У котика на пузике: недобрые размышления у телеэкрана в эпоху СВО |
Сергей Корбут |
12 Февраля 2023 г. |
То и дело голубой экран показывает сперва кадры разрушений, сопровождаемые рассказом об ужасном обстреле, а через несколько секунд – душераздирающие крики женщины и ребенка, увидевших… зеленого и ужасного Страшноцена. Абсурд, не лишенный логикиГоворят, что полезно смотреть на восходящее солнце. Подъем диска над горизонтом от момента появления его верхнего края до отрыва от линии горизонта длится около пяти минут. Примерно столько же длятся в среднем рекламные блоки на каналах телевидения. Но ни один здравомыслящий человек не скажет, что смотреть их полезно: и с точки зрения практической пользы, и с позиции психологического воздействия. Конечно, любителей встречать восход светила найдется не так уж много, людям чаще всего не до этого. Но еще меньше, пожалуй, найдется телезрителей, которые не испытывали бы лютой ненависти к рекламе… Абсурдные сравнения? Что ж, с этим можно согласиться. Но не менее абсурдно по сути своей и рекламное «творчество» на российском телевидении. Понимая, видимо, что зрителя простой подачей информации не прошибешь, создатели роликов сознательное бьют по психике: дикие вопли, прошибание стен мускулистыми дамами, агрессивные, сексуальные, скандальные, вкрадчивые и просто идиотские интонации… Да что перечислять – все сами все видят и слышат много-много раз на дню. Да, извиняюсь, насчет практической пользы от рекламы я немного перебрал, есть она все-таки: пока она идет, можно в туалет сбегать, чайник вскипятить, хлеб маслом намазать и даже посмотреть одним глазком, чем там дети заняты… Бедные наши дети, впитывающие все это многажды повторяемое (вы ведь знаете, во что превращается слово «много», если его произнести скороговоркой несколько раз подряд) на подсознательном уровне и «обогащающие» свой лексикон рекламными слоганами! Абсурдное сравнение появилось у меня после того, как, налюбовавшись на восход солнца, я включил телевизор, чтобы узнать последние новости. И началось! По странному совпадению или предварительному сговору рекламные блоки, пропади они пропадом, на основных каналах вставляются в передачи и фильмы одновременно, при этом многие ролики идентичны. Так, трижды я увидел двух молодых, простите за выражение, дебилок, впавших в явно не платонический экстаз при виде бутерброда с котлетой, именуемого бургером. Трижды, опять же в невесть какой истоме, меня пытались убедить в том, что «Тинькофф – он такой один». Дважды проламывала стену основательно накачанная чемпионка Москвы по бодибилдингу, чтобы примирить двух качков-мужиков, едва не дошедших до драки из-за того, как правильно называть препарат от боли в горле: «Мальчики, не ссорьтесь! Тантум Верде Форте – это таблетки-и-и! Делают боли в горле больно…» – и строила устрашающую «морду» (лицом, особенно женским, такую гримасу назвать трудно), натужно иллюстрируя произнесенный каламбур. Тоже абсурдный, ведь если боли сделать больно, то, по логике, боль должна только усилиться. Дважды меня пытались убедить, что жить можно спокойно, «как у котика на пузике», если подключить на смартфоне услугу «Защитник», спасающую от спама и дающую возможность пользоваться мобильным интернетом при нулевом балансе. Насчет ассоциативно ориентированного названия услуги мы еще поговорим, пока же отметим очередную тупость авторов сюжета. Вот как ее комментирует, назвав попутно рекламу отвратительной, один из опытных кошатников на сайте «Кошка.ru»: «Конечно кот, который лежит кверху своим животиком, выглядит очень мило. Только вот редкий усатый зверь разрешит кому-то не то что лечь, дотронуться до своего священного пузика. Мощный удар задними лапами с острыми когтями обеспечен. А потом еще и сильный кус зубами. Неслучайно такая часть кошачьего тела, как живот, внесена в «черный список» мест, которые гладить не рекомендуется». Параллельные РоссииОднако дело не только в форме рекламы, но и в ее количестве, и в том «контексте», в который она вставлена. Вот, например, идет на канале «Звезда» (российский федеральный общественно-патриотический телеканал; принадлежит