НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Памяти Юрия Бондарева и Леонида Зорина – таких разных гигантов литературы

04 Апреля 2020 г.

Ушли от нас Юрий Бондарев и Леонид Зорин. Два писателя, фактически — два антагониста. Два больших человека.

Не стало Юрия Бондарева и Леонида Зорина – писателей-мэтров, творивших каждый в своем направлении

Так случилось, что почти одновременно завершили свою земную жизнь два известных отечественных писателя — Юрий Бондарев и Леонид Зорин. Формулировка «завершили жизнь» здесь, пожалуй, наиболее уместна. Печаль наша светла — покойные дожили до мафусаиловых лет (оба родились в 1924 году, только Бондарев — весной, а Зорин — осенью), и жизнь их была успешной. Оба, окончив Горьковский литературный институт, всю жизнь занимались исключительно любимым делом — литературой, а Зорин до прошлого года вел Fecebook.

При этом они — своего рода антиподы. Яркие представители двух противоположных течений или, можно сказать, «берегов» отечественной мысли: «славянофильски-державного» и «западнически-демократического».

Юрий Бондарев — герой войны. Минометчик, потом артиллерист, участник Сталинградской битвы, кавалер двух медалей «За отвагу». По-видимому, последний из живших писателей-фронтовиков (уж точно — из известных). 1924 год вообще «принес» больше всего писателей-фронтовиков, они еще (уже?) не попали в мясорубку лета 1941-го и дошли до Победы.

Публике больше всего известны два произведения Бондарева с «отчетливо-военными» названиями: «Горячий снег» и «Батальоны просят огня» (и созданные по его сценариям картины с одноименными названиями), и три романа с короткими заглавиями «Берег», «Выбор» и «Игра». Причем роман «Берег», о последних днях войны в Берлине, проникнут подлинно-гуманистическим пафосом, и был высоко оценен критиками всех направлений.

«Игра» же, написанная в начале 1980-х годов про современность, полна горького неприятия этой самой современности. В те годы позднего Брежнева-Андропова-Черненко вполне уместны были вопросы «Что с нами происходит?» и «Куда мы все катимся?» Но дать четкие ответы на них мало кому тогда удалось.

Бондарев категорически не принял перестройку и последовавшую за ней «революцию». Огромное количество наших граждан глубоко солидарны с ним в этом — и возглавляемый им в то время Союз писателей РСФСР винят разве что в нерешительности и мягкотелости. Под крылом СП РСФСР объединялось «почвенное» направление русской советской литературы, наиболее ярко представленное Василием Беловым и Валентином Распутиным, и пытавшееся перестройке противостоять. Это противостояние, как мы знаем, не удалось, но свобода пришла тогда в Россию в таком обличье, что очень многих преисполнила сочувствием к «почвенникам», а их молодые последователи сегодня, скорее, на коне.

Многих писателей-фронтовиков перестройка развела по разные стороны баррикад — вспомнить хотя бы Григория Бакланова, который вместе с Бондаревым учился в Литинституте. Но войну они отразили честно — и чем дальше, тем важнее именно этот факт. Перестройка не должна заслонять войну. Изменения в обществе — возможно, и резкие — еще случатся. А Вторая мировая война была уникальна — и такой, слава Богу, больше не будет. Современному юноше, который и перестройку-то не застал, но хочет знать и про войну, просто необходимо читать писателей-фронтовиков. Бондарев среди них занимает почетное место.

Леонид Зорин не воевал. На всех фотографиях он в очень сильных очках. Не лез в герои, не занимался ни публицистикой, ни, тем более, политикой, его практически не видели на трибунах. Многие зрители его пьес и фамилию драматурга-то не запомнили.

А еще Зорин гордился тем, что никогда не вмешивался в работу режиссера. За одним-единственным исключением: пожелал участвовать в подборе исполнителя роли Костика в «Покровских воротах», ведь Костик — автопортрет самого драматурга, приехавшего в молодые годы покорять Москву. (Здесь могут не без иронии заметить, что отобранному им Олегу Меньшикову Зорин по внешности-то уступал — ну, да это не беда).

