НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Феномен Высоцкого

04 Февраля 2023 г.

Фрагменты беседы А. Маджарова и Ю. Коренева

Феномен Высоцкого

Ю.К.: Я вырос на песнях Высоцкого. Во всех дворах появились магнитофоны, и популярность его была тогда на пике. В 1966 году вышел фильм «Вертикаль», где он впервые снялся, и стало возможно увязать звучание его голоса с личностью. А в 1967­м году Высоцкий впервые выступил на стадионе в городе Самара, было зрителей более пяти тысяч человек. После этого уже было много записей сделано, и они пошли волной... С одной стороны, всенародная любовь, а с другой – официальные структуры задерживались с признанием его творческих заслуг. Потом Высоцкого перестали показывать, перестали допускать до стадионов. А что это для творческого человека? Ты же творишь не для себя, а тебя ограничивают с показом того, что ты делаешь. Когда душа поёт, когда хочется не только делиться, но и увидеть обратную связь. Пластинка-гигант, записанная при его жизни на фирме «Мелодия», вышла, но только на экспорт, в СССР её купить было невозможно. И в Союз писателей его, как поэта, не приняли.

А.М.: Великого может оценить только великий. Случился театр на Таганке. Попасть туда было просто невозможно. Театр этот делали Высоцкий, Смехов, Золотухин, великий режиссёр Любимов. Сейчас наступило такое время, когда в жизни столько всего, что театр не поспевает. Ну, и люди по линии облегчения – понижения уровня культуры – пошли, а в советское время было по-иному. Там были запреты. Рамки хотелось раздвинуть, театр старался раздвинуть. Это характерная черта Высоцкого – раздвинуть рамки. Дух Высоцкого был препятствием его официального признания. Согласитесь, он говорил о важных вещах. Он писал о том, что в окружении было. У него было чувство справедливости сильно развито, и он переживал, когда неправильные решения принимались, не только в своём близком окружении, но и властью. А власть боялась его популярности. Ему не нужно было особых усилий совершать, чтобы пришла слава. Не было мест и возле того места, где концерт проходил. Люди слушали в рупор, или пытались услышать через двери и окна.

Он был очень советский человек. Есть идеалы, есть жизнь. Он пел об идеалах, а жизнь была немножко другая. Он воспевал любовь, дружбу, долг, честь, достоинство. Но это и не нравилось кому-то наверху. И в кино он был выдающейся личностью, ведь шли не на фильм, а на Высоцкого. Перед съёмками «Место встречи изменить нельзя» Говорухин ему правильно сказал: «Петь не будешь». Потому что – «слишком Высоцкий».

Ю.К.: Он очень много песен посвятил Великой Отечественной войне. Отец его не вернулся с фронта по-своему – создал другую семью...

А.М.: Он родился в 1938­м и пацаном в семь лет всё военное уже прошёл. Он видел, чувствовал, понимал войну, был пропитан темой войны. И сам говорил, что всегда начинает концерт с песни «На братских могилах», где есть потрясающе точные строки: «Здесь нет ни одной персональной судьбы – все судьбы в единую слиты». Он показал с помощью искусства, великого искусства, трагизм нашей военной истории. Такое ощущение, что он сам воевал, всё это испытал, то есть, словно общался с собратьями по оружию, был в окопах, испытывал лишения. Настолько он мог войти в образ. Может, и профессия артиста позволяла, наверное, не только это Богом было дано.

Высоцкий – это феномен, не осмысленный до конца совершенно. Потому что он выходит за рамки. Мы привыкли как: «Ты дворник, ты шахтёр, ты лётчик». Когда его спросили: «Ты кто, композитор?», – он ответил: «Я не знаю, кто я, такого слова нет». Слово такое есть – Человек. Великий человек.

Ю.К.: Высокая популярность смущала власть: в любой момент за ним люди пойдут. Настолько Высоцкий был всем близок по духу своему, и он пробуждал чувство справедливости, у него была жажда отстаивания интересов простого человека. Он писал от уровня и имени простых людей тоже. Что говорить, от имени животных он даже писал. Высокой его популярности завидовали многие поэты.

А.М.: Когда я сказал о нём, как о великой личности, я и имел в виду, что – это человек, который способен взять историю под уздцы. Повести за собой. Высоцкий был такой человек. Люди, слушая его песни, понимали, что в «датском королевстве» что-то не так. И вот сейчас мы «на свободе» и мы говорим, как там вроде бы было хорошо. А что же вы хотели, ребята? Теперь другие противоречия, и мы в них живём. Высоцкий именно подчёркивал идеал. Стремился к нему, показывал его. И люди ему верили. Он как поэт не мог лгать. Настоящий поэт не лжёт.

Ю.К.: Высоцкий не входил ни в какой формат никакого творческого союза. Выходил за все грани. Как поэт, как композитор, без сомнения. Как артист, без сомнения. Сколько у нас артистов, в том числе и народных, которых никто не знает! При этом Высоцкий был советский человек до мозга костей. Ничего не отрицал.

А.М.: И одновременно не со всем соглашался. Как надо, как должно быть, об этом он пел. Поэтому, он или с насмешкой лёгкой пел, либо, если писал о любви и дружбе, искренне, если он о войне писал, то от первого лица. Он писал так, чтобы все чувствовали правду жизни. Её не хватает всегда. Много лжи. Много – около правды. Не хватает настоящего.

Ю.К.: Как Вы считаете, молодёжь знает Высоцкого, слушает его? Насколько он близок в своём творчестве к тому, что сейчас происходит в нашем мире?

А.М.: 85 лет Высоцкому. Он мог бы жить и жить. Он наш современник. В русской литературе, в русской истории Высоцкий уже остался. Я хочу сказать, что он, это не шутка и не метафора, он – это энциклопедия русской жизни. Смотрите, почему. Говорят: «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни. Думал, метафора. Мало ли что говорят. Взял «Евгения Онегина» и стал читать. И нашёл на каждый поворот судьбы заголовок. Энциклопедия. Точно такой же Высоцкий. Он живёт в душе. А знает ли молодёжь… Подлинное искусство никогда не умрёт. Оно будет культурной ценностью пожизненно. Поэтому Высоцкий останется. Без всякого сомнения, чтобы с нами ни было, ни происходило. До тех пор, пока существует наша цивилизация, он будет в нашей русской культуре.

  • Расскажите об этом своим друзьям!