Рассуждая о моральном облике |
Ю. М. КАРПЛЮК, ветеран труда, заслуженный радист России | |
06 Апреля 2023 г. | |
Душа – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь – никому! Из Кодекса чести русского офицера Если говорить о душе, то русская душа у нас в песне народной. Все особенности народного песенного искусства говорят о могучем таланте русского народа, глубине его духа, крепости характера. Когда слушаешь народную песню, глубоко проникаешь в суть души русского человека, ибо песня и есть душа народа, сила его духа и оптимизма. Какую неистребимую силу давала она в годину тяжелых испытаний! Вспомните, какие чувства испытываешь, когда слушаешь песню «Священная война», как поднимали дух слова: «Вставай на смертный бой. С фашистской силой темною, с проклятою ордой!». Или песня «Катюша». С каким вдохновением ее пели на фронте воины Красной армии! Можно ли вычеркнуть из памяти великую народную певицу Лидию Андреевну Русланову, которая в годы войны дала 1120 концертов на фронтах! Или разве забудешь Марка Бернеса, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко и многих других?! Вспоминаю песни моей молодости. Например, «Марш веселых ребят». С каким восторгом мы пели: «Нам песня строить и жить помогает, она, как друг, и зовет и ведет…». Или: «Мы родились, чтоб сказку сделать былью…». Народ тогда слагал песни о людях труда: строителях, шахтерах, медиках, учителях, геологах, защитниках нашей Родины. У каждой профессии была своя песня. Кто из причастных к службе в армии не слушал: «На побывку едет молодой моряк» или «У солдата выходной, пуговицы в ряд…». В жизни каждого советского человека постоянными спутниками жизни, ее источниками были надежда, вера и любовь. Только они помогли нам одержать победу над злейшим врагом, поднять из руин порушенную страну, а потом построить новые города, заводы, ГЭСы и, главное, воспитать нового человека. И наше поколение воспитывало на живых примерах – героях труда и войны, на книгах и кинофильмах, где основными героями были люди добра, человеколюбия, справедливости, равенства, борьбы со злом. Твердо убежден, что песни военных лет и на патриотическую тему должны стать символом истинного уважения народа к героическому прошлому и подвигу СССР, одержавшему победу в самой кровопролитной из войн в истории человечества. Такие символы нам сейчас крайне необходимы на фоне сегодняшних событий, они должны отвечать духу времени. Я хорошо помню свое детство, юность, взрослость. С какой гордостью мы носили звание «октябренок», затем «пионер» и «комсомолец»! Комсомольцы вообще были движущей силой в создании нового государства, освоения целины, возведении ударных комсомольских строек. Я считаю и твердо убежден, что мы жили в счастливое время. И мы были высоко моральны. Но прежде чем приступить к этому важному человеческому качеству, надо понять, что, собственно, обозначает это слово – мораль. На мой взгляд, это, прежде всего, нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, действия человека в обществе. Впервые вопрос о морали был поставлен на съезде КПСС в 1961 году. Была провозглашена Программа КПСС и принят на вооружение Моральный кодекс строителя коммунизма. Напомню его некоторые принципы: добросовестный труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общего состояния, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость. Непримиримость к несправедливости, нечестности, карьеризму, стяжательству. Эти принципы и формировали человека будущего. Следующим важным звеном в воспитании такого человека всегда был патриотизм, любовь к родине. Это одно из самых глубоких и сильных чувств, присущих человеку и веками закрепленных человечеством. Вспомните плакат времен Великой Отечественной «Родина-мать зовет!» или речь Сталина в начале войны про то, что наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами! Как все это поднимало дух у народа на борьбу, какой массовый героизм последовал за этим! Или какой высокий патриотизм заложен в простых, вроде, словах песни: «Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь…». Сегодня очень трудно воспитывать патриотизм у нашей молодежи, когда в стране существует социальное неравенство, несправедливость, значительное расслоение нашего общества на богатых и бедных. Разве молодые люди не видят, как живет золотая молодежь и купается в роскоши. Встает вопрос: почему мы боимся признать главное – в нашем народе был, есть и будет сильный запрос на справедливость. Мы считаем, что семья из мужчины и женщины – это хорошо. Но этого