Старая картина |
03 Января 2022 г. |
(«Перенесение мощей святителя Иннокентия») Явись же память о былом, дозволь час торжества вернуть и свет, коснувшийся и ликов тех, и судеб, что сохранились на картине позабытой, под потемневшим лаком затаившей истории причудливые грани... * * * Нам медленно откроется картина торжеств далёких, погружённых в Лету, и занавес, шурша, представит взору лиц и судеб былую пестроту. На сцене: монастырское подворье, заполненное шумным многолюдьем мещан, военных, казаков и разных чиновников, и скромных, и великих. Искусство живописца нам покажет одежд старинных дорогую тяжесть купецких жён и дочерей, чьи шубы материей покрыты златотканой, являя всем торговую успешность ухватливых супругов и отцов. Художник кистью быстрой обозначил персон вельможных гордую осанку, очерченную модным силуэтом, и мягкий свет английского сукна мундирных фраков их, смягчающих гонорность притворной лессировкой этикета. Однообразье гарнизонной униформы лишь вспышкою внезапной оживил он – сиянием трёхцветного плетения у офицерских шарфов поясных. На плоскости картины мы заметим всю пестроту чиновного сословия, и робость суеты их сюртуков затёртых в присутствии вельможных первых лиц, сермяжного кафтана неприметность толпы народной, оживляемой цветеньем платков и кушаков, на праздник припасённых. Мы вместе с очевидцем отмечаем событья дальнего неяркие приметы: снег февраля, истоптанный толпою, стен монастырских белизну и свежесть... И в рубищах, с последнюю надеждой согбенных нищих. Их мольбы и стоны – лишь к памяти Святителя, чьи мощи, в священном гробе, в плотном окруженье градских церквей священников иркутских, торжественно несут из места покоенья на встречу с Чудотворною иконой. С благоговеньем следуют за гробом купцов первейших именитые персоны, отмеченные выбором почётным и почитаньем имени Святого. За ними вслед – бурливой пестротою и праздничных одежд, и ликов просветлённых, в живом потоке – толпы горожан. Разгорячённые морозом, многолюдьем, волненьем небывалого событья – свидетели чудесных исцелений и жаждущие скорого предела жестоких мук, терзающих тела их, все в общем празднике – дух умиротворенья и Веры торжества!.. Картины многоцветие вбирает старинных срубов тёплый цвет и ветхость, парчи серебряной одежд церковных неровный блеск, сияние свечей... И мерным гулом – звоны с колокольни, и хора семинарии дисканты вливаются звенящим птичьим пеньем в неоспоримость дьяконских басов. И в единенье с торжеством церковным – последний праздник гордости купецкой (в дыхании лет он сменится поспешно властей губернских полною победой). Всё это многолюдье быстрой кистью запечатлел, проживший рядом с ними всю жизнь свою, участник торжества. Хоть имя и фамилия его – обыденно неярки, неприметны, звучание их да привлечёт внимание, напомнит вновь, пусть об уже прошедшем, но славном времени в истории Иркутской...
|
|