НА КАЛЕНДАРЕ

В чем секрет популярности фильма «Белорусский вокзал»?

Юрий Лепский, rg.ru   
13 Марта 2021 г.

Исполнилось 80 лет режиссеру Андрею Сергеевичу Смирнову. Он, напомним, снял легендарный фильм «Белорусский вокзал». Но не только. Прекрасная «Осень» - это тоже его работа, и «Жила-была одна баба» - о тамбовском восстании - тоже его, и «Француз» тоже... Однако ж разговор с ним именно о «Белорусском вокзале». Формальный повод есть - фильму исполнилось пятьдесят лет, а он продолжает жить на экране. Но дело не только в этом.

В чем тайна популярности кино «Белорусский вокзал»?

В "Белорусском вокзале" есть какая-то тайна. Ну, например, почему даже взрослые, крепкие мужчины плачут на этом фильме, как дети?

Андрей Смирнов: Да, помню первый показ в Доме кино. Я обратил внимание на мужика в форме железнодорожника. Он плакал. Потом, когда в зале зажегся свет, я подошел к нему, спросил, как впечатление. Знаете, что он ответил? "Ничего, неплохо". И все. Может быть, потому, что я в то время производил какое-то неубедительное впечатление: такой, знаете, хипарь с бородой и патлами до плеч...

Возможно. Но сами-то вы как считаете, почему на "Белорусском вокзале" люди плачут?

Андрей Смирнов: Вряд ли это можно точно определить, у каждого свое. Одно вам могу сказать: я убежден, что причина долголетия фильма, его популярности - в прекрасном сценарии Вадима Трунина, в великолепно написанных диалогах и в замечательных актерах.

Ладно. Тогда, если позволите, я сделаю одно предположение. Мне кажется, вы сняли один из лучших фильмов о войне, на мой вкус - лучший. Хотя в нем не звучит канонада, нет крови и выстрелов (кроме прощального залпа на кладбище). Вы сняли фильм о людях, которым выпало вместе и пережить, и победить нечто страшное. Каждый из них - обычный человек в обычной жизни, они всё помнят, но не любят распространяться о прошлом. И только когда собираются вместе, их прошлое оживает и вновь наделяет их необычайной силой правоты победителей. Эта сила преображает их, превращает в героев, способных вершить справедливость, ставить на место мерзавцев и спасать пострадавших. Это почти сказка. Но когда понимаешь - а ведь не сказка, самая что ни на есть соленая правда о выжившем поколении фронтовиков Великой Отечественной - горло перехватывает.

В чем тайна популярности кино «Белорусский вокзал»?

  • «Белорусский вокзал», кадр из фильма

Андрей Смирнов: Да, и мы думали об этом, когда снимали фильм. Мы так и понимали наших героев. Нам было легко это сделать, поскольку мы с Труниным были дети фронтовиков. И мой, и его отец прошли войну, она не миновала наши дома.

Знаете, Андрей Сергеевич, и у меня, признаюсь вам, были слезы на глазах, когда в финальном эпизоде уставшие герои посапывают на подушках, разместившись на полу, а в соседней комнате, улыбнувшись чему-то своему, засыпает молоденькая девчонка, только что пришедшая со свидания. И тут вдруг в этой умиротворенной тишине гремит марш Победы, идет кинохроника возвращения с фронта на платформы Белорусского вокзала - как сон, как всполох памяти задремавших фронтовиков. И уснувшая девочка вскакивает, словно разбуженная этим громом воспоминаний... Вот вы говорили о диалогах, об актерах. Но ведь в фильме есть и еще один герой - музыка, песня Булата Окуджавы, этот марш. Как они появились?

Андрей Смирнов: Ну, я поначалу подобрал несколько песен времен Великой Отечественной, но Трунин был категорически против: он настаивал на том, что песню для фильма надо написать специально, чтобы у зрителя создалось впечатление, что ее написал кто-то из героев фильма. Возникла мысль попросить написать песню Булата Окуджаву. Я встретился с ним, дал ему прочесть сценарий, но Булат отказывался. Он говорил, что уже год как не пишет песен, не хочет браться за это дело. Тогда мы пригласили его на "Мосфильм" и показали ему уже отснятый материал. Он был явно впечатлен и обещал попробовать. Через несколько дней стихи были готовы. А вот с мелодией не заладилось. Булат написал несколько музыкальных фраз для начала и для припева, но связать одно с другим к него не получалось. Тогда мы собрались в тон-студии "Мосфильма" в таком составе: Трунин, Окуджава, Шнитке и я. Показали Альфреду стихи и несколько музыкальных фраз, написанных Булатом. Шнитке сел за рояль, и через полчаса вся мелодия для песни была готова.

