НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Дина Рубина: «Последние годы слова сильно подешевели»

22 Сентября 2018 г.

19 сентября исполнилось 65 лет Дине Рубиной, автору культовых романов и повестей, лауреату «Большой книги» и множества других премий. А незадолго до ее дня рождения в «Эксмо» вышел «Рябиновый клин» — ​первый том новой эпической трилогии «Наполеонов обоз». «Культура» поговорила с писательницей о Бонапарте, хандре и статусе живого классика.

 

19 сентября исполнилось 65 лет Дине Рубиной, автору культовых романов и повестей

культура: Персонаж Вашего нового романа, дирижер школьного оркестра Вера Самойловна, тянет чифирь, пересказывает ученику ужасы эпохи Возрождения и очень забавно отзывается о здоровой пище: в шкурке картошки «хренова туча кальция, первейшего друга всех лысых и беззубых». Любите таких прямых, откровенных людей?

Рубина: Брутальная старуха отсидела свою «красивую двадцатку» по нескольким лагерям, то есть имела право говорить все прямым текстом. А я люблю комфорт, уважаю все правила общежития и очень ценю сдержанных и воспитанных людей. Так что с Верой Самойловной меня связывают отношения автор — ​персонаж, не более.

культура: Действие разворачивается в маленьком городке с большим вишневым садом над Клязьмой. Как родился замысел написать о провинции?

Рубина: Все началось с «деревенских» писем моего друга, ныне покойного. Письма были и смешные, и грустные, и деловитые… Там мелькали забавные персонажи, обсуждались насущные проблемы — ​как, например, быть с кротами, которые перерыли весь изумрудный лужок. Мне подумалось, а хорошо бы написать что-то большое, панорамное такое — ​о современной деревне: типы, проблемы, текущая жизнь. Потом другая приятельница, на Кипре проживающая, долго рассказывала о своем деревенском детстве. Затем в антикварном подвальчике в глубокой русской провинции я углядела и мельком пробежала глазами какие-то листы со старинным написанием, с ятями… Как зарождается жизнь во Вселенной? Это тайна. Точно такая же тайна — ​зарождение замысла книги из случайных впечатлений, обрывочных диалогов. Это все — ​писательская кухня, которая интересной становится только тогда, когда роман закончен, и читатели начинают думать: а откуда все взялось?

культура: А почему «Наполеонов обоз»? Такое впечатление, что Ваша Вера Самойловна любила Бонапарта так же, как Марина Цветаева.

Наполеон, между прочим, был кумиром не только Цветаевой

Рубина: Наполеон, между прочим, был кумиром не только Цветаевой. Самые разные люди, в том числе и очень известные писатели, композиторы, художники (и декабристы, между прочим), были очарованы его личностью. Бонапарт — ​величайшая фигура в истории — ​не только как полководец, но и как политик, как законодатель, как освободитель народов Европы. Но я совершенно не ставила перед собой цель подробно писать о походе Наполеона в Россию. У меня в книге события того времени — ​сугубо частные обстоятельства. История некоего предка некой семьи. Декорации, в которых жил прапрадед моего героя Аристарха Бугрова.

культура: Музыкальные инструменты в Ваших произведениях — ​почти что герои. Здесь таким становится английский рожок, который «никогда не шутит», поскольку он «пророк, заклинатель змей». Какую роль играет музыка в Вашей жизни? Согласны с утверждением, что она расширяет знания о мире, поскольку представляет собой универсальный язык?

Рубина: Думаю, дело не только в музыке. Любая, глубоко изученная сторона человеческой деятельности обогащает жизнь. А музыка — ​да, замечательна — ​тем, что объединяет и воздействует на людей без всякого языка. Помню, как в юности, в Питере, на центральном телеграфе мы с подругой познакомились с двумя симпатичными пареньками из Франции. Студенты, они путешествовали. Подруга немного знала французский, я — ​немецкий, мы пытались как-то разговаривать. И тут вдруг выяснилось, что мы все учимся в консерватории. Что тут началось. Через пять минут мы уже дружно пели хором «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина. И никаких языков для этого не понадобилось.

культура: В одном интервью Вы рассказывали, что привычка к упорному труду, привитая в детстве, очень помогла в дальнейшем. И теперь Вы не можете представить себя скучающей или апатично валяющейся у телевизора. Совсем не знакома хандра?

Рубина: Конечно, знакома, да еще как. Хандра и ощущение бесцельности существования — ​нормальное и, кстати, довольно плодотворное состояние для творческого человека. Это тот вакуум, который порой необходим для свободы зарождения нового сюжета. Не стоит представлять себе писателя этаким бульдозером. Это живой человек с расшатанной нервной системой и в то же время с мощным позывом к «сотворению мира». Или хотя бы какого-то мирка.

