ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Чапай на все времена

Изменить размер шрифта

alt

18 января 2014 года исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося актёра Бориса Андреевича Бабочкина, воплотившего на экране известный нескольким поколениям зрителей легендарный образ комдива Чапаева.

 

Борис Бабочкин родился в 1904 году в Саратове. Его судьба обозначилась рано: в четыре года Боря испытал первый «актёрский» успех, выступая со старшим братом Виталием на праздниках новогодней ёлки в Саратове, Покровской слободе и на станции Красный Кут, где тогда работал на железной дороге их отец. И с того времени, писал впоследствии Борис Андреевич, «чувство этого счастья, когда твоему искусству, твоей теме... подчиняются люди чужие, посторонние, взрослые и маленькие... – моё высшее счастье».

После революции

Борису шёл тринадцатый год, когда свершилась Октябрьская революция. Тогда взрослели рано, и в пятнадцать лет комсомолец Бабочкин уже служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта, той самой армии, в состав которой входила 25-я Чапаевская дивизия. Он навсегда запомнил командарма Авксентьева, комиссара штаба армии Макарова, рядовых бойцов...

Позже сыграет Бабочкин Чапаева в великом фильме. В статье «30 лет спустя» он пишет: «То, что я не встречал живого Чапаева, мне кажется чистой случайностью... И если я не знал Чапаева, то скольких таких же или очень похожих на него командиров я знал!» А в других записях сомневается: «Может, я и встречал его, только не знал, кто это». Впрочем, какое это имеет значение? С полным правом Борис Андреевич утверждал: «Я пел те же песни, которые пел Чапаев, я знал тот простой и колоритный язык, на котором тогда говорили, я умел носить папаху так, чтоб она неизвестно на чём держалась. Одним словом, мне не нужна была творческая командировка, перед тем как начать работать над ролью».

Театр

В то бурное время, ещё не закончив школу, Бабочкин участвовал в политической жизни и ходил на митинги, но больше всего его интересовал театр.

И вот, проходя с товарищем по школе мимо бывшей саратовской гимназии, где шли экзамены в драматическую студию, Борис, одолжив у друга пиджак, идёт в приёмную комиссию и читает «Фею» Максима Горького. Результат был блестящим: подростка приняли сразу же на старший курс, в так называемый сценический класс.

Но пробыл в студии, руководимой Александром Игнатьевичем Каниным, Борис Бабочкин недолго. Александр Игнатьевич дал ему рекомендательное письмо к В. И. Немировичу-Данченко.

Борис в августе 1920 года уезжает в столицу. Ему было тогда шестнадцать лет.

Письмо, написанное Каниным, Борис Андреевич показал Немировичу-Данченко только в 1940 году, когда уже был народным артистом республики и был удостоен высшей награды страны – ордена Ленина. Это было проявление характера. Никаких поблажек для себя этот человек не искал с юности, ничего, что имело бы отношение к «знакомству», он не терпел.

Поступив в Москве сразу в две театральные школы – к тогдашнему кумиру столицы Михаилу Чехову и в студию «Молодые мастера» к Иллариону Николаевичу Певцову, он в конце концов выбирает себе в учителя последнего.

После окончания учёбы Бабочкин уехал из Москвы, чтобы как можно больше играть. За пять-шесть лет он сыграл более 200 ролей – крупных и эпизодических, главных и второстепенных.

В 1927 году Бориса Андреевича пригласили в Ленинградский театр сатиры, где он создал одну из лучших своих ролей советского репертуара – Сысоева в спектакле «Первая Конная». Актёру удалось передать в этом образе всю сумму качеств, обнимающих собой понятие русский характер. Уже был очевиден уровень возможностей Бориса Бабочкина, ясно направление таланта: тяготение к героике, к крупным масштабным характерам.

1936 году состоялся режиссёрский дебют Бориса Бабочкина в Академическом театре драмы имени Пушкина, где он осуществил постановку «Норы» Ибсена, а в 1937 году Бабочкин перешёл в Большой драматический театр имени Горького, где продолжил работу в качестве режиссёра. Бабочкин несколько лет переходил из одного театра в другой. В 1955 году он стал режиссёром в Государственном академическом Малом театре, где и проработал до конца своей жизни.

