НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Виктор Бронштейн: «Движение к душе человека должно быть двусторонним»

21 Декабря 2017 г.

bronshtein viktor

В заключение нашего цикла, рассказывающего о лауреатах проходящего этой осенью в Иркутске литературного славянского форума «Золотой Витязь», мы представляем известного иркутского бизнесмена, литератора, мецената Виктора Бронштейна. Беседу с ним ведёт наш внештатный корреспондент, член Союза писателей России Сергей Корбут.

2112 9 1

– Виктор Владимирович, читатели нашей газеты – в основном, простые люди из советского прошлого, не бывающие на великосветских раутах, не летающие отдохнуть в какую-нибудь Мальту или Испанию, и ещё много чего «не» – из привычного вам образа жизни. Вам, как писателю, принадлежащему к небедной элите, интересна такая аудитория?

– Поскольку, надеюсь, мои книги интересны любому читателю (ведь пишу я не только о бизнесе, но и о любви, семейных проблемах, размышляю о предназначении человека), то и мне интересна любая аудитория. Тем более что и сам я родом из СССР – мне 66 лет, я учился и работал в той стране, которую развалили бездарные руководители, и мне, как и многим людям нашего поколения, свойственны ностальгические переживания.

Могу привести своё стихотворение на эту тему:

Я не забуду клумбы у фонтана,

Взирал цветами утренний завод,

Как шли мы в бой

к вершинам трудным плана,

А поздней ночью звёздный небосвод

Встречал прохладой победивший взвод.

Вдруг тишиной пронзили перемены,

Завод железным кладбищем замёрз.

Сам Госзаказ стал знаменем измены,

И с треском выстрелов по клумбам грёз

Кровавый рынок жизнь цехов унёс.

Что касается элиты, то понятие это очень растяжимое. Достаточно сказать, что среди них есть немало людей, настроенных патриотически, с государственным мышлением, а есть «сливки» общества, ставящие себя выше всех и вся, презирающие страну, в которой живут, и её народ. К последним я точно не принадлежу. Думаю, что у тех, кто прочитал мои книги, сомнений в этом не будет, да и мой жизненный путь они представляют достаточно хорошо. Именно к своему читателю я обращаю строки, написанные уже в этом году:

Свой путь тернистый, смысла полный,

Часов из бездны слыша бой,

Я переплавил в мёд духовный,

Чтоб разделить его с тобой.

– Думаю, ваш рассказ о том, как простой советский инженер не потерялся в условиях дикого рынка и смог развернуть солидный бизнес, наверняка будет им весьма интересен.

– В данном случае слово «простой» выглядит несколько провокационно... Я так скажу: «простые» инженеры протирали штаны на службе, маялись от безделья, жаловались на низкую зарплату. А «непростые» двигали вперёд производство, обеспечивали материальное благополучие страны, её обороноспособность. Если я, став самым молодым начальником отстающего цеха иркутского радиозавода, вскоре вывел его в передовые, то в чём моя «простота»? Лидерство – качество, присущее далеко не всем. И оно не возвышает человека над другими, а делает его первопроходцем в истории или каком-либо деле.

– То есть вы хотите сказать, что у вас это качество было всегда, но не находило своё выражение в тех социальных формах, которые присущи конкретному времени?

– Неплохо сформулировано. Благодаря, прежде всего, генам предков по линии отца – сибирских промышленников, а по маме – московской интеллигенции, я был лидером в ребячьей среде, напряжённо учился в институте и стал Ленинским стипендиатом. Чем горжусь до сих пор, как и вручением Красного знамени моему цеху, ставшему победителем соцсоревнования или защитой диссертации по экономической социологии без отрыва от производства, двумя научными монографиями и многими другими большими и малыми победами. Это касается и строительства первого высотного здания в центре Иркутска, и создания крупнейшей галереи сибирской живописи и скульптуры, и областных и правительственных наград, столь редких в бизнес-среде, и заканчивая тем, что я в числе самых первых из иркутян-писателей получил «Серебряного Витязя» за публицистику. Не думаю, что гордиться своими достижениями и говорить о них – нескромно.