культура: Можете что-то посоветовать творческим людям, которые уже отчаялись? Как не опускать руки, если удача обходит стороной?

Рубина: Не люблю давать советов. Вещь неблагодарная: ты дашь совет, а ему, не дай Бог, последуют, но по-своему, шиворот-навыворот, и опять получится неудача. Понятно только, что любой творческий человек всю жизнь бьется со своими призраками. Это судьба такая. Даже самые успешные люди довольно часто впадают в отчаяние. И успех каждый понимает по-своему. Моя история о том, как в подростковом возрасте послала рассказ в журнал «Юность» и его напечатали, почти сказочная. Ориентироваться на нее — ​пустое занятие. Как правило, писатели трудно пробивают себе дорогу в эту довольно закрытую касту. Но сейчас есть интернет, и пишущий человек всегда может выйти к читателям на просторах каких-нибудь литературных сайтов или сообществ. Это чревато другими опасностями — ​для общества. Но для пробующих себя в литературе — ​просто раздолье.

культура: Вас не так уж часто увидишь на мероприятиях. Как относитесь к идее делать из писателя ньюсмейкера, персонажа светской тусовки?

Рубина: Смотря куда приглашают. Встреч с читателями у меня довольно много. Вот в ноябре проедусь по городам России, выступлю и в Москве, и в Питере. Что касается литературных событий — ​банкетов, премий, пресс-конференций, — ​это другое дело. К тому же я просто далеко живу от банкетных залов. Не слишком их люблю, это правда. И литературных чиновников не жалую. Дело писателя — ​книги писать, а не тусоваться по «акциям». Светская жизнь — ​это, конечно, тоже работа (по-своему); она многое исключает из нормальной жизни.

культура: Сейчас часто сетуют, что в литературе мало женщин, хотя это и не так. Как думаете, что стоит за этим сожалением — ​может быть, современной прозе не хватает человеческой интонации, психологизма?

Рубина: Мало женщин? Это чепуха. Сегодня в русской литературе работают и признанные мастера: Улицкая, Петрушевская, Токарева, и представители поколения среднего возраста. Много имен, боюсь кого-то не назвать (не так давно ушла из жизни Маргарита Хемлин, очень талантливая). И недавно пришедшие в литературу: Гузель Яхина, Яна Вагнер, Анна Стробинец, Наталия Ким. Это все — ​писатели, в прозе которых можно найти и психологизм, и жизнь, и теплоту, и гротеск, и жестокость. А в западных странах вообще чрезвычайно широко представлены женщины во всех жанрах. Помнится, Иосиф Бродский говорил в интервью, что в американской литературе последних лет прекрасно работают женщины. А английские писательницы? Французские… Их много. Только это не называется «женской прозой», так же как произведения писателей-мужчин вряд ли кто-то назовет «мужской».

культура: У Вас юбилей. Любите дни рождения или это грустный праздник?

Рубина: Это будний день. Я равнодушна к любым датам. Дети, конечно, трепыхаются и пытаются как-то «поздравить»… Но я всегда стараюсь уклониться. Это мой собственный сдвиг, никто не может понять, а я не умею внятно объяснить, почему терпеть не могу всех этих поздравительных речуг, открыток (теперь электронных) и суеты с букетами. Когда в этот день мне мешают работать телефонные звонки, я и телефон отключаю.

культура: Как относитесь к болезненному для многих вопросу возраста? На Ваш взгляд, люди что-то приобретают с годами, становятся мудрее или это просто «постаревшие, больные мальчики и девочки», как сказали в одном популярном отечественном кино?

Рубина: Все зависит от человека. Умные, талантливые и энергичные всегда только приобретают — ​с годами, с потерями, с достижениями, с провалами, с победами, с путешествиями, с безвылазным сидением дома. Такой человек всегда знает, что ему делать и чем еще себя развить.

культура: Вас аттестуют как писателя, не нуждающегося в представлении, — ​живой классик, признанный мастер. Как относитесь к этим эпитетам? Статус классика не давит?

Рубина: Не знаю, кто сегодня раздает статусы. Скорее всего, отдел рекламы издательства в преддверии продажи новой книги. Хорошая литература, которая остается интересной для большинства, становится классической спустя много лет, желательно сто — ​сто пятьдесят. В последние годы так называемого «информационного взрыва» сильно подешевели слова и понятия — ​видимо, их как-то попортило в результате этого взрыва. А давит на меня в последние годы только атмосферный столб, как и положено уже по возрасту. Но я принимаю хорошие таблетки.

Биографии замечательных людей, истории из жизни великих

... Похожие статьи

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!