Сибирский режиссер Мария Кельчевская и ее фильмы |
По инф. СМИ |
05 Августа 2023 г. |
Заглянуть на сто лет назад, рассказать о культурной жизни дореволюционного Иркутска и открыть для зрителя неизвестные страницы богатой на события истории России – такую цель поставила перед собой известный режиссер-документалист Мария Кельчевская. Её новый фильм – «Сибирские итальянцы Донателло. История иркутского кино».
Фильм будет посвящён в основном страницам жизни знаменитого кинопромышленника Антонио Микеле Донателло. Его усилиями в столице Восточной Сибири действовало три кинотеатра, один из которых бывший «Художественный декаданс», ныне – СКДЦ «Художественный». Мария Кельчевская начала съёмки в Кемерово, где отыскала российских потомков сибирских итальянцев – Антонио и его брата Бернардо. Благодаря съёмкам тема изучения прошлого в этой семье всколыхнулась с новой силой, и правнук Антонио Донателло Алексей Жуков вместе с женой и детьми приехал в столицу Восточной Сибири, чтобы увидеть памятные места, связанные с легендарными предками. Гостям Иркутск очень понравился. Герои новой документальной ленты побывали в бывшем кинотеатре «Электроиллюзион» (сейчас «Дон Отелло»), где спонтанно состоялась видеовстреча с внуком Антонио Донателло, итальянцем, погуляли у бывшего кинотеатра «Гранд Иллюзион», который мы помним, как «Гигант», и, наконец, дали интервью внутри «Художественного». Гости были приятно удивлены тем, что фасад и внутреннее убранство одного из самых старых иллюзионов города бережно сохранено до наших дней, и востребован не только среди студентов БГУ. Проходили съёмки на Кругобайкальской железной дороге, в Художественном музее и музее «Окно в Азию», где произошло историческое событие – передача реликвий семьи Иркутскому краеведческому музею. Организаторы не ожидали такого отклика и такого количества интересующихся далекой историей, особенно связанной с вехами и событиями культурной жизни дореволюционного Иркутска. После поездки на озеро Байкал потомки Антонио Микеле Донателло надеются ещё раз заглянуть в «Художественный», где всё напоминает об эпохе, связанной с жизнью прадеда. А в планах режиссера – съёмки, повествующие о жизни семьи Донателло в Харбине и работа в архивах Москвы и Московской области. Для продолжения работы над фильмом необходимо найти финансирование, поэтому о сроках окончания проекта говорить ещё рано. «Про дату премьеры фильма «Сибирские итальянцы Донателло. История иркутского кино» я пока не загадываю, но очень надеюсь провести её и в иркутских кинотеатрах «Дон Отелло», и, конечно, «Художественном», – сказала Мария Кельчевская. Для справки:Антонио Микеле Донателло (1874-1936 (?) – итальянский подданный, вице-консул Италии в Иркутске, киновладелец, кинопрокатчик, кинооператор. Владел в Иркутске кинотеатрами «Электро-Иллюзион» (ныне «Дон Отелло»), «Гранд-Иллюзион» (позднее «Гигант») и с 1916 года – «Художественным декадансом» (ныне СКДЦ «Художественный»). После установления Советской власти с семьёй уехал в Китай. Мария Кельчевская – иркутянка, член Союза кинематографистов РФ, режиссёр документального кино, дважды лауреат Губернаторской премии в сфере культуры и искусства за фильмы «Святитель Иннокентий (Вениаминов). Возвращение домой» (2018) и «Служить честно!» (2020). Фотоаппарат Антонио Донателло передали иркутскому музею потомки иркутского киномагната«Знаете, у нас принято все скрывать про Донателло в Иркутске. Есть такая старинная традиция.» Ирония в голосе режиссера Марии Кельчевской — следствие долгой работы над биографией первого иркутского кинодокументалиста Антонио Микеле Донателло. Сибирский итальянец сделал кино доступным для горожан. А вот подробности жизни и даже его изображения пришлось собирать по крупицам. Автор документального