медиагруппе «Звезда», которую курирует Министерство обороны Российской Федерации) патриотического содержания сериал о Великой Отечественной войне «Главный калибр» – 12 серий по 44 минуты, всего 528 минут. В среднем каждые 10 минут показ прерывается пятиминутками роликов о «жратве», «тряпках», «выгодных» кредитах и т. п. То есть на протяжении всего сериала нам навязывают более трех часов абсолютно ненужной и сомнительной по форме информации, находящейся, в общем-то, в социальном антагонизме с содержанием фильма, сводя его патриотическое воздействие практически к нулю. Но это еще цветочки. Ягодки дозрели на почве социально-политических ток-шоу (далее – СПТШ), прямо-таки вдохновленных темой СВО (специальная военная операция – если кто еще не успел выучить за год). Видимо, доходное дельце, если эти СПТШ появились даже на тех каналах, где ими раньше и не пахло. Но впереди всех, конечно, «Первый»: общественно-политические пропагандистские ток-шоу (так они именуются в «Википедии») «Большая игра» и «Время покажет», обозначенные в программе ТВ как «Информационный канал», занимают в дневном эфире около девяти часов, естественно, с уходами на «небольшие паузы», то есть на ту же рекламу. А есть еще «60 минут» (дневной и вечерний выпуски), «Кто против», «Вечер с Владимиром Соловьевым» и «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» на «России-1», «Место встречи» на НТВ, «Открытый эфир» на «Звезде»; и, думаю, я назвал еще не все передачи, специализирующиеся ныне на СВО. И везде однотипные разговоры о боевых действиях, обстрелах и жертвах среди мирного населения (с демонстрацией видео), о стремящемся уничтожить Россию НАТО и т. д. чередуются со сладострастно взирающими на бургер «дебилками», берущими пятимиллионный кредит «счастливцами», гордыми обладателями сканер-номера, здоровенными мужиками, шага не способными сделать без голосового помощника «Маруся»… Полное впечатление, что две независимых друг от друга России существуют параллельно. Дикое соседствоА вот пример совсем уж за гранью хоть какого-то здравомыслия. Очередное СПТШ показывает кадры разрушений, сопровождаемые рассказом об ужасном обстреле, а через несколько секунд – душераздирающие крики женщины и ребенка, увидевших… зеленого и ужасного Страшноцена. Узнали? Реклама первой распродажи года группы «М.ВидеоЭльдорадо». Не дикое ли соседство? Если рекламодатель сам выбирает, в какую программу должен быть вставлен его продукт, то хвастовство директора по маркетингу этой группы Большакова о креативности ролика кажется тем более неприятным. Он говорит: «Для создания этого креатива мы вдохновились классикой кинематографа и жанром токусацу, в рамках которого несколько героев совместными усилиями побеждают силы зла. В нашем случае их символизируют высокие цены». Но в чем же креатив, если все-таки задуматься над содержанием? В признании, что обычные, не распродажные, цены в «Эльдорадо» и «М.Видео» предельно завышены до «страшных» и представляют из себя силы зла? Самобичевание, да и только, а не креатив, господин Большаков. Креативным, наверное, считают свой ролик и создатели рекламы, где «очеловеченные» куры сначала рассказывают о здоровом образе своей жизни, а потом превращаются в куски мяса. Неужели такое превращение у кого-то может вызвать аппетит, а не отвращение?! А как «каннибальская» метаморфоза должна восприниматься, если сразу за ней начнут демонстрироваться кадры военных действий, кто-нибудь задумался? Ну ладно, торгаши, у них жажда наживы многие естественные человеческие чувства затмила: ведь с первых дней СВО цены взвинтили. А телевизионщики что – тоже «берега потеряли»? Особенно меня возмутила бездумность и безответственность организаторов СПТШ «60 минут». Расставили они участников программы вокруг экрана на полу (грешен, первой мыслью, которая меня посетила при его виде: «А недурно токшоушники зарабатывают, что могут себе такую роскошь позволить!»), проецируют на этот экран видеозапись с картиной какого-то совершенно разрушенного в ходе боевых действий населенного пункта, а ведущий спокойненько так поверх развалин топчется. Нет, недаром в интернете можно наткнуться на комментарии о «мракобесии», проявляющемся в данной программе. В разной форме – в том числе и в скандальном тоне диалогов, когда так называемые эксперты буквально орут, перебивая и оскорбляя друг друга. Ладно бы насчет ЛГБД спорили, но когда дело касается судьбоносных для страны событий, надо бы и меру, наверное, знать. В чем здесь подвох?