Добрый, но зубастый |
20 Декабря 2013 г. |
22 декабря 2013 года Эдуарду Николаевичу Успенскому исполняется 76 лет. Его имя знакомо и маленьким, и взрослым. Он прославился благодаря целому семейству всенародно любимых героев: от Чебурашки и Крокодила Гены до жителей деревни Простоквашино. Многие фразы его персонажей стали афоризмами. Кто хоть раз не произносил знаменитое: "Я только жить начинаю - на пенсию перехожу". По сценариям Успенского сняты мультики «Следствие ведут Колобки», «Рыжий, рыжий, конопатый», «Баба-Яга против»... Он создал «Радионяню» и «АБВГДейку», а также программу для взрослых «В нашу гавань заходили корабли».
Родился Эдуард Успенский в подмосковном городе Егорьевске в 1937 году, его отец был охотником-инструктором в ЦК КПСС, а мать работала инженером-машиностроителем. Детство выпало на время войны, совсем ещё ребенком Эдика эвакуировали вместе с детским садом-интернатом за Урал. Сочинением стихов и рассказов Эдуард увлёкся в старших классах школы. Поступив в Московский авиационный институт, он продолжал писать юморески и шуточные стихи. Студента МАИ Успенского заметили даже в Министерстве культуры и... предложили будущему авиаинженеру писать фельетоны для эстрады, чем он и начал заниматься. Ведь за каждый фельетон платили сумму, равную четырём стипендиям. В 1961 году Эдуард Успенский окончил институт по специальности «инженер-приборист» и три года проработал на заводе, но потом полностью «ушёл» в литературу. Начинал Эдуард Николаевич как писатель-юморист. Работая вместе с Аркадием Аркановым, он выпустил несколько книг. Но его детские произведения долго отказывались печатать. Тогда Успенский начал писать юмористические детские стихи. Их публиковали в «Литературной газете», а также слушатели радиостанции «С добрым утром» часто слышали их на радиоволне. Так и получилось, что, не издав ни одной детской книжки, Эдуард Успенский стал знаменитым детским писателем. Первые книги Первые же детские книги Успенского, с трудом пробившие себе дорогу сквозь цензуру, очень понравились читателям. Это были истории о приключениях крокодила Гены и Чебурашки, изданные в 1966 году. Позже, в 1970 и 1974 годах, появились пьесы-продолжения: «Чебурашка и его друзья», «Отпуск крокодила Гены». Образы этих героев год за годом нисколько не устаревают, завоевывая любовь каждого нового поколения детишек. В начале семидесятых вышли и другие произведения Успенского – «Вниз по волшебной реке», пьеса «Наследство Бахрама», сборник стихов «Всё в порядке». А первая книга про Дядю Фёдора «Дядя Фёдор, пёс и кот» увидела свет в 1974 году. На вопрос, когда и почему появилось желание писать именно детские книжки, Эдуард Николаевич отвечает так: «Думаю, главным толчком стало то, что в школьные годы, в 9–10 классах, был пионервожатым младших отрядов и всё время проводил с ребятами. И после, когда уже стал студентом, инженером, всегда был окружён детворой. И они мне были интересны, и я – им». «Несоветский» крокодил Гена Книгу «Крокодил Гена и его друзья», сделавшую Успенского знаменитым, поначалу просто зарубили. Редакторам Детгиза не понравилось, что крокодил Гена повесил объявление: «Ищу друзей». «Так бывает только на Западе! В СССР друзей ищут в коллективе!» – возмущались чиновники. Были и другие претензии: в Чебурашке не было ничего пионерского, Шапокляк казалась цензорам насмешкой над интеллигенцией... С книгой «Дядя Фёдор, пёс и кот» тоже не всё получилось гладко. Цензоры потребовали убрать слова Шарика: «Мясо надо в магазине покупать, там костей больше!» и ещё три фразы. Успенский упёрся. Он дошёл до директора издательства Пешеходовой. «Эта мудрая женщина посмотрела на меня (выглядел я очень скандально), потом на правки и сказала: «Вычеркните любые две». Я вычеркнул то, что было не особенно дорого. А «кости» остались». "Я не отступлю!" Успенский стал