фильма о Донателло занимается этим с 2017 года. «Сначала я общалась с краеведом Эльвирой Каменщиковой. Потом мне передали ее архив. Потом я познакомилась с потомками российскими. В прошлом году мы ездили на съемки к ним в Кемерово», — говорит режиссер документального кино Мария Кельчевская. Антонио Микеле Донателло родился в итальянской провинции Фрозиноне. Как оказался в России и в частности в Сибири — режиссер Мария Кельчевская до сих пор не может выяснить. Зато точно известно, что он стал первым в Иркутске кинооператором. Принадлежала ему и первая частная иркутская киностудия «Дон-Отелло». И в начале двадцатого века под его началом выпустили десятки картин. 17-летний праправнук Николай Жуков тоже взялся за исследование, изучил родословную и отметил основные жизненные вехи своих предков. «Мы здесь все собрались. История продолжает жить. Мне кажется, это самая лучшая дань данному человеку. Уже сходили в краеведческий музей, в художественный музей, по городу погуляли. Иркутск — красивый город. Очень красивый. Я бы, мне кажется, жить остался», — говорит праправнук Антонио Донателло Николай Жуков. Но пока тщательно выясняет, почему прапрадед жить остался в Китае после установления советской власти. В архивах молодой человек нашёл, как выглядел первый иркутский кинотеатр в день открытия. «Этот кинотеатр на пересечении улиц Карла Маркса и Грязнова появился здесь в 1907 году. Его открыл сам Антонио Донателло — владелец кинотеатра. И назвали его „Электро-иллюзион“. Привычное же для современных людей название появилось только в нулевые, когда здание попало в частные руки», — говорит корреспондент Евгения Рудакова. Иркутский «Электро-иллюзион» стал первым в сети кинотеатров Антонио Микеле до самого Харбина. До революции там показывали преимущественно документальные фильмы. Традиция эта сохранялась даже после его отъезда из России. В советские годы объект перешел в государственную собственность и вообще стал называться «Хроника». «Это альбом, который мы привезли из Китая. Это фотоархив. То есть когда родились дети, дедушка приобрел или ему подарили камеру. Пока это непонятно, надо еще изучать. Он не любил фотографию. То есть он не занимался фотографией сам по себе. Но этот аппарат у него появился. И, скорее всего, он появился в середине 30-х годов, когда родилась первая дочь», — говорит правнук Антонио Донателло Алексей Жуков. Альбом хранит семейные фото, сделанные в 30-е и 40-е годы уже в Китае. Вместе с ещё одним новым экспонатом — личным фотоаппаратом — фотоальбом займёт свое место в краеведческом музее. «Нам нужно будет с вами связаться, чтобы мы могли все это идентифицировать, атрибутировать. Потому что, как вы понимаете, если это сейчас переходит в музей, то это не будет лежать мертвым грузом.» «Ну, хотелось бы, да, чтобы какая-то была экспозиция.» Мария Кельчевская: Я привыкла делать свою работу искренне
У иркутского режиссера Марии Кельчевской дар находить интересное в обыденном, открывать человеческие черты в великих фигурах прошлого и создавать по-настоящему интересные фильмы к юбилеям. Например, фильм «Святитель Иннокентий (Вениаминов). Возвращение домой» рассказывает о святом как о человеке, не умаляя масштаба его личности. Лента «Огни большого городка» о Черемхово наполнена историями, трогающими до глубины души. Мы беседуем с режиссером о ее творчестве, новой профессии и планах на будущее. – Мария как вы пришли в режиссуру? – По первому образованию я филолог. Окончила ИГУ, но ни дня не работала в школе. Уже в студенчестве в начале 1990-х начала сотрудничать с «АС Байкал ТВ». Сначала делала новостные сюжеты, потом перешла на «Утренний коктейль». Мне очень нравилась наша команда и наше рвение. Меня завораживал процесс видеомонтажа, что можно пускать картинку