям в детском кино. Ролан Быков, с которым Гринько играл ещё в «Андрее Рублёве», пригласил друга в 1975 году на постановку «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». Быков говорил о Гринько: «Работать и играть с ним – огромная радость».
То же самое мог сказать и режиссер Леонид Нечаев, который в том же году выпустил знаменитый фильм «Приключения Буратино». Гринько также сыграл в 1979 году профессора Громова в «Приключениях Электроника» – фильме, который очень любят смотреть дети и сегодня. Его герои – олицетворение справедливости, терпения и благородства, мудрые, добрые, строгие и умеющие рассмешить.
Почти за сорок лет в кино выдающийся актёр снялся более чем в ста фильмах, играя у великих режиссёров – Андрея Тарковского, Сергея Параджанова, Сергея Бондарчука, Александра Зархи, Владимира Бортко, Алексея Германа, Динары Асановой. Роли, сыгранные им в этих картинах, вошли в золотой фонд отечественного и мирового кино. Также Николай Григорьевич снимался за рубежом: в Болгарии, Чехословакии, Германии, Норвегии.

{gallery}TXTS/2015/grinko_26-05_15{/gallery}

«Талисман» Тарковского

Жена Николая Григорьевича Айше Гринько рассказывала: «Однажды после тяжёлого гастрольного турне Гринька собрал рюкзак с твёрдым намерением совершить рыбачий рейс в Канев. Вдруг раздался звонок в дверь. На пороге стоял Георгий Натансон, которому один начинающий режиссёр велел «без Гринько не возвращаться».
Этим начинающим был Андрей Тарковский, а съёмки планировались как раз в Каневе. Время на рыбалку тоже было обещано. Через год на премьере «Иванова детства» Гринько всё сокрушался, что к съёмкам отнесся несерьёзно – рыбачил и по команде «стоп-камера» бегал проверять удочки.
У Андрея Тарковского Гринько сыграл во всех сделанных в СССР фильмах. В 1966 году был снят легендарный «Андрей Рублёв», включенный в список 100 лучших фильмов в истории кино. В этой картине Гринько исполнил одну из главных ролей – Даниила Чёрного.
Затем были сняты фантастический фильм «Солярис» и автобиографическая картина «Зеркало». Одной из самых сильных работ актёра у Андрея Тарковского стала роль Профессора в фантастической притче «Сталкер».
Гринько с большим уважением относился к Тарковскому и это уважение было взаимным. Единственное, что огорчало артиста, так это то, что Тарковский никогда не давал ему возможности импровизировать.
Тарковский признавался, что Гринько – его любимый актёр. Для него Николай Григорьевич был своего рода талисманом.

Верный рыцарь

В семейной жизни Николай Григорьевич был очень счастлив. Он встретил «свою» женщину, с которой прожил в любви всю свою жизнь. Их история началась, когда Николай Гринько работал конферансье в эстрадном ансамбле «Днепр», пел куплеты, развлекал публику эксцентричными номерами. Его рост в 2 метра во многом определял и характер номеров. Как-то он вышел на сцену в образе «белой лебеди» из «Лебединого озера». И когда, встав на пуанты, стыдливо одернул пачку и начал танцевать, публика захохотала. Но была в зале одна зрительница, которая не смеялась. Миниатюрная красивая турчанка, скрипачка из оркестра «Днепр» Айше Чулак-Оглы смотрела на «двухметровую лебедь» и не могла сдержать слез. Она... влюбилась. С первого взгляда и на всю жизнь.
Для того, чтобы быть рядом с мужем, Айше ушла с последнего курса консерватории, диплом так и не получила. Но никогда позже не жалела об этом. По её собственным словам, она обрела больше, чем потеряла. Им было отпущено 30 лет семейного счастья, до 10 апреля 1989 года. В этот день Николай Григорьевич ушёл из жизни.
«...По отношению ко мне этот человек был действительно рыцарем, всегда красиво ухаживал за мной», – вспоминает Айше Гринько.


Из несбывшегося

Несмотря на мировое признание, на родной киностудии имени Довженко Николай Григорьевич не сыграл ни одной главной роли. И актёр решил снять фильм сам, хотел сделать что-то своё, украинское. Но написанный им сценарий по «Украденному счастью» Ивана Франко шесть лет провалялся в студийных кабинетах и был положен «на полку».

Он мечтал сыграть Дон Кихота, но смог воплотить этот образ только в  в советском фильме-сказке "Приключения в городе, которого нет". Но Николай Гринько сам в течение всей жизни был ярким воплощением лучших черт Рыцаря печального образа.

  • Расскажите об этом своим друзьям!