мало. Надо вернуть народное богатство народу. Вот тогда и появится четкое понимание, кто мы, куда и зачем идем. Тогда нам будет легче объяснять это школьникам. И еще. Видно, настало время задуматься, что надо и внутри страны что-то сделать, чтобы не было так, что 300 тысяч идут защищать Родину, а столько же, а то и больше в два раза, бегут за границу. Опять же встает вопрос, что нужно в корне менять школьную учебную программу. Должны появиться высокохудожественные произведения, которые являлись бы патриотическими по своей тематике и сюжетной основе, стали бы неизменны человеческие ценности: Родина. Мать. Долг. Подвиг. Защита Отечества. Основной целью произведения должно быть формирование патриотического воспитания, основанного на гордости за Отечество и моральных принципов человека – строителя, созидателя и защитника своей Родины. Разве мало примеров героизма и патриотизма проявил наш народ на протяжении существования России, какой силой обладал, русским духом, любовью к своей родине! Считаю, что мы все равно вернемся к прежней, а именно к советской системе воспитания, где будут учить наших детей и внуков моральным принципам социализма. Другого не дано. Следующий немаловажный факт морали – это долг Отчизне. В СССР долг Отчизне законодательно был закреплен в Конституции, где обязанностью являлась служба в Советской армии. Это был поистине почетный долг. Конституцией было закреплено, что каждый гражданин, достигший возраста 18 лет, должен отслужить в Советской армии и Военно-Морском флоте. Освобождались от службы только граждане по состоянию здоровья. Прошло уже 60 лет после моей службы в армии, но я с большим восторгом вспоминаю, какие были проводы призывников. А как гордились мной родители, когда получили благодарность от командования воинской части за мою безупречную службу, что я стал отличником Советской армии и был занесен в Книгу почета военной части. Для нас, молодых парней, Советская армия была школой зрелости, мужества, закалки. Мы, молодые, с высоким чувством достоинства, выносили все тяготы воинской службы. Я и сегодня смог бы принести пользу защите Родины, ибо я в совершенстве владею всеми видами стрелкового оружия, но, увы, возраст. Еще вспоминаю, какой авторитет имел демобилизованный воин на гражданке у девчат. Им нравилась стройность, подтянутость бравого солдата. Хорошо знаю, какое отношение вызывали у девчонок ребята, которые не служили. Они их считали ущербными. Считаю, что сегодня нужно вернуться к сроку службы в три года. Думаю, здесь объяснений не требуется. А как в наше время относились к уклонистам от службы в армии? Это же считалось большим позором. А что имеем сегодня? Служба в армии являлась еще и хорошей школой воспитания. Ведь военному делу нас учили опытные командиры, которые сами прошли войну. И наказания в армии за различные проступки тоже были нешуточными – наряды вне очереди, гауптвахта, а то и дисбат. Военнослужащий должен был высоко чтить свою честь. Из произведений русских классиков мы хорошо знаем, как берегли свою честь русские дворяне, которые дорожили ею больше, чем жизнью. После революции дворянское сословие исчезло. К сожалению, с ним во многом утратилось и понятие чести. Остались лишь пословицы и выражения: «Береги честь смолоду», «Пора и честь знать». Это понятие закрепилось еще лишь в армии в виде офицерской чести. Существовал даже такой суд, где офицерское товарищество судило своего сослуживца за аморальные проступки. И суд этот считался для офицера самым большим позором. А теперь остановлюсь на, пожалуй, самом главном факторе развития общества – идеологии. Любое государство, общество неминуемо использует ту или иную идеологию для своего построения и развития. В СССР таковыми были марксистко-ленинская идеология, основой которой явились нравственные принципы создания человека, тот самый моральный кодекс строителя коммунизма. В СССР идеология находилась на государственном уровне и была закреплена в Конституции. Идеологам КПСС нужно было доказать, что социализм – самая прогрессивная стадия развития общества. Идеология СССР была основана на исторических материалах. И она всегда вступала в противоречия с другими идеологиями. Например, с идеологией нацистской Германии, которая считала, что немецкая нация является высшей расой человечества. История хорошо показала, чья идеология и правда оказались верными. С развалом СССР развалилась и идеология, а новой создано не было. Это продолжается до сих пор. Да как же иначе, если в Конституции РФ идеология