быстрее или медленнее, поворачивать время вспять, видеть, как выглядит звук, как невероятно звучит реверсивная речь. Потом я ушла в декрет. После него некоторое время работала на ИГТРК. – Почему бросили работу на телевидении? – Хотелось большего. Поэтому, когда увидела объявление о том, что киношкола «Фабрика кино» проводит набор в мастерскую документального кино, отправила свои сюжеты, фотографии уличных наблюдений, раскадровку сценария, и меня пригласили на экзамены. Нам оплачивали дорогу в Москву и проживание. Всего приехали около 70 человек, отобрали 14. Это было невероятное время! В первых съемках нам помогал легендарный Геннадий Васильевич Карюк, кинооператор Киры Муратовой. Мы бегали на телевидение к нашему преподавателю, великому Марголиту, талантливейшему киноведу, снимали учебный фильм с Шавкатом Абдусаламовым, художником-постановщиком Андрея Тарковского. Все это было очень волнующе и ново, сам факт ежеминутного общения с историком кино, гениальным авантюристом Николаем Анатольевичем Изволовым – это счастливый адреналин. Во время учебы я успела поработать помощником режиссера у Галины Евтушенко, которая снимает фильмы о людях искусства. Тогда она работала над фильмом «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи». С тех пор мы дружим, есть идея снова посотрудничать. Работала я и ассистентом по актерам у Дмитрия Астрахана. – Это ведь не единственное ваше режиссерское образование? – Я окончила высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерской Петра Тодоровского и Наталии Рязанцевой. В эти годы участвовала в работе над документальным сериалом «История России глазами детей», за одну из серий получила диплом III степени на фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» в Москве. Еще был фильм «Стать клоуном» про студентов Московского циркового училища, работала над документальным сериалом о художественных музеях мира. В Москве прожила в общей сложности около семи лет, вернулась в родной Иркутск. Здесь меня пригласили в областной кинофонд. – Какие свои фильмы считаете наиболее удачными? – Мне не стыдно за «Святителя Иннокентия (Вениаминов). Возвращение домой», хотя этот фильм нам дался очень не просто. Наверное, еще за «Иркутск с нами?» – ленту, которая посвящена сохранению культурного наследия города. За фильм «Огни большого городка». Люблю «Не пустой звук», «Кино о кино»... Даже за какие-то событийные материалы не стыдно, ведь я привыкла делать свою работу искренне. – Есть фильмы, работа над которыми вас изменила? – Каждый фильм оказывает на меня влияние. Я очень любопытный человек, всегда старюсь вникнуть в тему, поэтому самый интересный этап – подготовительный. Пока ты нарабатываешь материал, видишь множество вариантов будущего фильма. Помню, как я готовилась к съемкам картины об Иркутском драмтеатре «Служить честно». Долго работала в архиве, нашла там много интересных документов. Сохранились даже имена лошадей, которые были транспортом в театре, название тканей, костюмов. В 1940–1950-е королевские костюмы шились из марлевки и мешковины. Словом, когда держишь в руках расходную книгу или меню дореволюционного театрального буфета, видишь чернильные подписи, старую потертую бумагу, возникают невероятные ощущения. Само название юбилейного фильма «Служить честно» не придумано, такое обещание давали артисты театра, с которыми заключали договор на работу. – Какие архивные сведения о театре вас особенно поразили? – Я узнала, как в 1956 году приглашали на работу будущего народного артиста СССР Леонида Броневого, а он шутил в ответной телеграмме из Грозного: «Получили ваши деньги, чуть не подрались с женой...» Хотя им выслали 20 с чем-то рублей на дорогу. В документах сохранился номер дома и квартиры, где он жил в Иркутске. Еще из