Байки дядюшки Вилли – это «проделки» Венгера… |
11 Июля 2013 г. |
Байки – может быть, это даже не совсем литературный жанр, но без них наша жизнь и наше представление о других людях стали бы намного беднее. Такую мысль высказал редактор только что вышедшей в свет очередной книги ветерана охлопковского театра народного артиста России Виталия Венгера на её презентации в Культурном центре А.Вампилова. Редактор книги, а это известный в Иркутске журналист и прозаик Арнольд Харитонов, развивая свою мысль, сказал, что в процессе подготовки рукописи многих хорошо известных ему людей он узнал как бы заново – они, с подачи Виталия Константиновича, стали живее, открылись с неожиданной стороны. Виталий Венгер, кроме того, что он никогда не изменял театру, сыграв на сцене за свою артистическую карьеру более трёхсот (!) ролей, имеет уже не одну собственную книгу. Он – автор воспоминаний «Жизнь моя, театр», «Монолог актёра», «Птицы небесные», книги с говорящим названием «Венгер-шарж» - здесь он выступает как мастер весёлого портретного рисунка – шаржа; и вот теперь – книга баек. То есть фактически он предстаёт перед нами ещё в одной своей роли – роли писателя. Новорождённая книга называется «Вот тебе и здрасьте!» и имеет подзаголовок «Байки дядюшки Вилли». Это собрание житейских, театральных, бытовых и прочих историй, весёлых и грустных, потешных и не очень. Но все они помогают увидеть новые грани той действительности, в которой жили и самовыражались герои баек, да и их автор тоже. Несколько слов об оформлении. Каждую историю, какой бы крошечной по объему она ни была, сопровождает изящный, «говорящий» рисунок-символ, отчего страницы книги выглядят весело – так, что их просто хочется читать и разглядывать. Оформление принадлежит заслуженному художнику России Сергею Элояну – большому мастеру книжной графики, человеку с многолетним опытом такой работы. На презентацию в Центр А.Вампилова (она проходила в рамках проекта «Свидания у Вампилова») пришли люди театра – артисты, музыканты, критики, зрители; писатели и художники, друзья и поклонники артиста-автора. Обстановка была лёгкой и непринужденной, а книга - подарена всем гостям. Предлагаем читателю для знакомства несколько баек из новой книги Виталия Венгера. Любовь СУХАРЕВСКАЯ
Виталий ВЕНГЕР «Где вы всё-таки работаете?» Не могу припомнить, по какому поводу меня вызвали в горком партии на беседу с ветеранами. Я шёл, понимая, что разговор будет скорее напоминать допрос. И не ошибся. В кабинете сидели дряхлые старцы и смотрели на меня подозрительно. Я понял – большинство из них видят меня впервые. Первый вопрос: Где вы работаете? Ответ: В театре. Я актёр. Второй вопрос: Ну, это понятно. А работаете-то где? Я понял, что дальше будет ещё труднее… Попросили рассказать биографию. Когда сообщил о том, что жил в фашистской Германии, куда родители были командированы Наркоматом внешней торговли СССР, я просто физически почувствовал, как они напряглись, - как собаки, почуявшие дичь. -Родители – это понятно, - начал один из них, - но вы-то что там делали? -Учился в первом классе советской школы при посольстве СССР, - ответил я уверенно. -Почему не остались в Москве, с бабушкой? – язвительно осведомилась ветеранша. Я пожал плечами, решительно не зная, что отвечать. -Наверное, можно было отказаться, не ездить, - резюмировал старик, все время чихавший. Один Бог знает, с каким облегчением я покинул этот паноптикум. Штаны-то тут причём? В 60-е годы, в разгар охоты на стиляг, группа бригадмильцев-комсомольцев с нарукавными красными повязками остановила меня на улице Ленина возле театра музкомедии. Они схватили меня за руки и за ноги и разрезали чуть зауженные брюки. Кое-как добежав в таком виде до театра, я обратился в пошивочный цех, где мне восстановили мой столь важный предмет одежды. Неужели это было? Да, к сожалению, было со мной и вовсе не в фашистской Германии, а в моей стране, в городе, который стал мне родным. Пока Сержантов Режиссёр Сержантов был приглашён в театр на одну постановку – «Накануне» по Тургеневу. Идёт репетиция. На сцене Инсаров и Елена. Елену репетирует прекрасная актриса Людмила Макарьева. Сержантов – из зрительного зала: -Представьте, что вы голубки, сидите на проводах и объясняетесь в любви… Попробуйте поворковать… Ну, давайте… Совокупляйтесь, совокупляйтесь! Макарьева взрывается: -Причём здесь голубки? Что значит – совокупляйтесь?! Совокупляйтесь сами… С кем хотите! На следующий день репетицию взял в свои руки Куликовский. Обиженный Сержантов сел в последние ряды и постоянно бросал ехидные реплики. Куликовскому