Чапай на все времена |
17 Января 2014 г. |
18 января 2014 года исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося актёра Бориса Андреевича Бабочкина, воплотившего на экране известный нескольким поколениям зрителей легендарный образ комдива Чапаева.
Борис Бабочкин родился в 1904 году в Саратове. Его судьба обозначилась рано: в четыре года Боря испытал первый «актёрский» успех, выступая со старшим братом Виталием на праздниках новогодней ёлки в Саратове, Покровской слободе и на станции Красный Кут, где тогда работал на железной дороге их отец. И с того времени, писал впоследствии Борис Андреевич, «чувство этого счастья, когда твоему искусству, твоей теме... подчиняются люди чужие, посторонние, взрослые и маленькие... – моё высшее счастье». После революции Борису шёл тринадцатый год, когда свершилась Октябрьская революция. Тогда взрослели рано, и в пятнадцать лет комсомолец Бабочкин уже служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта, той самой армии, в состав которой входила 25-я Чапаевская дивизия. Он навсегда запомнил командарма Авксентьева, комиссара штаба армии Макарова, рядовых бойцов... Позже сыграет Бабочкин Чапаева в великом фильме. В статье «30 лет спустя» он пишет: «То, что я не встречал живого Чапаева, мне кажется чистой случайностью... И если я не знал Чапаева, то скольких таких же или очень похожих на него командиров я знал!» А в других записях сомневается: «Может, я и встречал его, только не знал, кто это». Впрочем, какое это имеет значение? С полным правом Борис Андреевич утверждал: «Я пел те же песни, которые пел Чапаев, я знал тот простой и колоритный язык, на котором тогда говорили, я умел носить папаху так, чтоб она неизвестно на чём держалась. Одним словом, мне не нужна была творческая командировка, перед тем как начать работать над ролью». Театр В то бурное время, ещё не закончив школу, Бабочкин участвовал в политической жизни и ходил на митинги, но больше всего его интересовал театр. И вот, проходя с товарищем по школе мимо бывшей саратовской гимназии, где шли экзамены в драматическую студию, Борис, одолжив у друга пиджак, идёт в приёмную комиссию и читает «Фею» Максима Горького. Результат был блестящим: подростка приняли сразу же на старший курс, в так называемый сценический класс. Но пробыл в студии, руководимой Александром Игнатьевичем Каниным, Борис Бабочкин недолго. Александр Игнатьевич дал ему рекомендательное письмо к В. И. Немировичу-Данченко. Борис в августе 1920 года уезжает в столицу. Ему было тогда шестнадцать лет. Письмо, написанное Каниным, Борис Андреевич показал Немировичу-Данченко только в 1940 году, когда уже был народным артистом республики и был удостоен высшей награды страны – ордена Ленина. Это было проявление характера. Никаких поблажек для себя этот человек не искал с юности, ничего, что имело бы отношение к «знакомству», он не терпел. Поступив в Москве сразу в две театральные школы – к тогдашнему кумиру столицы Михаилу Чехову и в студию «Молодые мастера» к Иллариону Николаевичу Певцову, он в конце концов выбирает себе в учителя последнего. После окончания учёбы Бабочкин уехал из Москвы, чтобы как можно больше играть. За пять-шесть лет он сыграл более 200 ролей – крупных и эпизодических, главных и второстепенных. В 1927 году Бориса Андреевича пригласили в Ленинградский театр сатиры, где он создал одну из лучших своих ролей советского репертуара – Сысоева в спектакле «Первая Конная». Актёру удалось передать в этом образе всю сумму качеств, обнимающих собой понятие русский характер. Уже был очевиден уровень возможностей Бориса Бабочкина, ясно направление таланта: тяготение к героике, к крупным масштабным характерам. 