Именно «Покровские ворота» — самое известное творение Леонида Зорина. Интеллектуальной публике также знакомы его пьеса «Медная бабушка», из жизни Пушкина, и «Варшавская мелодия» — небольшая пьеса для двух актеров, которая не сходит со сцены более полувека.

За эти пьесы — не политические, не диссидентские, не злые — автору очень крепко доставалось от советского литературного начальства. По свидетельству критика Станислава Рассадина, руководитель советского ТВ Сергей Лапин кричал на режиссера Михаила Козакова: «Такие картины делают только люди, сбежавшие в Тель-Авив или Америку! Вы с Зориным не можете сказать: «Долой красный Кремль!» и делаете такие картины. Это гадость!»

Сейчас можно только руками развести: Боже мой, за что! (как считал Рассадин, главное там — не «фиги в кармане», но «легкое дыхание», этот признак и привилегия внутренней свободы»).

Тем более не понятно, за что можно было запрещать «Медную бабушку» (имеется ввиду бронзовая статуя Екатерины II, нашедшаяся в хозяйстве у поэта, который намеревался ее продать). Но тезка императрицы, министр культуры Фурцева, не позволила сыграть Пушкина Ролану Быкову, сочтя его слишком некрасивым. Историк Натан Эйдельман тогда пошутил: «Ей бы хотелось, чтобы Пушкина сыграл Дантес». Но Быкову стало далеко не весело, это был страшный удар для него. Только через четыре года Олег Ефремов все-таки поставил «Бабушку» во МХАТе на Тверском бульваре и сыграл Пушкина сам: сходство несомненное, правда, с учетом возраста.

«Варшавская мелодия» была, пожалуй, наиболее «нелояльной», так как посвящена встрече молодого советского ученого и польской певицы, которым за 10 лет до того послевоенные сталинские порядки не дали соединиться, а теперь уже поздно... По данному поводу большой начальник кричал на режиссера Рубена Симонова: «Я не могу смотреть на эту гордую шляхетскую королеву и этого затурканного раба!»

Но, как вспоминал критик Бенедикт Сарнов, с этой вещью цензура обошлась в каком-то смысле «остроумно», изменив даже не одно слово, а всего одну букву. Когда Гелена предлагает Виктору отъехать с ней на одну ночь из Варшавы в соседний городок, он отказывается: «Нельзя, я же не один». Редактор изящно вписал одну букву: «Я уже не один». А это довольно существенно: фраза «Я уже не один» очевидно означает «Я женат, и я верный муж». А фраза «Я же не один», хоть и может иметь разные значения, но советскому-то зрителю не надо было объяснять: «С нами куратор из органов, да и вообще — «доброжелателей» хватит».

Из прозы Леонида Зорина очень любопытен роман «Злоба дня». В этой книге 1990 года под видом детектива (убийство знаменитого певца) наглядно показаны болячки позднего советского общества. Наподобие бондаревской «Игры», широкой известности этот роман, кажется, не сыскал — на иной взгляд, жаль.

Так что сейчас поминки «в обоих лагерях». Вряд ли у Бондарева и Зорина много общих поклонников. Но в своих направлениях они были мэтрами, и неравнодушному к судьбе нашей страны интеллектуалу полезно обратиться к их творчеству.

Когда уходят обычные люди – беднеют их близкие и родные, когда покидают земную жизнь заметные деятели культуры – беднеет, кроме того и та сфера, в которой они творили. Но живым остается всё ими созданное, с которым стоит знакомиться и приобщаться. И на этом в том числе будет держаться долгие годы память о выдающихся личностях.

Еще об этих ушедших из жизни писателях можно прочитать ниже:

И кое-что о сфере культуры и ее представителях здесь:

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!