НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Жизнь на исходе – чудо!»

07 Июля 2024 г.

Игорь Аброскин родился в 1958 г. в Баку. Окончил Днепропетровский университет. Служил в армии. Работал в организации «Оргхим» при строительстве «Саянскхимпрома». Один из создателей «Литературного кафе» в Саянске в 80­е годы. Первый из тех, кто сколачивал неформальное литературное объединение «Помост» на рубеже 80­х–90­х. Автор большой подборки в солидном иркутском альманахе «Стихи по кругу» (1990 г.). Один из авторов юбилейных городских альманахов «Серебряный Саянск», «Саянск 2000», «Ковчег». Не однократно печатался в альманахах поэзии «Иркутское время». Первая книга «Все?..» вышла в 1998 г., вторая – «Самостоянье» в 2023­м. Стихи из неё – в этом выпуске.

«Жизнь на исходе – чудо!»

* * *

Свет сквозит по паутинке.

Сквозь прозрачный лес

день уходит по тропинке,

до прохлады,

весь.

Боже!

Как всё скоротечно,

и как вечно всё!

Август, осень,

путь мой млечный

озимь и жнивьё.

* * *

С полнолунием вас!

С полнолунием!

С жёлто-белой

глазастой луной!

Эту ночь увезу я в безумие,

облака распахнув строфой.

И неситесь вы –

бездно-перистые,

задевая меня высотой,

полнолуние буйствует, пенится,

наводняя весь мир луной.

И  всё­таки мы посмели…

Валере Бухарину

на пятидесятилетие

Опять заскрипели греби,

валы – это мокрый ад,

но всё-таки мы посмели,

и греби рвут перекат.

И всё-таки мы посмели

принять и ущелье, и путь,

и память прибрежных елей

хранит наших песен суть.

И всё-таки мы вернёмся

в порожный, таёжный мир,

ватагой, гурьбою, острожно

на наш орхабомовский* пир!

Опять заскрипели греби,

и «Слив» неминуем, как рок,

и всё-таки мы посмели

и оседлали порог!

* Орха­Бом – ущелье в Вост. Саянах

* * *

Ходят грозы одна за другой.

По дуге семицветья

покатился июнь на покой

в круговое бессмертье.

* * *

Молочная мякоть неба

упала на фонари,

и лёгкая жёлтая нега

покрыла бегучие дни.

Жизнь на исходе – чудо!

Молитва перед дверьми.

Наивность позднего блуда,

улыбка щенка в пыли…

Пыль растоптанных судеб,

чад обожжённых слов…

Мечутся, тычутся будни

в мягкий небесный кров.

* * *

Давай закончим уж дело

обычной точкой в строке,

твоё кричащее тело

молчит обнажённо в стихе.

Не слушай,

всё это неправда,

пустое, красивость, слова.

С тобою я счастливо падал,

а в гору иди уж одна.

Иди ты в Пегасовы горы,

а я уйду на Шумак,

и наше горе не горе…

Какой я счастливый дурак…

* * *

В девять совсем темно,

а в десять – кончится снег.

Свет локонов,

девушка,

но…

Луны отсекающий серп –

и на убыль боль и вода,

и реки давно уже нет,

нет берегов, нету дна,

лишь локона лунный след.

* * *

Чуешь,

как дует ветер?

Он выдувает смысл.

Мне солнце под правую светит,

а слева – сумрак и свист.

Пятый этаж в бетоне,

работа с восьми,

всё в бытовухе тонет.

Забудься, усни…

Чушь и бабло,

чуешь? –

На перевале скулят черти,

а на станции Дно

сумерки гибель чертят.

Дно! –

Это наше дно!

Всех – от младенца

до архиерея.

Но!

На плечо бревно –

и рассвет

костром алеет.

Взят перевал,

взят.

В долине тихо.

Пик лавиной объят.

Спит.

Он озяб.

Ой, не буди лихо.

* * *

От донника налево,

и там недалеко

душа в степи горела,

не грея никого.

Залив и небо слились

в белёсой жаркой мгле,

и высь, и ил – все «или»,

всё тонет в Ангаре.

* * *

А в пойме плоско,

как перед расстрелом.

Небо – кусок доски.

Жухлые берега,

дух прелый.

Топором

отселяю

рассвет от тоски.

Тоски извечной

по невечному дню,

по любви скоротечной,

по июлю и сентябрю.

