НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Где твой чёрный пистолет?

05 Февраля 2023 г.

25 января исполнилось 85 лет со дня рождения В.С. Высоцкого. Популярность Владимира Семёновича у многих его «собратьев по перу» вызывала раздражение, в том числе и в среде иркутских литераторов: мол, Высоцкий – вообще не поэт, горлом брал, а тексты его почитать – никуда не годятся…

25 января исполнилось 85 лет со дня рождения В.С. Высоцкого

Я не такой уж фанат творчества Высоцкого, чтобы пускаться в ожесточённые споры. Но что касается текстов… Когда появилось первое издание книги «Нерв», я её не просто прочитал, а перепечатал на машинке в четырёх экземплярах под копирку, поскольку очередь на её прочтение «выстроилась» немалая. А перепечатка – это такое дело, когда ни одно слово мимо сознания не проскочит, ни один огрех, и могу с полной ответственностью сказать: Высоцкий обладал поэтическим даром высокого уровня, прекрасно владел рифмой, вплоть до сложносоставной, звукописью, ритмом, соответствующим содержанию, да и образы в его стихах наличествуют такие, что дай бог каждому.

Перечитал я и массу материалов о Высоцком, где его тексты осмысливаются с разных позиций, вплоть до мистических, пророческих и т.п. А небезызвестный протоирей Михаил отмечает христианское начало в его творчестве. Каждому своё. Не обходится и без критики; особенно нарекания вызывают песни «блатного» периода и «легковесные» юмористические. Ну что на это сказать?

В начале-середине 80­-х годов мне не раз приходилось говорить о Высоцком в различных аудиториях. Как-то пригласили в одну из иркутских школ. Рассказывал о его жизни, о творческом пути, проигрывал песни, записанные на пластинках… Одна учительница возмущённо спросила: «А какой смысл в песне “Ой, Вань, гляди, какие клоуны?” Что она может дать, например, вот этим детям?»

Пояснил, что это своеобразная театрализованная сценка – комический диалог персонажей не самого высокого культурного уровня, которые жизненно вполне узнаваемы и высмеивались в искусстве не только Высоцким. И, несмотря на то, что смеётся он над ними не зло, а даже как бы по-дружески, «воспитательный» момент в песне наверняка присутствует. В доказательство своего тезиса спросил у класса: «Хотите стать, такими же?» В ответ, конечно же, раздалось дружное: «Не-ет!» Оставалось только выдать небольшую банальную мораль: «Значит, нужно хорошо учиться и не обретать вредных привычек».

Что касается «блатного» периода, то он заслуживает отдельного разговора. Чтобы не выставлять себя «самым умным», процитирую «Русскую семёрку»: «Амнистия 1953 года привела к настоящему культурному шоку, критическому перелому в советской идеологии <…> В лагерях ГУЛАГа текла своя жизнь, был там свой язык, свой фольклор, свои законы. В Советском Союзе начали меняться ориентиры – пошла жизнь «по понятиям» <…> В музыке развивался блатной шансон <…> Бериевская амнистия лишь запустила процесс, став первой в ряду массовых освобождений, которые создали «блатную эстетику» – альтернативную модель ценностям социализма».

Блатные песни быстро и надолго стали так называемыми «дворовыми», а затем сформировали и процветающий по сию пору «лагерный шансон». Ещё до Высоцкого популярную тематику подхватили многие сочинители. Вот фрагмент из беседы Марка Цыбульского со скульптором Эрнстом Неизвестным, опубликованной на страничке «Живого журнала»:

«М.Ц. – Эрнст Иосифович, когда состоялось Ваше знакомство с Высоцким?

Э.Н. – Мы познакомились при организации Театра на Таганке...

М.Ц. – Значит, можно сказать, что Вы присутствовали при рождении Высоцкого-актёра и Высоцкого-поэта. Какое впечатление он произвёл на Вас в те годы?

Э.Н. – В начале творчества он не казался мне экстраординарным явлением... Песни он только начинал тогда писать, а я был один из авторов песен, которые пела вся Москва...

М.Ц. – Я никогда не слышал, что Вы писали песни...

Э.Н. – Ну, я не один писал. Нас было четыре человека – Лёша Охрименко, Сергей Кристи, Владимир Шрейберг и я. Это такие песни, как, например, «Отелло, мавр венецианский...», «Выходит Гамлет с пистолетом...», «Я был батальонный разведчик...» и многое ещё другое…» (Заметим, что ни один из исследователей бардовского направления к упомянутой троице Эрнста не причисляет, как не причислял и сам Алексей Охрименко).

В интервью, где Неизвестный рассказывает о своём отношении к Хрущёву в период его руководства СССР, он заявляет: «…Более некультурного в жизни я не встречал. Даже наш дворник дядя Миша и то культурнее, даже алкаши у пивной, которые всё-таки Есенина читают и Высоцкого поют, а не какого-то поэта Малышко, которого он любил…»

Оставим на совести Эрнста Иосифовича высокомерное «какой-то» в адрес замечательного поэта-фронтовика Андрея Малышко, но отметим, что Высоцкий здесь оказывается весьма известным ещё до 1964 года. Однако «петь Высоцкого» в то время у пивной не могли: свои немногочисленные песни он исполнял, в основном, в кругу друзей; магнитофонные записи, если и делались, то широкого распространения не имели – по причине дефицита и дороговизны только-только начавшей выпускаться техники.

Но что же толкнуло Высоцкого на сочинение «блатных» песен, кроме популярности данного жанра в то время? Думается, то же, что многих других привело к «диссидентству», а именно профессиональная творческая неустроенность и непризнанность. Ведь с 1960­го года, когда он окончил школу-студию МХАТа, до прихода в театр на Таганке в 1964 году, его актёрская карьера была почти на нуле: массовка и эпизодические роли в театре им. Пушкина, малая востребованность в Театре миниатюр, отказ в «Современнике»… В числе коллективов, с которыми Высоцкий сотрудничал тогда, была даже самодеятельная экспериментальная театральная студия при клубе МВД. А как только он нашёл «свой» театр, «блатной» период закончился и начался настоящий Высоцкий с песнями о войне, о любви, обо всех проявлениях реальной жизни, отражаемых в том числе и в юмористической форме... Однако из «дворового» жанра, на мой взгляд, поэт-бард вынес те черты, которые, вероятно, и послужили его быстрой популярности: раскрепощённость лексики и монологичность...

Обрываю здесь свои размышления, чтобы дать слово коллегам: членам Союза писателей России – заместителю председателя Думы города Иркутска Юрию Кореневу и доктору исторических наук Александру Маджарову, который 25 лет назад, к 60­летию Высоцкого, создал фильм с участием писателя и сценариста, автора известной книги «Чёрная свеча» Леонида Мончинского, поэта Анатолия Кобенкова, музыканта и директора театра «Пилигримов» Владимира Соколова.

В связи с 85­летием Владимира Высоцкого Юрий Коренев и Александр Маджаров провели на YouTube беседу о его творчестве.

Если кто-то захочет увидеть и услышать весь диалог «в живую», то милости просим:

  • Расскажите об этом своим друзьям!