– К «Витязю» мы ещё вернёмся, а вот в вашей книге «Маятник бизнеса: между орденом и тюрьмой» есть любопытный эпизод, связанный с проявлением предпринимательской жилки ещё в далёком советском детстве. Это была очень хитроумная и не очень законная авантюра с билетами на стадион. Взрослый бизнес начинался тоже несколько авантюрно?

– Начало моего бизнеса можно назвать авантюрным только в плане огромного риска. Как в финансовом, так и в представлявшем опасность для жизни плане – время-то было самое что ни на есть бандитское. Я не участвовал в «прихватизации», не присваивал себе партийных денег, не присасывался к бюджету и не воровал. Начал с абсолютного нуля: взял кредит, купил на Дальнем Востоке рыбу, вывёз её в Иркутск и продал с прибылью. Прибыль пустил на новые закупки дефицитной продукции. То есть, с одной стороны, развивал свой бизнес, а с другой – обеспечивал иркутян необходимой продукцией. Серьёзной конкуренции у меня тогда не было – я был одним из первых в этой сфере. Ничего незаконного в моей деятельности не было. А детский опыт я вспомнил в книге с улыбкой.

– Как и первый литературный опыт в юные годы?

– Здесь улыбка у меня получилась немного грустной. Не нашлось тогда человека, который поддержал бы мой поэтический порыв. Скорее, наоборот. А стихи, как я могу теперь скромно оценить, были не так уж и плохи. Но с музой я расстался на целых сорок лет.

– Что же подвигло вас после напряжённого полного погружения в бизнес снова взяться за перо?

– Думаю, сыграло свою роль общение с литераторами, которым я стал помогать в издании книг, и поддержка моего родственника, замечательного поэта Геннадия Гайды. К тому же моя фирма уже окрепла, сформировался надёжный костяк коллектива, появилась возможность хоть немного расслабиться, и творческая составляющая вырвалась наружу.

– Не все встретили ваше появление на поэтическом поприще благожелательно. Вас это не смутило? Были ведь и резкие, критические высказывания?

– А кто их избежал? К тому же успешный предприниматель должен быть всегда готов к негативным выбросам в свой адрес, особенно когда пытается влиться в творческую среду. Я не злопамятен и фамилий называть не буду, но случалось, что человек, которому я помог как меценат, в глаза льстил, а за глаза называл графоманом. Однако у меня нет болезненной страсти к сочинительству, когда пишут обо всём. Мной двигала потребность выразить свои чувства, накопившиеся жизненные переживания и воспоминания в поэтической форме, сохранив их для своих потомков.

‒ У вас есть стихи и на эту тему?

‒ Конечно. Мало кто из поэтов не пытается определить для себя истоки и смысл своего творчества.

Качает жизнь меня, как будто на волнах:

То всё теряет смысл, то обретает снова,

То страшен птичий крик в горящих небесах,

То в душу льёт заря спасительное слово.

Воздвигну из стихов я памятник себе,

Пускай не до небес, пускай масштабов местных.

Потомки разглядят в мятущейся судьбе

Стремительный полёт на крыльях дней чудесных.

Стихи складывались сами собой. Их публиковали журналы «Наш современник», «Сибирь», альманах «Иркутский Кремль». С 2008-го по 2012 год у меня вышло пять поэтических сборников. После перерыва, уже в этом году, собрал и издал книгу стихов «Сокровенное».

– Однако вскоре после того как вы стали членом Союза писателей России, преобладать в творчестве стала проза. Почему?

– Далеко не все мысли можно выразить стихами. К тому же сначала я не планировал массово тиражировать воспоминания и размышления, писал, скорее, для своих детей и потомков. Но вскоре выяснилось, что мои записи интересны более широкому кругу, они стали обретать приличную литературную форму, отдельные главы были опубликованы в толстых журналах. Так постепенно, в течение пяти лет напряжённой работы, сформировались книги «Маятник бизнеса» и «Лабиринты судьбы». Последовавшие затем новые «бизнес-приключения» заставили продолжить осмысление тернистых путей предпринимательства в современной России, и совсем скоро читатели смогут познакомиться с моей третьей прозаической книгой «Переплёт». Думаю, что награда «Серебряный Витязь» за первые две книги как раз и свидетельствует о том, что мой жизненный путь, общественный и предпринимательский опыт, изложенный в книгах, стал отражением типических черт переломной и весьма неоднозначной эпохи в жизни страны.