Тоски неизбывной.

Рассвет только миг,

но всё-таки был он,

как выдох, как крик.

* * *

Сиротски, серо и остро

в туман натыканы сосны.

Сны мои – смерти полоски…

Поколение?! –

Жариков, Костромин,

Орочон, Аброскин…

Мы вместе и розно…

Память пропахла водкой,

а стихи прохладой.

Не надо,

всё праздно,

всё поздно –

и ладан,

и канонада.

* * *

Сибирь.

Поздний март.

Лёд в заливах –

серое крошево.

В эти холмы,

в устья,

в закат

брошусь я.

И душа

вон с того

с шелома­бугра

ударит в колокол.

Зунгар,

правее Унга…

всё ревёт,

всё зовёт

бирюзой Ангара,

в заливы распоротая.

* * *

Разъять стихи в звоны

на Троицу у берёз

и выплеснуть на газоны

ливнем звуков и слёз.

В колокольни взвить город,

звоном залить суету,

рваться всё время в горы

и оставаться тут

травинкой на этом газоне,

пылинкой в огнях фонарей…

Кто же, куда меня гонит?

Нету ответа мне.

* * *

Горлом пью

перекат.

Солнце цепляется

за лицо.

Ветер бежит впопят,

день из ущелья

вытек.

Лунища –

чудище!

Я на краю света,

где за две коряги

и три звезды

зацепилось лето.

* * *

Не зли!

Я знаю,

как утро поставить

стаканом в залив.

Я слышал,

как дождь барабанит

в луну,

выбивая гимн, или крик,

этим холмам плюшевым,

воде зелёной.

А я между небом

и степью сплющенный,

полынный, пленённый,

застыл послушником…

Не зли.

Заря уж разлила

по блюдцам – заливам…

Слушай,

слушай,

слушай

реквием Моцарта…

* * *

Твой взгляд

меня из заката вытащил.

Ты паутинка,

трепещущая на солнце.

Я – путник.

Ты – тропинка,

в дымку,

за мою околицу.

* * *

А я вчера подсчитал:

от сумерек до света – нож!

С лезвия заря капала

на мою палатку…

И свет…

И тучка

серой лапкою

промокала

росы и Родины

дрожь.

* * *

О Хубсугул!

Какой загул!

Какие поприща!

И синева до дна,

и небо перистыми морщится,

дрожит у льда!

На ощупь

трогаюсь к вершинам,

мохнатый, в шкуре, трепещу,

и всё тяну, тяну свою лучину

к остроховерхому лучу!

* * *

Не собираюсь уходить,

но вот – прощаюсь.

Патрон последний…

Магазин,

Куплю-ка чаю.

Ночнушка, простынь и плечо,

подставленное в полночь.

Но что, ну что же мне ещё?

Да полно, старче, полно.

Именинное

Выпил,

закусил прохладой,

поцеловал в макушку июль…

Сколько,

чего до ограды? –

Да какая-то сотня граммуль.

А ведь всего помаленьку надо:

мóрока,

радости,

пуль…

Дуй,

дуй

в губы июля,

мой одуванчик,

дуй!

Мойган

И старый крест,

и рядом муравейник,

и скит монахини,

где спит любовь, –

здесь всё размыто,

медленно,

неверно –

ладонь тумана

и ущелья бровь…

Здесь тишина так осторожна,

здесь листья нянчат тишину,

и так божественно безбожно

протока тычется в луну.

* * *

Сучит копытами скакун

в пуховой пашне,

и очерк живота в пыхун

впечатан влажно.

Ещё являются стихи,

ещё дым прозы дремлет,

но всё отчётливей шаги

деревьев древних.

И этот выдох деревень

перед потопом,

и топот неживых коней,

и толпы, толпы…

И эта тысяча заноз

стихов и прозы,

Есенин, Пастернак, навоз –

всё жабы, розы…

Всё прахом.

Прочь.

Ползу на Вы,

теряя стремя,

и крошки смеха у губы

смахнуло Время.

Одиса

Мокрый запах

молодой полыни

у села, на левом берегу.

В эту степь

стопчу своё я имя,

в эту степь я ночью убегу.

Заберусь на холм

и трону звёзды,

они в лад с дыханьем задрожат,

и одним комком – стихи и прозу

запущу на Млечный –

пусть лежат.

  • Расскажите об этом своим друзьям!