интересного – оказывается, до середины 1950-х годов артисты нашего драмтеатра в конце каждой сцены внутри спектакля кланялись, срывали аплодисменты. Зрители обращались в театр с просьбой упразднить эту практику, ведь поклоны мешали воспринимать спектакль целиком. Кроме того, постановки были очень продолжительными и заканчивались чуть ли не в полночь, и возле театра дежурили автобусы, которые развозили зрителей в разные части города. – Были какие-то особенности во время съемок? – Нам долго не разрешали снимать во время спектакля за кулисами. Потом все же позволили. Нельзя было пользоваться светом, благо техника в кинофонде хорошая, и наш оператор Антон Сотников смог снять замечательные кадры. Хотя ему было очень сложно работать. Зато видеть спектакль с другой стороны – невероятно интересно. Во время съемок в театре была основная сложность – недоверие. Но день за днем к нам привыкали... Фильм был показан в День театра, меня пригласили на сцену, поздравили, я чуть не разревелась. – Что больше всего вас поразило во время работы над фильмом? – Когда я увидела артистов перед выходом на сцену в дежурном свете. Они немного похожи на силуэтные фигуры, может, оттого, что очень сосредоточенны и сдержанны в этот момент. И вдруг за доли секунды преображаются на сцене. Это настоящее волшебство! Только что стоял обычный человек, а там он – уже герой пьесы. Интервью с артистами – Геннадием Гущиным, Еленой Мазуренко, Натальей Королевой, Тамарой Панасюк, веселой компанией – Николаем Дубаковым, Яковым Вороновым, Владимиром Ореховым, Василием Коневым, Александром Братенковым и другими – были потрясающе интересными. Я очень рада, что эти записи останутся навсегда в архиве. Жалею, что не записали интервью с Алексеем Лобановым... Фильм был уже сдан театру, летом случилась трагедия – он погиб. В фильме он читает закадровый текст, и слова: «Жизнь коротка, искусство вечно» прозвучали фатально. – Это ведь не первый ваш фильм о театре? – «Служить честно» – третья моя работа в кинофонде на эту тему. Еще были фильмы к открытию Года театра в Иркутской области. В один из них вошли эпизоды о каждом из государственных театров региона. В дальнейшем мне бы очень хотелось снять фильм о нашем театре кукол «Аистенок». Помню, как мы снимали, можно сказать, эпизод зарождения театральной жизни в космосе. Болгаркой в оцинкованных ведрах прорезали дыры в виде звезд, затем внутрь помещался фонарик. Невероятный эффект. Это был волшебный реквизит к спектаклю «Аистенка» «Утиная охота. Сны Зилова». – Правда, что вы выучились на тифлокомментатора? – Да, началась пандемия, и я задумалась, какую новую профессию получить, чтобы быть востребованной дистанционно. В итоге поехала на курсы тифлокомментаторов при институте ВОС «Реакомп». Занятия проходили не только в аудитории, но и в Пушкинском музее и Московском Губернском театре. Я выбрала сферу кино и театра. Сейчас уже сотрудничаю с одной российской компанией, готовлю тифлокомментарии к фильмам и экспонатам одного из музеев ближнего зарубежья. – О чем будет ваш следующий фильм? – В Иркутске много людей, которые достойны того, чтобы о них снимали. Например, драматург Владимир Гуркин. Он наш современник, человек, которого еще помнят, у жены и дочери хранится уникальный архив мастера. Нужно снимать, пока еще есть с кем поговорить о нем. Есть замечательные артисты Иркутского музыкального театра, которые достойны отдельного фильма. Это великий Виктор Жибинов, на спектакли с участием которого меня водила мама. Артистка музыкального театра Елена Волошина с ее сложной судьбой. Да мало ли... На сцене Иркутского драматического выступала сама Вера Комиссаржевская и крепостные артисты театра матери Ивана Тургенева. Мы же ничего об этом не знаем... На нашем сайте читайте также:
|
|