отсутствует?! Например, в статье 13 Конституции РФ написано: «Пункт 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». (Как это понимать?) «Пункт 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». И у нас в стране образовался идеологический вакуум. Государство не проявляет заинтересованности. Сегодня необходимо вернуться к социалистической идеологии, где бы были основные принципы социалистической морали: человек человеку друг, товарищ и брат. И не вредно было бы закрепить на государственном уровне моральные принципы строителя социализма. Заканчивая тему идеологии, хочу особо отметить, что в отличие от нас на Украине строили новую идеологию. Какую, мы прекрасно знаем. На Украине сегодня идет и другая война – война с памятниками. А памятник – это, можно сказать, учитель истории. Делается это для того, чтобы у народа исчезла историческая правда о своей стране. Сегодня на Украине с малых лет прививается ненависть ко всему русскому – языку, культуре и преподносится это на государственном уровне. И как следствие, мы имеет совсем другой украинский народ. В этой статье не могу не высказать свое мнение по поводу столетия образования СССР. Так, 100 лет назад, 30 декабря 1922 года на карте мира появилось крупнейшее государство в мировой истории. И нам сегодня остается только горько сожалеть, что мы потеряли такую великую державу, которая по экономическому развитию занимала второе место в мире, уступая только США. Эта дата и для меня является знаковой. 50 лет назад, 30 декабря 1972 года, я, будучи дежурным по заводу, первый получил телефонограмму из министерства о том, что нашему заводу за высокие экономические показатели и досрочное выполнение пятилетнего плана присвоено звание «Завод радиоприемников имени 50-летия СССР». И вот спустя 30 лет после развала СССР Россия по своему экономическому развитию не вошла даже в пятерку развитых стран! Какими великими свершениями нынешней России мы можем гордиться, вступив в капитализм? Разве только тем, что стали сырьевым придатком к ведущим экономикам мира. Да количеством миллиардеров на душу населения, которые, упав в своей морали ниже плинтуса, ни во что не ставят это население. Если же говорить о высоких моральных принципах торгового русского человека, то как не вспомнить благородство наших купцов-промышленников, которые делились своим состоянием с обществом. Так, купец В. Кокарев в 1892 году построил больницу для бедных, а Савва Мамонтов на свои средства поддерживал людей искусства. Или купец Павел Третьяков, который собрал одну из крупнейших коллекций русской живописи и целую галерею прижизненных портретов своих выдающихся современников и все это передал в дар народу. Это был поистине русский патриот, он признавал, что в жизни есть более высокие цели и идеалы, например, цель служения народу. Он говорил: «Я наживаю деньги для того, чтобы вернуть нажитое народу в виде полезных учреждений. Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, нет лучше желания, как передать наследие обществу». И Государственная Третьяковская галерея – это его наследие. Были такие примеры и в нашей губернии. Так, только меценатами Иркутска было передано в управление городом шесть миллионов рублей – невиданная по тем временам сумма! За счет купцов были построены и полностью содержались многие учебные заведения для неимущих: сиропитательный дом Елизаветы Медведниковой, ремесленно-воспитательное заведение Никанора Трапезникова. А еще дома для бедных Сибирякова, богадельни Трапезникова, Портновой и Лаврентьева, Кузнецовская больница для неимущих, детская Ивано-Матренинская больница Ивана Базанова… Все эти меценаты являются нашей гордостью, и они надолго останутся в народной памяти, так как жили по девизу: «Кому много дано, от того можно и нужно требовать многого». А каков девиз наших нынешних олигархов? Может, его за них придумать народу? Например, такой: «Передать стране все наворованное, награбленное достояние». …Недавно с большим удовольствием на канале Россия-1 посмотрел программу Андрея Малахова «Песни от всей души». Такой душевный подъем получил! Это вселило в меня надежду, что жива еще русская душа! Ведь в каждой песне заложен высокий смысл нашей жизни. И можно только гордиться, что эти гениальные песни и распевы нашего прошлого по-прежнему живут и среди певцов нашего времени, этих самородков русского духа. Будем надеяться, что таких программ и дел, греющих нашу душу, появится больше и на нашем ТВ, и в нашей жизни…
Примечательные публикации на темы отечественной (и не только) истории
|
|