Первый праздник сентября (размышления педагога) |
Александра Харьковская |
01 Сентября 2023 г. |
«Пусть в жизни всегда будет место знанию, мудрости, которые помогают справляться с житейскими неурядицами». (Расхожая фраза) Этому празднику почти 40 лет (введён Указом Президиума Верховного Совета СССР № 37311 от 15 июня 1984 года «Об объявлении 1 сентября всенародным праздником – Днём знаний»). Нет человека, который был бы равнодушен к этому непростому понятию – Знание. Первый день нового учебного года: линейка, букеты, белые банты, встреча с одноклассниками, встреча с учителями, встреча со школой... Многие испытывают ностальгический трепет. Это праздник участников Процесса Познания – учащихся и учителей. День знаний должен привлекать внимание к важности образования. Празднование Дня знаний можно видеть на всех улицах. По-нынешнему оно происходит с размахом. Букеты всё пышнее, наряды всё дороже, музыка всё громче, аппаратура всё мощнее. Песни-танцы, вечеринки на природе или в кафе... Кто ярче? Кто богаче? Кто оригинальнее? Престижнее? И дальнейшее ...ее. А происходит ли в этот день встреча с процессом познания? Осмысливается ли главная суть праздника – само понятие ЗНАНИЕ? Каждый скажет, что знания нужны человеку, чтобы решать самые разные задачи: готовиться к выбору профессии, осваивать её, совершенствовать мастерство, общаться, помогать другим людям, совершать открытия, изобретать... А ведь это самое поверхностное представление о том, что по сути делает человека Человеком. По теме: Я с интересом обнаружила на сайте для учителей и родителей появление обязательных еженедельных уроков с общей темой «Разговоры о важном», основная цель которых – духовное и нравственное воспитание и, в первую очередь, воспитание патриотизма. Радуюсь, конечно, что на воспитание этой стороны каждой личности обращено, наконец, внимание государства. Однако несколько настораживает строгая обязательность тематики этих занятий и строгая их последовательность. Формируется следующая последовательность знания о жизни: Родина, государство, мать, отец, семья, музыка, кино. Почему из всех многочисленных видов искусства повезло только двум – музыке и кино? С одной стороны, такая последовательность в освоении знаний главной ценностью объявляет государство (содержащееся также в понятии Родина), которое, как мы с вами имели возможность наблюдать (СССР и РФ – это разные государства), не может быть отнесено к чему-то постоянному, претендующему на истинность. С другой стороны, выделяя музыку и кино среди всех искусств, государство в лице Министерства просвещения занимается популизмом (популизм – это политическая деятельность, направленная на самую обширную социальную группу – «простых людей» – с целью получения народной поддержки). Рекомендации Министерства просвещения фактически предлагают заигрывать с учащимися, использовать наиболее привлекательные для них формы. Нововведения в общем начальном и среднем образовании (девятилетнее образование и получение свидетельства о таковом, кстати, является обязательным в нашей стране) направлены в первую очередь на практическое знание и воспитание средней лояльной личности. Практическое знание на основе освоения достаточных теоретических знаний, его соединение с творческим началом личности (сегодня это зачем-то называют креативностью) – это ли не лучшая система образования? Понятие «государство», формируемое системой образования, в явном приоритете, это просматривается по официальным источникам. Ведь в 2022/23 учебном году изменён подход к группам тем итогового (для получения аттестата зрелости) сочинения: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека». В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования система практического знания просматривается как аттестация уровня образованности по результатам проектной деятельности учащегося. Вот, кажется, оно – соединение с творческим началом! Но с организацией проектной деятельности в школе пока всё очень непросто. Однако вернёмся к главной теме размышлений – понятию Знание. Есть разные виды знания, наверное, потому-то и праздник поименован во множественном числе, как День знаний, а не в единственном, как День знания. Видимо, предполагается, что 1 сентября обучающиеся и обучающие (причём не только школьники и школьные учителя) празднуют возможность получения различных видов знания. Чтобы отделить наше понятие, осмыслим, что есть у Человека, кроме знания? Убеждения, вера, предрассудки, мнение, чувства и эмоции, умения и навыки... И все эти элементы можно назвать знаниями в житейском смысле. Отличение научного знания от этого ряда разве не является целью истинного образования? Философия выделяет две функции знания: освоение высших принципов мироздания человечеством и становление и развитие личности на основе знания. Первый вид – собственно научное знание, второй – знание образовательное. А высшая цель образовательного процесса – получение такой личности, которая способна к освоению высших принципов мироздания для преобразования мира и общества с «человеческой» целью. Современное определение знания как формы общечеловеческой и индивидуальной памяти позволяет увидеть принципиальную необходимость соединения научного и образовательного знания в образовательном процессе. Полагаю, что именно в этом состоит ответ на вопрос о сути празднования начала учебного года. В современной ситуации с реформами образования заметен слишком явный акцент на практическом знании, на стремлении преждевременно активизировать мнение обучаемой личности. Ведь учителю предлагается активно спрашивать мнение ученика, пока ещё не осмыслившего не то что мироздание, но и самые элементарные понятия, то есть не имеющего Знания в пользовании индивидуальной памяти. А ведь понятие «мнение» принципиально определяется философией как противоположное понятию «знание»! Стремление к практической активизации учеников доходит до нелепости. В методическом пособии к циклу уроков «Разговоры о важном» уже 5 сентября ученикам 1го класса после десятиминутной вступительной части предлагается задать вопросы: «Зачем вы пришли в школу?», «Что вы узнаете, чему научитесь?», «Зачем вам знания?». Говорят, что современная система образования имеет дело с детьми «поколения зэт». Это поколение, которое «родилось с кнопкой на пальце» и способно стремительно найти любую информацию. В свою очередь, информация – это комплекс сведений о чём-либо. Однако до комплекса «поколение зэт» чаще всего не добирается, а использует первый попавшийся сайт, не подвергая осмыслению, не сопоставляя сведения из разных источников, а просто копируя. После чего «исследователь» формирует индивидуальное знание и часто «чересчур активное» мнение. Есть замечательное положение о том, что глубокое, полное и совпадающее с сутью познаваемого объекта знание должно быть противопоставлено знанию поверхностному, фрагментарному, отклоняющемуся от подлинной реальности. Подобное знание часто именуется мифологическим и даёт возможность манипулировать личностью, им обладающей с уверенностью в истинности своей позиции. Диалектика показывает, что истинное научное знание формируется в процессе освоения предшествующего знания, затем его критики и включения в новое, уточнённое знание. Чтобы наш мир не рухнул, нам надо понимать знание не как информацию о внешней и независимой реальности, а как элемент мира человека, позволяющий вносить идеальный порядок и смысл в реальность. Таким образом, наш первоклассник должен бы ответить на вопрос «Зачем ты пришёл в школу?» следующим образом: хочу получить столько знания, чтобы правильно понимать мир, а затем правильно жить в этом мире и правильно воздействовать на него. Однако предполагать это абсурдно. В нынешней педагогике популярно необъяснимое для нормального человека, абстрактное, в общем-то, понятие «измерение уровня обученности». А знание философски определяется как «творческое, динамическое измерение сознания». От того, к какому «измерению» будет отнесено образовательное знание, во многом зависит его качество. Сегодня происходит осмысление ценности прежней (советской) системы образования, и у учителей-предметников возникают вопросы. Не забывают ли в Министерстве просвещения о значимости научного знания? Как понимают сотрудники этого министерства измерение знаний? Как формальную процедуру демонстрации абы какого применения или как наличие научно-практического мировоззрения?
|
|