Народный герой

Поистине творческой вершиной и взлётом всенародной славы артиста стала роль Василия Ивановича Чапаева в фильме братьев Васильевых «Чапаев». Фильм вышел в 1934 году, а в 1941 получил Сталинскую премию. Он стал триумфом нового этапа развития советского кино и принёс всемирную известность исполнителю. Впервые в советском, да, пожалуй, и в мировом кинематографе актёр становится полноправным соавтором фильма. В 1935 году Борису Андреевичу было присвоено высшее тогда почётное звание – звание народного артиста республики. Он становится самым молодым народным артистом страны.

Экранный образ знаменитого красного командира Гражданской войны вытеснил реального исторического Чапаева благодаря исключительной яркости и блеску актёрского исполнения. Чапаев у Бабочкина – и уникальная индивидуальность, и тип человека революционной эпохи и русского национального характера; он одновременно и талантливый военачальник, и атаман ватаги, мудрец и невежда, сильный и беззащитный, и вместе с тем – деспот, фанфарон, поражающий причудливым сплавом различных качеств. Живость и обаяние образа, воплощённого Бабочкиным, сделало Чапаева истинно народным героем, персонажем поистине фольклорным, героем притч и анекдотов.

Чапаев – роль всей жизни талантливого актёра, его профессиональное счастье, его профессиональный подвиг. Фотографии, хроника свидетельствуют: герой и исполнитель мало похожи. Однополчане, даже родной сын утверждали: «похож». Это было сходство внутреннее, сущностное, не внешнее и не дарованное природой, а завоеванное талантом, мастерством, трудом актёра.

Бабочкин воплотил характер истинно народного героя, рождённого защитить людей от бед и несправедливостей, не жалеющего себя ради других. О Бабочкине-Чапаеве Андрей Тарковский говорил так: «Весь он как бриллиант, где каждая грань контрастирует с другой, из чего и вырастает характер, ...герой-человек, и в этом его бессмертие».

Военное кино

В 30–40-е годы Бабочкин много снимался в кино. Самая заметная довоенная роль после «Чапаева» – большевик Андрей в фильме «Подруги».

Начало Великой Отечественной войны застало Бабочкина в Риге, где он снимал фильм «Мёртвая петля» о лётчике Сергее Уточкине, чью роль сам исполнял. Съёмки этого фильма были прерваны войной и затем не возобновились. За годы войны он снялся в главных ролях в пяти полнометражных фильмах.  Это Молдавский в "Обороне Царицына", инженер Родионов в фильме "Непобедимые", майор Марков в ленте "Актриса",  генерал Огнев во "Фронте", председатель колхоза Иван Выборнов в "Родных полях". Причем последний фильм был и режиссёрским дебютом Бабочкина в кино.

Первый советский боевой агитационный фильм был также снят с участием Бориса Бабочкина. Это был короткометражный фильм «Чапаев с нами». Его съёмки шли под Ленинградом, в Озерках, в тот момент, когда над головами членов съёмочной группы летали немецкие самолёты.

Преданность работе

Светлоглазый, быстрый, удивительно пластичный и изящно сложенный, Бабочкин до самых последних дней оставался по-юношески увлекающимся, влюблённым в жизнь. Он умел смеяться до упаду и грустить, сочувствуя другому человеку. Каждой своей работе он отдавался самозабвенно.

Работая по шестнадцать-восемнадцать часов в сутки, Борис Андреевич терзался мыслью, что сделал мало, не отдал людям всего, что мог. «Я хочу умереть стоя», – записал он в своем дневнике. И он умер стоя, – в работе.

17 июля 1975 года недалеко от Малого театра остановилась легковая машина. Борис Андреевич успел затормозить и никому не принёс вреда, но не успел принять сердечное лекарство...

Однажды Борис Бабочкин, размышляя об актёрской профессии, сказал: «Искусство берёт всего человека, целиком... Ему нужно отдать всю жизнь». Он подтвердил эти слова своим существованием.

  • Расскажите об этом своим друзьям!