первым автором на постсоветском пространстве, сумевшим отстоять свои авторские права. Ещё во времена СССР, когда понятия «авторское право» не существовало, писатель успешно боролся с системой. Как? Рассказывает Эдуард Николаевич: «Сначала я делал это таким явочным порядком. Например, когда фабрика «Красный Октябрь» начала выпускать конфеты под названием «Чебурашка», я предложил им их не выпускать. Они мне сказали, что меня это не касается. Тогда я написал им письмо, в котором пообещал обратиться к детям всей страны с просьбой не покупать конфеты фабрики «Красный Октябрь», потому что там работают люди с ослабленными мозгами, которые воруют чужие идеи. Сначала они прислали мне угрожающее письмо: мол, такими методами я могу нажить себе большие неприятности. А позже поняли, что я не отступлю, и сдались: «Уважаемый Эдуард Николаевич, мы прекращаем выпуск этих конфет». А потом появилась возможность запатентовать товарный знак юридическим образом. Чем я с успехом и воспользовался». Проверено детьми Успенский и сейчас придумывает новых персонажей и у него выходят новые книги, а также пьесы и сценарии. Писатель часто шутит: мол, пишу, эксплуатируя детский труд. Написанные книжки Эдуард Николаевич проверяет на ребятах. Вот и свои новые повести «Пластмассовый дедушка» и «Двадцать пять профессий Маши Филиппенко» Успенский читал в школах, наблюдая за реакцией, — вот это нравится, а тут дети явно скучают. «Люблю, когда ребята сами участвуют в рождении сказки, — говорит Успенский. — Такое весёлое соавторство помогает и дальнейшей жизни книги. У нынешних детей сильно развито зрительное восприятие — сказывается сидение у телевизоров. А я стремлюсь к другому: если, к примеру, рассказываю о леснике, то не пишу о его сапогах или бороде, пусть работает фантазия!» Откуда взялся Чебурашка У каждого героя, придуманного Успенским, своя история появления на свет. Например, кот Матроскин списан с приятеля автора — Анатолия Тараскина. Кстати, и фамилия у кота должна была быть Тараскин. Но «оригинал» воспротивился. Правда, потом очень пожалел- ведь мог бы прославить фамилию. Своё происхождение и у знаменитого Чебурашки. Как рассказывает Эдуард Николаевич, однажды в Одесском порту он увидел в ящике с бананами огромного хамелеона. Это запомнилось. Позже, когда стал писать повесть о крокодиле Гене и его друзьях, ему захотелось ввести в повесть какого-нибудь уютного, но незнакомого зверька. То он у писателя вымораживался из айсберга, то это была игрушка, собранная по ошибке из деталей для разных зверушек, в конце концов, вспомнив хамелеона в порту, он поместил своего героя в ящик из-под апельсинов. А имя этому неизвестному науке зверьку помогли придумать приятели, звавшие свою дочку Чебурашкой из-за её неуклюжих падений. Девочка давно уже выросла, а мохнатый непоседа Чебурашка стал любимцем миллионов детей в разных странах мира. Японский национальный герой «Чебурашечный бум» в Японии начался в 2001 году, когда в двух кинотеатрах Токио и Нагоя детям показывали мультфильмы о приключениях Крокодила Гены и Чеби, как Чебурашку называют маленькие японцы. Билеты на мультфильмы продавались за месяц. Популярность лучшего друга ребят из России в Японии превзошла все ожидания. Огромную посещаемость имеет официальный сайт Чебурашки, где регулярно публикуются новости из его жизни, можно послушать песни, приобрести книги, диски и разнообразные сувениры. В любом японском книжном магазине можно купить альбом с рисунками художника Леонида Шварцмана, который нарисовал Чебурашку. Успенского считают детским писателем номер один не только в России, но и в Финляндии. Финны называют Эдуарда Николаевича лучшим детским писателем мира. Один только «Дядя Фёдор» в этой стране выдержал 15 тиражей. Сам же Успенский скромно отмечает, что лучше него Туве Янссон с её муми-троллями.
Тэги: |
|