Последний выбор |
02 Мая 2014 г. |
Сегодня, когда в мире воцарился повсеместный культ Интернета, когда и мы тоже, не хуже других стран, вполне цивилизованно встраиваемся в процессы всеобщей компьютеризации и глобализации, нельзя не задуматься о том, что не одно только добро и благо несёт этот прогресс. Да, с одной стороны – совершенная техника, а с другой – семейные драмы и невидимые миру слёзы, бессмысленные смерти, злодейские убийства... Одним словом, явное сползание к первобытной дикости. И всё это, так или иначе связано с тяжёлыми формами компьютерной зависимости, что, конечно, существенно портит благостную картину. Потому и хочется как-то осмыслить весь этот негатив, понять, «что с нами происходит?». Правда, при нынешнем техническом прогрессе вопрос этот приобретает не только нравственный, как у Василия Шукшина, но уже более всеобъемлющий и тревожный характер. В минувшую зиму в Иркутской области случились две тихие, незаметные смерти, о которых никто бы не узнал, если бы о них не сообщили в средствах массовой информации. Сначала в Усолье-Сибирском погиб в собственной ванне молодой мужчина. Он, оказывается, любил смотреть фильмы, когда мылся. И для этого на свою беду как-то там над ванной пристроил ноутбук. До поры до времени такая затея сходила ему с рук. Но в тот роковой день ноутбук сорвался в воду, и парня убило электрическим током. Тут, прежде всего, поражает психологическая сторона этой трагедии: как вообще могло такое произойти, что ноутбук оказался в ванной комнате? Было похоже, что это какая-то случайность, хотя и нелепая, необъяснимая. Возможно, парню хотелось «словить кайф», совмещая полезное с приятным. Но прошло какое-то время, и в феврале в Иркутске при таких же обстоятельствах погиб другой молодой человек – моясь в ванне, он разговаривал по мобильнику, и его тоже поразило током. Странное, между прочим, в обоих случаях «место действия» – ванная комната. Тихий укромный уголок, где, кажется, всё располагает к тому, чтобы остаться наедине с собой, о чём-то подумать. Но вместо этого один предпочёл смотреть фильм, а другой – говорить по телефону. И, как оказалось, оба сделали последний выбор в своей жизни. Что и говорить, жалко этих парней. Вот ушли они в вечность, где уже не понадобится ни компьютер, ни телефон... И сам собой возникает горький недоумённый вопрос: да неужели это те ценности, из-за которых стоит погибать? Пусть ненароком, но ведь ничего случайного не бывает, а смерть всегда высвечивает так много... Представляешь, как ещё сравнительно недавно сидели они в автобусе: в наушниках, проводами обвешаны, а глаза закрыты – видно, совсем уж невмоготу созерцать эту «убогую» реальность. Но ничего, домой приедут, а там ждёт компьютер, Интернет, богатая во всех отношениях виртуальная действительность. И до самой ночи окунутся они в желанную стихию грёз, мифов, иллюзий... А электронный идол между тем не унимается, требует ещё больших жертв, забирая всё свободное время. Уже не хочется ничего читать, заниматься спортом, встречаться с друзьями... Каждый выкроенный часок отдаётся только ему, этому многоликому божеству. И всё труднее почему-то оставаться наедине с собой, даже когда это необходимо, даже в ванной – скучно одному, неинтересно. Оказывается, нет ничего хуже, чем такое вот безотрадное уединение. Честное слово, как в могиле, ни с кем и не перемолвишься. Тоска, покинутость, внезапный приступ депрессии... Видимо, в одни из таких «горестных» дней и поселился в ванной ноутбук-утешитель. Так это было или примерно так, нам остаётся только догадываться. Но несомненно, есть что-то глубоко символическое и даже мистическое в том, что обожаемый идол в конце концов убил своего хозяина. Вообще не перестаёшь удивляться, как явно, шаг за шагом меняется человек под натиском мощного технического прогресса. Вот только две цифры. По опросам социологов сегодня обычный россиянин читает в среднем девять минут в день. А в Интернете те, у кого он есть, проводят по несколько, часто более шести часов в сутки. Похоже, дело идёт к тому, что скоро наша, в недавнем прошлом самая читающая страна превратится в самую интернет-зависимую. Но тут, конечно, надо различать тех, кому Интернет нужен для работы как универсальный справочник и источник знаний, и тех, кто часами пропадает в соцсетях ради посещения различных сайтов и активного общения с другими пользователями. Именно об этих, последних, один умный человек сказал: «Эпоха Интернета – эпоха великой безудержной болтовни». Да и как этому не быть, если свобода общения в соцсетях не идёт ни в какое сравнение с интерактивностью радио и телевидения. Там – эфир, и человек чувствует ответственность за своё слово в прямом эфире. Здесь же – полное раздолье и вседозволенность в виртуальном пространстве, где какой-нибудь Вася из подворотни может на доступном ему языке, не стесняясь в выражениях, высказать всё, что он думает, например, о своей стране и её руководстве. И никто даже не узнает, как его зовут на самом деле. Чем совершеннее электронные средства массовой информации и коммуникации, тем сильнее подчиняют они себе волю, разум, душу человека. Уже многие, кажется, и дня не способны провести, чтобы не подключиться к чужим эмоциям, мыслям, к перипетиям чьей-то далёкой жизни. Вечер без телевизора – это душевный дискомфорт, без компьютера – вообще какой-то каменный век. Изо дня в день существовать, точно на семи ветрах, между телевизором, компьютером и мобильником – таков образ жизни современного человека, таков его выбор, где «роскошь человеческого общения» – едва ли не главная жизненная ценность. И в абсолютном меньшинстве остались те, кто ещё испытывает другую, но столь же естественную для человека потребность – глубокую потребность