это надоело и он закричал: -Сержантов! Я вам слова не давал! Тот обиженно ответил: -Это я сейчас Сержантов, а через год буду Генералов! Гостинец поэту Во время наших гастролей в Калуге мы встретились с Женей Евтушенко – он там снимался в роли Циолковского в фильме «Взлёт». Витя Егунов, тоже зиминский, земляк поэта, приготовил ему презент – солёного омуля, пролежавшего несколько дней в тузлуке. Запашок от него шёл приличный. Вот такой сувенир, называемый в Сибири «омулем с душком», Виктор вручил Евгению Александровичу. Тот не остался в долгу – купил в гостиничном киоске книгу и вручил её земляку с тут же сочинённым экспромтом: В Калуге встретил я зиминца, Он был сибирский старожил, Подобьем божьего гостинца, Какого я не заслужил. Мой бог совсем не Иегова, Бог меня выручил в тоске В обличье Вити Егунова С вонючим омулем в руке. Столь короткое застолье Я летел в Москву на совещание Союза театральных деятелей. В Омске – обязательная посадка, сорок минут. Дал телеграмму трём омским друзьям и коллегам – встречайте. Обошел весь вокзал, но ребят не нашел. Ну, думаю, телеграмму не получили или заняты… Вдруг слышу голос по радио: «Пассажир Венгер из Иркутска, пройдите на улицу, друзья ждут вас у контейнеров справа от здания вокзала». Вышел. У мусорного контейнера стоит троица – Коля Чиндяйкин, Вадим Лобанов, Юра Ицков. Стоят и улыбаются. Коля, не теряя времени, открывает потрепанный портфель, достает литровую бутылку водки и треугольник плавленого сыра. Мы торопимся – уже объявили посадку. Выпили по одной, тут же по второй, закусь кончилась на первой… Вопросы – как блиц в шахматах: «Ну, как ты?» - они мне. «А вы как?» - я им… И вот я уже бегу к автобусу. От Омска до Москвы долетели незаметно – я всю дорогу спал. За бугор. Будет ли продолжение банкета? Отправившись на гастроли в Штаты, мы сначала ехали поездом до Хабаровска, оттуда – самолётом до Анкориджа, а там уж – прямо до места назначения. Везли мы спектакль «Из Америки – с любовью», ставил его Изяслав Борисов. Его присутствие очень скрашивало дорожные будни. Особенно когда он прибегал к своим фирменным прибабахам. Увидел у нас на столе обычные солёные огурцы и в восхищении воскликнул: «Братцы! Где вы достали сей экзотический продукт?» - «Присядьте, Изяслав Борисович, составьте нам компанию!» - приглашали мы хором. – «Спасибо, я с удовольствием отведаю самый маленький кусочек», - жеманничал режиссёр. «Ах, отчего же кусочек – скушайте самый большой огурец и прямо из банки, - подыгрывали мы ему, - да и рюмашку, рюмашку!» - «Ну, братцы, это уже получается целый банкет! Чем же я с вами расплачусь в Америке?» И, смачно выпив рюмку водки, закусив хрустящим огурчиком, принялся рассказывать какую-то смешную историю. Как Берман провалился Я уже упоминал о том, что Берман провалился во время спектакля «Ромео и Джульетта». А было так. Художник спектакля Юрий Суракевич построил помост высотой метра полтора. Он был затянут брезентом, а ходить можно было только по деревянным дорожкам, которые были обозначены специальными метками. Но Александр Зиновьевич, войдя в образ, плюнул на эти метки и пошел кратчайшим путём с одного конца сцены на другой. Но кратчайший путь не всегда безопасный. Потому Берман, порвав брезент, провалился. При этом умудрился повиснуть головой вниз, а ноги торчали на поверхности покрытия. Пришлось давать занавес. Александр Зиновьевич, слава богу, не повредился, но своё излюбленное всё же изрёк: «Это занюханный брезент… пропади всё пропадом!» Мясо лучше хлеба На чеховский фестиваль в Улан-Батор мы привезли «Чайку». Принимали нас по первому классу. Разместили в многозвёздочной гостинице европейского стиля. Чего только не было – встречи с деятелями культуры, конференции и обсуждения спектаклей, экскурсии по городу, посещение памятных мест. И в завершение большой банкет – в роскошной белой юрте, вместе с нами – руководители культуры, видные деятели искусства. Стол описывать не буду, места не хватит. Скажу только, что он ломился от разносолов. Но всё мясное – из баранины, с бараниной, везде и всюду – баранина. А вот хлеба нет. Я спросил – почему, мне ответили простодушно: зачем хлеб, когда есть мясо? И то правда… В Иркутске я рассказал об этом корреспондентам. Один материал о чеховском фестивале был озаглавлен: «В Улан-Баторе Венгеру не давали хлеба». Видимо, это для них оказалось самым важным. Уважаемый читатель МГ! Поставьте, пожалуйста, отметку о своем впечатлении от прочитанного. А если вам есть что сказать более подробно - выскажитесь в комментрии!
( 4 проголосовали )
( 0 проголосовали )
Тэги: |
|