1936 году состоялся режиссёрский дебют Бориса Бабочкина в Академическом театре драмы имени Пушкина, где он осуществил постановку «Норы» Ибсена, а в 1937 году Бабочкин перешёл в Большой драматический театр имени Горького, где продолжил работу в качестве режиссёра. Бабочкин несколько лет переходил из одного театра в другой. В 1955 году он стал режиссёром в Государственном академическом Малом театре, где и проработал до конца своей жизни. Народный герой Поистине творческой вершиной и взлётом всенародной славы артиста стала роль Василия Ивановича Чапаева в фильме братьев Васильевых «Чапаев». Фильм вышел в 1934 году, а в 1941 получил Сталинскую премию. Он стал триумфом нового этапа развития советского кино и принёс всемирную известность исполнителю. Впервые в советском, да, пожалуй, и в мировом кинематографе актёр становится полноправным соавтором фильма. В 1935 году Борису Андреевичу было присвоено высшее тогда почётное звание – звание народного артиста республики. Он становится самым молодым народным артистом страны. Экранный образ знаменитого красного командира Гражданской войны вытеснил реального исторического Чапаева благодаря исключительной яркости и блеску актёрского исполнения. Чапаев у Бабочкина – и уникальная индивидуальность, и тип человека революционной эпохи и русского национального характера; он одновременно и талантливый военачальник, и атаман ватаги, мудрец и невежда, сильный и беззащитный, и вместе с тем – деспот, фанфарон, поражающий причудливым сплавом различных качеств. Живость и обаяние образа, воплощённого Бабочкиным, сделало Чапаева истинно народным героем, персонажем поистине фольклорным, героем притч и анекдотов. Чапаев – роль всей жизни талантливого актёра, его профессиональное счастье, его профессиональный подвиг. Фотографии, хроника свидетельствуют: герой и исполнитель мало похожи. Однополчане, даже родной сын утверждали: «похож». Это было сходство внутреннее, сущностное, не внешнее и не дарованное природой, а завоеванное талантом, мастерством, трудом актёра. Бабочкин воплотил характер истинно народного героя, рождённого защитить людей от бед и несправедливостей, не жалеющего себя ради других. О Бабочкине-Чапаеве Андрей Тарковский говорил так: «Весь он как бриллиант, где каждая грань контрастирует с другой, из чего и вырастает характер, ...герой-человек, и в этом его бессмертие». Военное кино В 30–40-е годы Бабочкин много снимался в кино. Самая заметная довоенная роль после «Чапаева» – большевик Андрей в фильме «Подруги». Начало Великой Отечественной войны застало Бабочкина в Риге, где он снимал фильм «Мёртвая петля» о лётчике Сергее Уточкине, чью роль сам исполнял. Съёмки этого фильма были прерваны войной и затем не возобновились. За годы войны он снялся в главных ролях в пяти полнометражных фильмах. Это Молдавский в "Обороне Царицына", инженер Родионов в фильме "Непобедимые", майор Марков в ленте "Актриса", генерал Огнев во "Фронте", председатель колхоза Иван Выборнов в "Родных полях". Причем последний фильм был и режиссёрским дебютом Бабочкина в кино. Первый советский боевой агитационный фильм был также снят с участием Бориса Бабочкина. Это был короткометражный фильм «Чапаев с нами». Его съёмки шли под Ленинградом, в Озерках, в тот момент, когда над головами членов съёмочной группы летали немецкие самолёты. Преданность работе Светлоглазый, быстрый, удивительно пластичный и изящно сложенный, Бабочкин до самых последних дней оставался по-юношески увлекающимся, влюблённым в жизнь. Он умел смеяться до упаду и грустить, сочувствуя другому человеку. Каждой своей работе он отдавался самозабвенно. Работая по шестнадцать-восемнадцать часов в сутки, Борис Андреевич терзался мыслью, что сделал мало, не отдал людям всего, что мог. «Я хочу умереть стоя», – записал он в своем дневнике. И он умер стоя, – в работе. 17 июля 1975 года недалеко от Малого театра остановилась легковая машина. Борис Андреевич успел затормозить и никому не принёс вреда, но не успел принять сердечное лекарство... Однажды Борис Бабочкин, размышляя об актёрской профессии, сказал: «Искусство берёт всего человека, целиком... Ему нужно отдать всю жизнь». Он подтвердил эти слова своим существованием.
Тэги: |
|