в спокойном созерцательном уединении. А это уже нечто противоположное виртуальным ценностям, поскольку приближает нас к истинной природе человека, призванного быть самодостаточным, свободным и самобытным. Да, спору нет, велик соблазн, например, для пишущего человека побродить в виртуальном поле, подкормиться маленько чужими идеями, мыслями – там же всё есть, в этом Интернете, да это и не возбраняется. Но только в уединении, отстранившись от всех иных мнений и оценок, мы наконец-то начинаем думать самостоятельно, доверяясь лишь своему собственному внутреннему голосу. И эти незаёмные, неизвестно откуда явившиеся мысли и станут для нас самыми дорогими. К сожалению, сегодня человек всё больше становится неинтересен самому себе, личность его нивелируется, подводится под какой-то общий стандарт, и то неповторимое и самобытное, что есть в каждом из нас, безвозвратно утрачивается, даже не успев проявиться. Вспоминается одна передача на радиостанции «Эхо Москвы», где обсуждалось предложение президента Владимира Путина вернуть на выпускных экзаменах сочинение по литературе. Пришли в студию заслуженные люди – учителя, кандидаты наук, и все обескуражено говорили об одном и том же – что большинство нынешних выпускников никакое сочинение самостоятельно не напишут, так как не способны вразумительно изложить свои мысли. Дай задание, говорят учителя, написать сочинение дома – и все принесут стандартные, списанные из Интернета тексты. Просто они так сегодня воспитаны – в убеждении, что «компьютер нам поможет». Но именно такая цель и была поставлена реформаторами образования – вырастить, по признанию бывшего министра Андрея Фурсенко, «грамотного потребителя», то есть самого примитивного человека. Сочинение учило думать, грамотно, ясно писать, развивало творческие задатки детей. Но будущему потребителю, понятное дело, звёзд с неба не хватать, с него и пресловутого ЕГЭ довольно. Случилось так, что всё это совпало и одновременно заработало – антинародная реформа образования и доступность Интернета с его вредоносными сайтами, подстрекающими к пороку, агрессии, насилию и даже самоубийству. Школа-то теперь, согласно новым веяниям, уже не воспитывает, а всего лишь «предоставляет образовательные услуги». Удивительно, как ещё учителей не додумались переименовать в каких-нибудь менеджеров. Ну, а воспитанием занялись Интернет и жестокие компьютерные игры со стрелялками. Любопытно, что в минувшем году в русском языке появился даже подходящий неологизм – осетенеть. Это как раз о фанатах соцсетей. Очень выразительное словечко, говорящее само за себя и известно кого напоминающее. Такими осетеневшими были и иркутские «молоточники», убивавшие людей в Академгородке, а потом выкладывавшие снимки своих злодеяний в том же Интернете, и московский школьник, который до одури наигравшись в компьютерные игры, заявился в школу с ружьём и расстрелял своего учителя и полицейских. Видимо, когда стирается грань между виртуальным миром и реальностью, наступает безумие. И всё-таки трудно понять, как у этих парней-убийц, ещё совсем молодых, могло произойти такое стремительное саморазрушение личности. Они не щадили никого, но ведь и себя тоже не щадили, зная, что их ждёт тюрьма, проклятие, позор... А ловушка зависимости открыта для всех. В неё может угодить и подросток, двое суток безотлучно просидевший перед компьютером и умерший от переутомления. И глава распавшейся семьи, где компьютер встал между супругами как третий лишний, и мужчина решил остаться с ним, а не с женой. Думается, что все эти трагедии, драмы и более лёгкие формы интернет-зависимости говорят о новых вызовах времени, перед которыми стоит человек. Очевидно, совершенная техника предполагает и одновременный духовный прогресс человека, его устремлённость к свету и чистоте. Но пока этого не происходит, а иного пути нет. Особенно если учесть, что безупречный в техническом отношении Интернет по своей сути, наполнению – это отнюдь не школа для благородных девиц. Между прочим там, где компьютеры исправно служат человеку, не посягая на его духовную свободу, – а это практически во всех отраслях человеческой деятельности – там ни о какой зависимости нет и речи. И только Интернет, видимо, и задуманный как главный инструмент глобализации, с его всемирным размахом и всепроникающим влиянием вознамерился покорить душу и сознание человека. И это ему прекрасно удаётся. Все, кто его освоил, уже не представляют, как можно без него жить и вообще что-то делать. Когда я сказала своей давней приятельнице, социологу, что пишу эту статью по старинке – не имея компьютера, ручкой по бумаге, она очень удивилась и спросила, как я без Интернета смогу это сделать? Но и я в свою очередь тоже удивилась. Это Господь говорил: «Без меня не можете делать ничего». (Ин. 15,5). А уж без Интернета, подумалось мне, можно и жить, и писать. Это, конечно, всё так. Но забавно мне было почувствовать себя – по сходству ситуации – этаким шукшинским «чудиком» из рассказа Василия Макаровича «Штрихи к портрету». Там герой этого рассказа, телемастер Князев, всё время думает о государстве и пишет большой трактат на эту тему, довольно, правда, наивный, смешной какой-то, но дело не в этом. Он тоже мог бы, наверное, в те годы пойти в библиотеку, прочитать работы Ленина о государстве и не мучиться понапрасну. Но Князеву это было не нужно. Ему интересно было самому до всего додумываться, а не выезжать на чужих мыслях. Его никто не понимал, над ним смеялись, он злился и скандалил, но от своего не отступался. Вполне, оказывается, современный персонаж. А может быть, даже и вечный... ...Так я и написала эту статью – без компьютера, но, несомненно, с Божьей помощью. И о чём же мне тогда жалеть...
Тэги: |
|