Вот употребил я слово «безответственность» и подумал: «А в чем, собственно, состоит особая ответственность в данной ситуации?» Ведь господа с телевидения, как и торгаши, просто делают свое обычное дело – в привычных для себя формах «заводят» публику, чтобы повысить рейтинг и срубить побольше. А вот в чем, пожалуй, особенность. Хотя мы понятия не имеем, получили ли они от власти «социальный заказ» на пропагандистское раскручивание темы СВО, воспринимаются нами их действия до какой-то степени как выполнение подобного «заказа» хотя бы как требования сложного и опасного времени. Мы хотим знать правду, мы хотим знать, что нас всех ждет, и, конечно, мы хотим, чтобы все это скорее кончилось, и одновременно мы хотим победы. А когда нас забалтывают бесконечными рассуждениями, к тому же перемежая их лживой, рассчитанной разве что на дураков рекламой, уверенность, что мы слышим правду, начинает стремительно понижаться, а сомнения расти. То есть пропаганда, выстроенная так, как она ныне выстраивается на ТВ, может дать и обратный эффект. Приведу пример. На телеканале «Звезда» увидел ролик, призывающий посылать голосовые и просто сообщения участникам СВО, «которые так нуждаются в нашей поддержке». Не знаю, действительно ли так важно бойцам на передовой получать такую «поддержку» от незнакомых людей, возлежащих, по сравнению с ними, «у котика на пузике», и как вообще технически может быть осуществлена подобная рассылка, но ощущение какого-то подвоха появилось сразу. Откуда же? Подумав, понял: насторожил меня странно знакомый вкрадчивый мужской голос, произносящий текст. Проверил: так и есть, именно этот голос на том же канале навязывает нам продукцию «Императорского монетного двора» (ИМД), давно имеющего сомнительную репутацию. Последнее его предложение – медальон с Николаем Чудотворцем – тоже рекламируется с явным намеком на СВО, мол, в наше трудное время так важна защита, позвоните, и мы совершенно бесплатно вышлем… оплатить придется только почтовые расходы в размере 299 рублей… В чем подвох здесь? Да в оплате почтовых расходов! Отправить такую «цацку» по почте в самую отдаленную местность России обойдется не более 150 рублей, но таких посылок будет не так уж много. Значительно больше будет отправлено по цене сто и менее рублей. Остальное, по обычному сговору с «Почтой России», достанется ИМД. Штамповка медальонов и «медалей» из медно-никелевого сплава стоит «копейки», то есть прибыль ИМД может составлять до 2 000 %. К тому же «бесплатных» заказчиков иногда ждут еще и неприятные сюрпризы финансово-юридического характера… Впрочем, подобные фокусы – тема отдельной статьи. А сейчас я о чем? Ах да, о голосе, который породил у меня ощущение подвоха там, где, вроде бы, ни о каком подвохе и речи не могло быть. И в том же ряду просматривается название услуги для мобильников «Защитник», упомянутое выше. Если кому-то непонятен термин «ассоциативно ориентированное», поясню: даже рядовые продавцы обучены употреблять словесные обороты, способные ассоциативно вызвать у покупателя доверие, то есть играющие на его чувствах, привычках, предпочтениях, чтобы всучить более дорогой, некачественный или залежавшийся товар. В данном случае слово «защитник» легко ассоциируется со СВО, и если вы готовы к моральной или финансовой (сбор средств в помощь участникам операции тоже продвигается на ТВ) поддержке, то окажетесь и более податливы в покупке услуги. Уверен, что в других условиях подобное название для симбиоза «антиспама» и «отложенного платежа» просто не появилось бы. Стыдно признаться, но хочется иногда, чтобы все дельцы, спешащие поживиться за счет настоящих защитников Отечества ради бездумно-спокойной жизни «у котика на пузике», почувствовали однажды силу удара его лап, остроту зубов и когтей.
|
|