Светлая эра |
07 Июня 2018 г. |
Крышечкина, некстати вспомнившая об антитезах прошлого года, когда наше повествование, касающееся её путешествий, велось от первого лица «я-я-я-я», заставила задуматься прозаиков всего мира. Удаляясь от её «я», не удаляемся ли мы в сторону большего вымысла, пренебрегая прекрасной и чистой правдой? При этом, если «я» – явление субъективное, то не будет ли больший вымысел его объективнее? И, если «я» нечто утверждающееся, то что его утверждает? И зачем это «что» так им умаляется? Чтобы не запутаться и никого не запутать, выпустить читателя из недр текста таким же, каким он туда пришёл, текст не баня, мы решили составить тезисы о внешнем и внутреннем человеке. Первый – это тот, который видит себя в зеркале, каким его видят другие – поверхностно зеркальным, плоским, пустым. Мало того, именно поверхностный человек подвергается расщеплению, критике, анализу. Ребёнок смотрит на себя в зеркало и видит чистое личико с нежной кожей. Лет через двадцать поверхностных и пустых суждений о нём, бьющих недальновидностью, он видит, что лицо его изменилось, на нём появились следы коррозии. Ещё и ещё – и вот уже это лицо вызывает насмешку. Внешний человек защищает человека внутреннего от посягательств ошибочного мнения. Если внутренний человек ограничен, он сливается с внешним человеком и сохраняется хорошо до той поры, пока его не сокрушит самое жизненная правда, без участия людей. Если внутренний человек очень сильный, то внешне он более или менее способен лавировать среди мнений и суждений, в которых мы правду определили ранее как 1%. Кому-то её присутствие в жизни кажется большим, и он ей поклоняется. Но для нас это 1%. Речь идёт о мире человеческих воззрений, а не о том, как растёт берёза или работает двигатель внутреннего сгорания. Приглядитесь к человеческому лицу и на границе фаса и профиля увидите шов – поверхность постоянной судороги соприкосновения человека внешнего и внутреннего. Мы повертели Крышечкину так и этак, и нашли, что лицо её очень переменчиво, зависит от того, какой на него падает свет и под каким углом. И поняли, что это пустое дело – говорить о её внутреннем мире. Однажды Крышечкина поехала с Кавказского бульвара в сторону Сибири на поезде. Двумя же часами ранее, в квартире с розовыми шторами, ей приснился сон о господине Ч. Она ему наступила на ногу. И у обоих пробежала сладкая судорога на границе фаса и профиля. Поскольку это было во сне, внешний человек оказался внутренним. И давай диктовать свои условия. Ему надо было, чтобы всё произошло в действительности. Он хотел выйти вовне, зажить там, где полагается, и так, как он хочет. Крышечкина села в транссибирский поезд глубокой ночью с Казанского вокзала. Весь поезд сел на Казанском вокзале. Медленно и нежно двинулся он в темноту ночи, чуть подрагивая на стыках рельс. Временное население поезда, оккупанты, зашелестело отутюженными белыми простынями и почти одновременно заснуло. К вопросу о конфликте между добром и злом скажем, что заснуло доброе. Свет в вагоне немедленно погас, так как не было необходимости высвечивать что-то тёмное. Наоборот, была необходимость укрыть светлое. Днём Крышечкина проснулась, посмотрела в окно. Она увидела надпись от руки синей краской на серой от времени деревянной дощечке: «Республика Удмуртия». И пошли леса. Крышечкина начала мечтать о том, как она едет, едет, и дорогой ей встречаются надписи «Республика Германия», «Республика Бельгия», «Республика Франция». Везде густые леса и прыгают зайцы. Для путешественников это очень важно. Спустя сутки показался огромный город и на перроне мама Крышечкиной. Она сказала, что начинается светлая эра человечества. Не могла же мама расстраивать дочь. Крышечкина с ней согласилась, тоже чтобы её не расстраивать. Ей захотелось, чтобы на каждой стоянке поезда к ней подходили родственники и говорили о наступающей светлой эре. Ещё мама сказала, что сделала операцию на глазах и увидела, как темно в квартире и много накопилось пыли. Вскоре поезд тронулся, и мама осталась позади, как остаётся позади жизнь. «Я» Крышечкиной поехало вместе с ней, как её часть. Так кто же наступил на ногу господину Ч.? «Я»? Внутренний или внешний человек? «Я» или целое? Когда невозможно написать, кто есть господин Ч., и чем он занимается, где живёт, остаются общие вопросы, которые могут касаться любого. Вот почему их не обойти. Мнение читателя Читала залпом, где придётся. Изложение лёгкое, никаких нравоучений! Потрясающая способность: сказать всё, при этом раскрыв самую толику из жизни и выстроить каким-то волшебным образом ассоциативный ряд – об него запинаешься на каждом шагу. Как на крыльях Вы летите по жизненным реалиям, так и пером водите по бумаге (клюёте буковки на клаве). Обозначаете то, что отчётливо проявлено, и с чем все здравомыслящие согласие должны иметь бесспорное. Столько юмора мимоходом! – лёгкого, ироничного. Я хохотала от души. Согласна со многими мыслями: и что все люди отцифрованы, и что «Когда в мире накапливается много субъективного – он переворачивается.» И т.д. Как вообще возможно «в трёх предложениях» раскрыть и полную картину природы, и взаимоотношения героев безо всяких мусипуси, и обстоятельства, и причины-следствия! Всё ёмко, сжато, несколько отстранённо. Потрясающе! Увидела обещанное: синтез реализма и какого-то постмодернизма. Книга для всех: и для любителей реализма, и для тех, кто от него устал. Татьяна ПОЛЯКОВА, Костромская обл.
Тэги: |
|