Не могу не спросить вас вот о чем. В вашей жизни был значительный период - почти тридцать лет, - когда вы не снимали кино. Почему?

Андрей Смирнов: Я решил оставить режиссуру, когда мне было тридцать восемь лет. За семнадцать лет я снял четыре фильма. Всего. И ни один из них не вышел таким, каким замышлялся. Цензура была нещадной. И я сказал себе: все, хватит. Ну, разумеется, эти двадцать девять с половиной лет я не бездельничал. Учился писать сценарии, написал пьесу для театра, играл в кино как актер, преподавал, ставил театральные спектакли, даже был чиновником - возглавлял Союз кинематографистов СССР. А потом пришли горбачевские времена, и на пятом съезде кинематографистов мы впервые заговорили о необходимости отмены цензуры. А на шестом съезде именно мы сказали, что единственной защитой от государства может быть только частная собственность. И вот когда реально отменили цензуру, мне стало завидно. Я подумал: ну, что же, я так и помру, не сделав ни одной картины без чужой указки? Мне очень захотелось вернуться. И вот в декабре восемьдесят седьмого года я вскочил среди ночи и записал на листочке: "фильм о тамбовском восстании". А наутро стал думать, как я с этим справлюсь.

Напомним читателю, что фильм о тамбовском восстании назывался "Жила-была одна баба". И прежде чем начать съемки, вы изучили огромное количество исторического материала...

Андрей Смирнов: Да, все так. Я работал над сценарием десять лет.

В чем тайна популярности кино «Белорусский вокзал»?

  • «Жила-была одна баба», кадр из фильма

Андрей Сергеевич, зато теперь я могу спросить вас как специалиста. Действительно ли Сталин ставил цель уничтожить российское крестьянство как класс, враждебный социализму?

Андрей Смирнов: Все-таки тут начинать надо не со Сталина, а с Владимира Ильича. С этих его разговоров, что революция была направлена против помещиков и капиталистов. Да ничего подобного! Ни помещики, ни капиталисты не пострадали в России в такой степени, как пострадали два сословия, которые Ленин ненавидел: крестьянство и духовенство. Жертвы были чудовищны. Это была вполне сознательная политика уничтожения крестьянства. ВКП(б) в то время расшифровывалось в народе как "второе крепостное право большевиков".

Вы остались довольны работой над этим фильмом?

Андрей Смирнов: Это было огромным счастьем - работать с группой высочайших профессионалов при полном отсутствии цензуры. Причем семьдесят процентов стоимости производства фильма - частные деньги.

Вот видите, значит, была и логика, и смысл в тех тридцати годах режиссерского простоя. Вы просто создавали обстоятельства, в которых можно нормально снимать кино.

Андрей Смирнов: Ну, не я один. Нас было довольно много.

Хочу спросить вас о том, что называется ныне "современным искусством". Тут есть две точки зрения. Одни полагают, что за многие столетия взаимодействие человека и произведения искусства не изменилось. По-прежнему искусство (если это искусство) вызывает в душе человека благородное потрясение. В этом, собственно, всегда состояли и состоит назначение искусства и смысл работы художника со времен Аристотеля. Но есть люди, которые полагают, что Аристотель с его катарсисом - это неизжитое прошлое, что искусство никого не обязано потрясать, оно может нравиться или не нравиться, оставаясь при этом искусством. А вы что скажете?

Андрей Смирнов: Я - с Аристотелем.

А я - зритель - с "Белорусским вокзалом", потрясшим меня когда-то до глубины души.

Есть фильмы, смотря которые духовно очищаешься. К таким относится и «Белорусский вокзал». Не показывая саму войну, эта кинолента, тем не менее, красноречиво рассказывает о ней и буквально выворачивает душу. Кино любимо многими зрителями, и неся свою трогательную историю на экраны уже несколько десятков лет, оно способно достучаться до каждого сердца.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rg.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!