Громкие скандалы и трагедии: мы сами превращаем их в шоу |
26 Августа 2020 г. |
Казенным агитаторам можно не напрягаться. Публика сама превратит в шоу что угодно — от отравления оппозиционера Навального до «дела» убогого Ефремова. Понятно, что машина государственной пропаганды даже и после заявления немецких врачей об отравлении Алексея Навального продолжает наводить тень на плетень. Песков пожимает плечами. Мобилизованы «эксперты», марионеточные медицинские чиновники, а также — видимо, в качестве непререкаемого авторитета — доктор Мясников, заскучавший на фоне спада интереса к ковиду. Это, повторю, стандартная реакция. Гораздо интереснее, что многие наши интеллектуалы, за вычетом, конечно, последовательных обличителей режима, продолжают судачить, что не надо, мол, верить простым и очевидным версиям; что дело с «болезнью Навального» обстоит сложнее, чем кажется, и имеет много тайных подтекстов; что обе стороны нам врут, пытаясь сыграть на нашей доверчивости; и что, следовательно, с окончательным вердиктом спешить нельзя. А то окажемся простаками и клюнем на удочку то ли самого Навального, которому, конечно, ничего не стоит инсценировать покушение на себя, то ли хитроумных его «кураторов», засевших где-то наверху. Сходство этих рассуждений с болтовней казенных Telegram-каналов совершенно очевидно. Но не надо думать, что продвинутые люди, на службе в большинстве своем не состоящие, просто повелись на госдемагогию. Все эти шаблоны заранее присутствуют у них в мозгах и включаются по любому поводу, даже самому нелепому. Стоит, например, посмотреть на мыльный пузырь, раздутый из «дела» актера Михаила Ефремова. Там все печально, все ясно и спорить абсолютно не о чем. Если, конечно, не верить в конспирологию: в таинственных «подлинных водителей» ефремовской машины, в незрячих свидетелей и прочие бредни. А главное — если бы похабное шоу, устроенное защитой, вызвало естественную брезгливость и отказ иметь к нему касательство. Но не вызывает. Публика всерьез разделилась на противоборствующие лагеря, горячо дискутирует о личности фигуранта, вникает в откровенно клинические версии и ломится в этот балаган, выкладывая, говорят, немалые деньги. Таково одно из самых резонансных событий российского лета-2020. Весь «ефремовский» ажиотаж создан на голом месте именно общественностью. Начальство ему потворствует, но зачинщиком не является. Кроется ли причина шумихи в невероятной славе и колоссальных общественных заслугах фигуранта? Точно оценить не могу, поскольку актерские достижения Михаила Ефремова никогда не ставил высоко. Но даже и со стороны видно, что такой громокипящей славы у него раньше не было. Ее принес ему суд. Чего-то исключительного в этом нет. Петербургский наполеоновед-расчленитель на старте своего дела тоже вовсе не был знаменитостью. Шоу-звездой российского масштаба его сделали нестандартное убийство, говорливый защитник, а главное — болезненное желание публики тратить время и находить удовольствие в поисках замысловатых подтекстов и душевных тайн, которых там не было и в помине. И с тем же конспирологическим азартом, с тем же желанием во всем видеть шоу досужая часть нашей общественности подступает к событиям действительно важным. Очень возможно, что она вовсе не составляет большинства в массах наших интеллектуалов. Но досужая — как раз и значит: располагающая неограниченными запасами времени, чтобы фантазировать, морализировать, выстраивать версии, препираться друг с другом и своим шумом заглушать простые и ясные объяснения происходящего вокруг. Одна из причин, конечно, в том, что очевидные и ясные объяснения сплошь и рядом просто страшны. Что может быть логичнее, чем предположить, что Навального отравили? Это все прочие версии нуждаются в веских доказательствах, которые, что характерно, не предъявлены. Однако сказать такое страшно даже самим себе. А погружение в конспирологическую болтовню обеспечивает душевный комфорт. Но стремление нашей общественности видеть спектакль в любом событии объясняется не только внутренним ее страхом. Вот вечером в воскресенье по приказу белорусского правителя распространили видео, на котором он и его подросток-сын, оба в боевом облачении и с автоматами, бегают вокруг собственного дворца. О чем сразу же принялись рассуждать наши аналитики, включая серьезных? Ну конечно же о том, кто бы мог быть сценаристом шоу, и кто — его режиссером. Слишком бездарно, мол, для российских профессионалов. Видимо, это творчество местных авторов, которым еще учиться и учиться. Из чего само собой вытекало, что обещания расправиться с собственным народом, которыми сыпал Лукашенко, — это просто часть спектакля, условные реплики из кем-то для него написанной роли. А вдруг это не совсем спектакль и угрозы стоит воспринимать всерьез? И действительно ли диктатор подчиняется каким-то политтехнологам-сценаристам, как Ефремов — своим адвокатам? Ведь сюжеты, запечатленные придворной пресс-службой, стилистически вовсе не новы. Еще ребенком Лукашенко-младший стоял на парадах рядом с отцом, и оба были костюмированы в нечто, напоминающее маршальскую форму. Им не привыкать переодеваться. Белорусский правитель всю свою карьеру сам себе режиссер, и новейшее его безумное видео не такое уж смешное. У нас принято с сарказмом относиться к казенной пропаганде. Что не мешает изрядной части нашей публики вести себя именно так, как она предписывает. Ничему не верить, подозревать во всем тайный смысл, в любом событии видеть спектакль, а себя в нем — бездеятельными, но шумливыми зрителями. Конечно, видеть шоу в каких-то событиях, может отчасти и хорошо. Легче их переживать или можно вообще о них узнать, «отпустить» и забыть. Но некоторые происходящие вещи лучше оценивать все-таки трезво. Не стоит отмахиваться от того, что люди в экологическом плане делают со своей планетой, от наглости, когда можно совершить преступление и уйти от ответственности, от того, что политически и экономически слабнет страна и т.д. Когда-нибудь всё это может выйти за рамки «сцены» и отразиться на всех и на каждом. Ещё в связи с поднятой темой читайте также:
|
|