‒ Ваша проза перемежается стихами известных поэтов и вашими собственными. Зачем вы это делаете?

‒ Думаю, что многие мои потенциальные читатели, особенно из сферы бизнеса, весьма далеки от поэзии. Если с моей помощью они станут к ней ближе, я буду считать, что достиг своей цели, в какой-то мере просветительской. Ради этого я провёл немало литературных выступлений в самых различных аудиториях, и, поверьте, поэзия, как и музыка, способна затронуть душу любого человека.

Стихи, на мой взгляд, имеют более высокое эмоциональное воздействие, чем проза, в сочетании с которой могут служить ещё и эмоционально-иллюстративным дополнением.

– Вы ведь не впервые стали участником «Золотого Витязя»? Какие он оставил у вас впечатления?

– Я очень подробно ответил на этот вопрос в газете «Российский писатель». Повторяться не хотелось бы. Сегодня не только молодёжь, но и большинство пенсионеров дружат с интернетом. Если вы дадите ссылку, желающие смогут без проблем прочитать этот материал.*

– Хорошо, ссылку дадим. И всё же вкратце хотелось бы услышать из первых уст.

– «Золотой Витязь» имеет большое значение и для Иркутска, и для России. Как, впрочем, и его создатель – Николай Бурляев, большой друг Валентина Распутина. Он так же отдаёт все силы борьбе за возрождение великой российской культуры...

– Почему вы считаете, что культуру России нужно возрождать? У нас сейчас в стране одних только членов «патриотического» Союза писателей России в два раза больше, чем в Союзе писателей СССР. У нас не переводились талантливые музыканты, артисты театра и кино. Да и в вашей художественной галерее насчитывается более полутора тысяч произведений современной живописи, графики и скульптуры, включая произведения выдающегося мастера современности Даши Намдакова...

– Ваше возражение как бы двоякое. Культура – это ведь не улица с односторонним движением. Что, у нас народ валом валит на балет и концерты классической музыки, толпится в книжных магазинах в поисках литературы, поднимающей вопросы нравственности и развития человеческой души, осаждает музеи и галереи? Или вы постоянно видите на телеэкране беседы с выдающимися писателями России? Нет, сегодняшний читатель в массе своей поглощён детективами, фантастикой, женскими романами со слюнявой эротикой – чем угодно, только не тем, что называется литературой по высшему счёту. Особенно это касается молодёжи, без которой, как вы понимаете, будущего у культуры просто не будет. Вот и на «Золотом Витязе» проявились полярные критерии. Группа молодых представителей СМИ обвинила в кулуарах и сам форум, и его лауреатов в несовременности и в олицетворении прошлой, доперестроечной эпохи. Пришлось объяснять им, что так выглядят совесть и душа славянского мира, ставших для большинства населения архаичными понятиями, годными разве что для «Красной книги».

Так что задача возрождения великой российской культуры состоит в том, чтобы движение на её «улице» стало двусторонним, а не уткнулось в тупик после ухода старшего поколения.

– И что для этого нужно сделать?

– Почаще проводить подобные форумы, вовлекать в их орбиту как можно больше молодёжи, с которой просто необходимо говорить о высоком предназначении искусства, о таких нетленных понятиях, как нравственность, честь, совесть, патриотизм. Но без государственной поддержки здесь далеко не продвинешься. А государство продолжает делать вид, что литературное творчество – это хобби, не имеющее никакого государственного значения. Вы ведь помните, что в начале 90-х был создан новый российский классификатор профессий, в котором не нашлось места писателям. А нет профессии – нет и статуса, нет законных гонораров, соцпакета, пенсии. Если во времена социализма, при всех его недостатках, не только неплохо платили за книги, журнальные и газетные публикации, но и обеспечивали писателей социальной поддержкой, то сейчас – ничего. Повернуть бы в этом вопросе время вспять и перенять бы у социализма заботу о писателях, да и о народе в целом...

– Спасибо за беседу, Виктор Владимирович. Нам остаётся только пожелать вам дальнейших творческих успехов и новых литературных наград.

* http://rospisatel.ru/bronshtein-int.htm

  • Расскажите об этом своим друзьям!